К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Фрэнк Хок, Dell EMC: «К 2031 году число устройств, передающих данные через интернет, достигнет 200 млрд»

Фото REUTERS / Charles Platiau
Фото REUTERS / Charles Platiau
Президент по рынкам и работе с заказчиками Dell EMC — о том, как датацентры становятся виртуальными, чем гиперконвергентные системы отличаются от конвергентных и почему эти различия важно знать даже стартапам

Хотя в 2017 году в разговорах венчурных инвесторов и ИТ-разработчиков о трендах хай-тека чаще звучали «нейросети», «блокчейн» и «виртуальная реальность», многие  технологические рынки, о которых говорили несколько лет назад, остаются перспективными. Вторую волну роста, например, переживают облачные технологии.

О перспективах и сложностях формирующегося рынка конвергентных (а вслед за ними   — и гиперконвергентных решений)  Forbes поговорил  с Фрэнком Хоком,  президентом компании VCE, ставшей частью EMC, бывшим исполнительным вице-президентом EMC (по последним исследованиям, компания занимает 43% рынка конвергентных платформ),  а сегодня, после поглощения  компанией Dell за $67 млрд,  президентом по рынкам и работе с заказчиками Dell EMC.

—На заре появления «облачных» технологий мы слышали много громких обещаний:  вычислительные ресурсы будут совершенно программно-конфигурируемыми,  доступными из любой точки планеты в любое время, вне зависимости от того, какое «железо» в  распоряжении пользователя.  Это все еще далекая мечта?

 

— До этого пока далеко, но именно гиперконвергентные системы приближают нас к подходу «ИТ из розетки». Он предполагает, что компания может купить такую систему, которая позволит «нажать на кнопку» и получить все нужные сервисы. Я утрирую, но идея такова: не нужно    проводить тендер на поставку оборудования, содержать огромный штат ИТ-специалистов,  внедрять ERP-решение полгода. Вместо этого есть виртуализированная среда с несколькими универсальными узлами,  «коробка», которая изначально объединяет  все ключевые сервисы дата-центра  за счет специализированного ПО.  Такие кластеры могут включать вплоть до сотни узлов. Это чем-то напоминает конструктор LEGO: ты добавляешь все новые модули  - новые ресурсы встраиваются в систему и работают совместно. В этом ключевое отличие от конвергентных систем, где все-таки присутствуют специализированные физические устройства.

—  Что входит в такие виртуализированные пулы, на которых можно запускать самые разные приложения?  

 

— Они объединяют  средства хранения, вычислительные мощности, сетевые ресурсы. Обычно есть и дополнительные функции — скажем, резервное копирование,  сжатие данных, репликация. У вас в дата-центре есть жесткие диски, флэш-накопители (средства хранения данных),  есть гипервизор (специальная программа, которая запускает на сервере несколько параллельных операционных систем), виртуальные машины управляются контроллером так, как будто бы ваши операции выполняются на разных физических устройствах. В конвергентных  системах у вас есть сервер и набор дисков, чтобы масштабировать их, вы вводите в работу и все новые  диски и все новые сервера. В гиперконвергентных системах, с другим принципом инжиниринга и со специальным ПО, сервер и накопители данных объединены — и для увеличения вычислительных мощностей вы добавляете  не новые блоки  памяти или процессоры, а новые модули.

— Насколько это помогает экономить?

—  В сравнении с традиционной ИТ-инфраструктурой гиперконвергентные системы обходятся до 40% дешевле, если считать расходы и на развертывание, и на эксплуатацию системы.

 

— За счет чего падают расходы?

— Обычно сложно точно сказать, какие затраты уменьшились из-за более продуманного устройства ИТ-инфраструктуры, какие — за счет лучшей организации работы персонала. Можно сказать, что виртуализация серверной инфраструктуры, систем хранения данных, сетевых портов  позволяет  использовать каждый из этих видов инфраструктуры на 40-50% эффективнее. Но часто мы понимаем, что если научить инженеров дата-центров работать не с одним классом оборудования, а со всеми,  в штате можно держать меньше людей, это тоже помогает уменьшить расходы.    

