На прошлой неделе Telsa Motors объявила о скором запуске новой модели. Релиз бюджетной Model 3 говорит о том, что электрокары становятся доступнее. Но можно ли сказать, что мы стали на шаг ближе к революции в индустрии личного транспорта? Электромобили внешне и функционально всё ещё мало отличаются от традиционных авто. Как технологии и новое законодательство повлияют на дизайн личного транспорта в ближайшие 5-10 лет?
1. Вопрос экологии важен, но ещё важнее — как расходуется наше личное время
Исходное назначение автомобиля — сокращать время на передвижение. Сейчас приходится тратить по несколько часов только на путь до работы и обратно. Раньше люди мечтали об автомобиле, а теперь некоторые гордятся, что ходят пешком.
Есть масса решений проблемы, включая общественный транспорт и велосипеды, но это другой уровня комфорта и свободы передвижения. Кроме того, развитие общественного транспорта и дорожной системы не избавляют нас от пробок в полной мере.
Стоит взглянуть на ситуацию на уровне управления экосистемой. Это подразумевает не только массовое использование электромобилей, а изменения принципов дорожного движения. Светофоры, разметку, знаки и личные решения водителей со временем заменит искусственный интеллект, который поможет управлять транспортным потоком непосредственно на системном уровне.
2. Индустрия развивается в направлении максимально автономных и экологичных электромобилей
Сегодня на дорогах электрокары второго уровня автономности (level 2) или «hands off». Система помогает управлять автомобилем, но вы за рулем, как и 100 лет назад, следите за дорогой и приборами.
Уровень 3 (level 3) или «eyes off» позволяет не управлять машиной самому.
Автомобиль уровня 4-4+ (level 4-4+) или «mind off» способен передвигаться без присутствия человека, но рычаги управления в салоне всё равно есть.
Уровень 5 (level 5) — автономный электрокар без органов управления, где «водитель» не вы, а искусственный интеллект.
3. Конструкция автомобиля радикально не менялась последние 100 лет. Всё что мы наблюдаем сегодня — это один большой рестайлинг
После того, как в каретном экипаже место лошади занял паровой котёл, произошло всего два значительных изменения в дизайне автомобилей.
Переход к пространственной конструкции — кузов является несущим и по нему распределяются нагрузки. И переход к монолитной компоновке кузова. Когда в 30-е года двигатели стали мощнее, новая конструкция позволила достигать лучшей аэродинамики. Всё.
4. Электромобиль будущего — не средство передвижения, а скорее «офис на колёсах»
Автомобиль, в которым не нужно управлять, становится персональным офисом или передвижным домом. Компоновка салона изменится в сторону лаунжа или рабочего пространства. Это новый user case, требующий иного подхода к дизайну. И, как мне кажется, рынок движется в сторону.
Современные электромоторы — это компактные цилиндры, размером с трехлитровый термос. При этом они способны передвигать двухтонный автомобиль. Центр массы теперь находится не там, где двигатель, а где батарея. Это идеальное расположение под днищем автомобиля между передней и задней осью. Также больше не нужно передавать крутящий момент с двигателя на колёса с помощью моста. Соответственно, мы можем сделать абсолютно плоский пол, сделать салон гораздо просторнее.
Если говорить об автомобилях 5-ого уровня автономности, то здесь полностью отсутствуют привычные органы управления. На их место придут другие функциональные элементы, которые позволят эффективно и комфортно проводить время во время движения.
5. Новые принципы обеспечения безопасности изменят дизайн автомобиля
Внешний вид и конструкция автомобиля обусловлены тем, как он ведет себя во время столкновений. Бамперы, защитные системы в дверях, ролл-бары крыши усложняют и утяжеляют автомобиль. Стайлинг экстерьера всегда разрабатывается с учётом того, чтобы пешеход получил меньше увечий при столкновении. Места соприкосновения должны быть скруглены, легко деформироваться и т.д.
Сегодня, даже если вы выпускаете машину без двигателя внутреннего сгорания, вы не можете сделать её без капота — размер зоны смятия должен соответствовать регламенту. Поэтому дизайн Tesla, вынужден повторять традиционные авто, но это дизайн прошлого. Полностью автономный авто, который будет управляться ИИ и даже гипотетически не способен в кого-то врезаться — дает большую свободу для дизайнеров и конструкторов. Как только будут внесены изменения в законодательства — мы сможем увидеть много интересных машин.