Нужно понимать, что не меньше экономии важна возрастающая скорость вывода на рынок новых продуктов. Если ты можешь быстро масштабировать ИТ-инфраструктуру, значит, ты можешь быстро развивать продукты и увеличивать базу клиентов. Это важно для  конкурентоспособность компании.

— Насколько активно компании внедряют гиперконвергентные системы? Аналитическая компания ActualTech Media  по результатам опроса в мае объявила, что 25% опрошенных ИТ-директоров в США и Европе уже работают с новым типом платформ.

— Думаю, это  завышенная оценка, рынок гиперконвергентных систем все еще в зачаточном состоянии. Есть регионы, где действительно много заказчиков, но даже в этих странах проникновение я бы оценил на уровне 15-20%. Обычно же топ-менеджеры и ИТ-директора очень поверхностно представляют себе, что это за решения. В России, кстати, как раз такая ситуация. В большинстве стран Европы — тоже. Это непросто убедить людей отказаться от того, что они привыкли закупать для  датацентров за последние тридцать лет,  и перейти к комплексным решениям. По моим оценкам, на то, чтобы они осознали, что изменились сама парадигма устройства датацентра и сама модель работы с поставщиками ИТ-инфраструктуры, уйдет 5-10 лет. Людям просто нравится  строить, планировать, конструировать. А теперь им предлагают отказаться от этого   «купил, поставил, запустил». Надо свыкнуться с этой мыслью. Мы должны их убедить, что все нужные им сервисы будут работать точно так же, как раньше.

 

Примечание Forbes: Простая аналогия для конвергентных систем: раньше нужно было покупать будильник, часы, калькулятор, диктофон,  - теперь это все умещается в смартфон. Но вскоре самые передовые ИТ-менеджеры перестали довольствоваться даже этим. Они получили не набор моделей смартфонов, а один универсальный гаджет.  Новым классом систем стали гиперконвергентные платформы. В них программы объединяют в единое виртуальное целое все компоненты ИТ-инфраструктуры, с управлением через один контроллер и с возможностью добавлять все новые узлы. Заказчик может запускать на одном оборудовании все больше приложений и сервисов, заставляя имеющиеся мощности работать эффективнее и производительнее. Объем рынка гиперконвергентных платформ к сентябрю 2016 года  - более $480 млн (рост — 137% за год).  На нем соперничают решения как крупных компаний (VMware, Dell EMC, Cisco и другие ведущие вендоры), так и новых игроков, уже вошедших в список компаний-«единорогов» (SimpliVity была куплена Hewlett Packard Enterprise за $650 млн в январе 2017 года, текущая капитализация  Nutanix, вышедшей на NASDAQ, —  более $3,7 млрд).

— Какие компании быстрее других начинают использовать  новые технологиии?

— Это компании, которые понимают роль цифровой трансформации бизнеса, среди них много игроков в сфере здравоохранения или, например, в финансовой и страховой индустриях, много и производственных бизнесов. Это любопытно, потому что, например, компании в сфере медицины в последние десятки лет были настроены обычно очень консервативно к технологическим новшествам. А для гиперконвергентных  платформ они стали early adopters.  Я работаю в EMC (сегодня Dell EMC)  уже более 25 лет. Я также был президентом компании VCE, которая изначально создана тремя компаниями EMC, VMware и Cisco (сегодня выросла в вендора конвергентных  и гиперконвергентных систем с ежегодным оборотом в более $1 млрд, c начала 2016 года стала полностью интегрирована в бизнес EMC и стала подразделением по конвергентным платформам — Forbes).  В VCE я работал с заказчиками из самых разных отраслей. Например, транспортная Canadian Pacific  отдала ИТ-системы на аутсорсинг и хотела вернуть их себе. Главной целью было быстрее и гибче работать с клиентами, которые заказывают перевозки.  Компания смогла перенести интегрированную базу данных Sybase,  приложения для учета деятельности предприятия и все ИТ-операции  за выходные.  Canadian Pacific  добилась повышения производительности на 30%, а объем звонков в службу сильно упал, на что и рассчитывала компания. Другой компании, фармацевтической Purdue Pharma L.P, модернизация датацентра позволила сэкономить  за пять лет около $2 млн. За это время ИТ-отдел возвращал треть от своих запланированных расходов в бюджет.