Также есть жесткий свод правил по освещению машин. Он определяет интенсивность каждой функции света, ее размер, местоположение, прозрачность и т.д. Чтобы человек не спутал свет тормоза со светом габаритных огней, у света тормоза должна быть определённая интенсивность, площадь, местоположение. Для каждого элемента целый свод правил. В автономных авто использование световых сигналов будет сведено к минимуму и машины будут создавать меньше светового загрязнения.
6. Масштаб изменений в области личного транспорта зависит от возможностей конкретного рынка
В некоторых регионах и государствах, например, в Калифорнии или Германии, внедрение новых технологий поддерживают и субсидируют власти. Совместно с автопроизводителями разрабатываются большие экосистемные проекты, новая транспортная сеть. В странах, где эта схема не работает, автокорпорации подстраиваются под реалии рынка и сами создают сети заправок, топливные центры и так далее. Оба сценария возможны и они уже развиваются, но для идеального решения проблем личного транспорта, требуется создание инфраструктуры нового типа.
7. Переход на электромобили не улучшит экологическую ситуацию сразу
Количество автомобилей растет быстрее, чем принимаются новые нормативы по экологичности топлива и двигателей. Электромобили — это выход. Но пока на производство, доставку, зарядку, утилизацию батарей требуется энергия электростанций, работающих на ископаемом или ядерном топливе. Батареи это отдельная важная тема, и компании работают над более экологичными вариантами, над снижением их токсичности и веса, расходом энергии во время движения.
Идеальный вариант с точки зрения экологичности — это закрытый цикл, когда автомобиль может быть переработан на 100%, а для его создания, использования и переработки не применяется ископаемая энергия или энергия ядерного распада. Многие компании в индустрии к этому стремятся, так как понимают, что ископаемое топливо конечно. При текущей динамике использования автомобилей, его хватит, по некоторым данным, на 50-70 лет. Управление дорожным движением с помощью ИИ-технологий также поможет нам снизить потребление ресурсов за счет выбора оптимального пути, скорости, отсутствия аварий и пробок.
8. В будущем больше не понадобится ездить на заправку
Есть разные взгляды на эволюцию АЗС. Один из наиболее возможных и элегантных вариантов — индукционная зарядка автомобиля. Микроволновые заправочные панели могут быть встроены в дорожное полотно в места общественной парковки. При наличии автономных технологий машина будет самостоятельно искать место для парковки и заряжаться. Эти технологии уже существуют, они опробованы и в ближайшее время будут внедряться на серийных автомобилях.
Более футуристичный вариант — когда в дорожное полотно встроены индукционные передатчики, и автомобиль заряжается во время движения. Над ним работает американский университет Oak Ridge National Laboratory. При таком сценарии машина постоянно получает небольшие порции энергии, отпадает необходимость в статичной подзарядке и больших токсичных батареях. Тогда вес электромобиля можно снизить почти в 2 раза, что опять же позволит экономнее расходовать энергию. Я не знаю, как скоро эта технология будет внедрена, возможно, лет через 10-15.
В будущем изменится и само дорожное полотно. Скорее всего, наличие отбойников, бордюров, знаков, разметки не понадобится. Есть очень много возможностей оптимизации и концептуальных технологий, например, дороги из солнечных батарей. Технология уже существует.
9. В ближайшие 3-4 года электромобили перестанут быть нишевым продуктом
В Германии обсуждается законопроект о прекращении использования автомобилей с двигателями внутреннего сгорания с 2030 года. Транснациональные корпорации, выпускающие традиционные автомобили, создают лаборатории, которые работают над автономными электрокарами. Средний период разработки автомобиля составляет 4 года, то есть, примерно, через 3-4 года мы увидим много новых продуктов в этой области от крупнейших мировых производителей. Стартапы, такие как Tesla, NIO, Faraday Future создают конкуренцию и подталкивают индустрию к тому, чтобы изменения происходили быстрее.
Автопроизводители оказывают огромное влияние на индустрию технологий искусственного интеллекта, инвестируя в разработку новых систем управления автомобилем. Кроме того, мы очень ждём появления нового законодательства по использованию автономных автомобилей. Калифорния, вероятнее всего, станет первым местом в мире, где новые регламенты будут разработаны и внедрены. По слухам из индустрии это случится в ближайшие 2-3 года. Остальные страны будут ориентироваться на этот свод правил и внедрять его у себя. Вот тогда мы увидим первые караваны беспилотных автомобилей на дорогах, и некоторые из них будут визуально и конструкционно значительно отличаться от тех, электрокаров, которые мы видим сегодня, не говоря уже о традиционных автомобилях.