Или интересная история  у компании  ProMedica,  некоммерческой организации, которая развивала ИТ-решения для медицины в северо-западном Огайо и юго-восточном Мичигане. Главный продукт ProMedica управляет сетью больниц, амбулаторных хирургических центров, специальных клиник, а еще у нее свой страховой бизнес. Через нее проходят проходят более 4,7 млн пациентов в год.  В течение 15 лет ProMedica росла быстрыми темпами за счет интеграции систем небольших больниц. Вскоре она объединяла 12 дата-центров. Многие клиники и больницы имели свои собственные системы электронного учета пациентов, это сильно затрудняло обмен информацией о пациентах и другими данными. Кроме того, ИТ-инфраструктура состояла из решений разных вендоров,  были проблемы с  совместимостью, с производительностью, с поддержкой. Все это выливалось в то, что были нарушения в процессах регистрации пациентов, планировании лечения и выставления счетов.  ProMedica создала свое частное облако и перенесла около 300 приложений на конвергентные платформы Dell EMC.  Число дата-центров сократилось до четырех. Число системных администраторов дата-центров упало с 21 до 4, хотя поначалу мне, честно сказать, это казалось невозможным.  Консолидация повысила эффективность инвестиций в ИТ, избавив от повторяющихся задач и позволив экономить  на электроэнергии, охлаждении и размерах помещений для оборудования.

 

Все эти примеры показательны тем, что ни в одном из них нет сверхсложных решений. Каждый раз компании стоило решиться попробовать новый тип ИТ-инфраструктуры, стоило найтись лидеру мнений, который брал на себя ответственность и руководил внедрением,  - и получилось экономить  миллионы долларов.  

— Малый и средний бизнес может себе позволить подобные решения?

— Конвергентные системы требуют действительно больших вложений, а вот гиперконвергентные как раз активно могут использовать небольшие компании. Стартапам выгодно не вливать огромные деньги в серьезную инфраструктуру, а  начинать с небольшой ИТ-инфраструктурой, а потом постепенно добавлять модули. У нас уже есть примеры: доктора открывают свои небольшие клиники со своими ИТ-мощностями, сети частных школы запускают  свои датацентры.

— Как будет меняться расстановка сил среди поставщиков гиперконвергентных систем? Потеснят ли такие стартапы, как Nutanix  и SimpliVity крупных вендоров? Представитель Nutanix говорил в одном из интервью, например, что для одной из биотехнологических компаний стартапу удалось сэкономить  на 15-20% больше в  капитальных затратах и на 40%-50% операционных расходов в сравнении с тем, что раньше помогла клиенту сделать EMC.

 

— Nutanix  и SimpliVity  открыли рынок  гиперконвергентных систем, были изобретателями первых решений, это правда. Мы начали продавать гиперконвергентные системы только около года назад.  Крупные игроки изначально сосредоточились на конвергентных платформах, потому что клиентам было проще понять их и перейти на них с тем, что было давно им известно. Постепенно  мы видели, что люди, которые покупали конвергентные платформы, все больше объединяют их в датацентрах — так и мы пришли к идее гиперконвергентных систем, мы пришли к этому рынку своих путем.   Как я говорил раньше, рынок подобных решений только зарождается, так что молодые компании и вендоры конкурируют здесь не столько между собой, сколько с поставщиками традиционной ИТ-инфраструктуры. Здесь точно не будет ситуации «победитель получает все».

—  Если бы вы искали бизнес-идею для прорывного стартапа на рынке гиперконвергентных систем, чем  бы вы занялись?

— Огромные возможности открывает все, что связано с упрощением программного обеспечения. Любые решения, которые помогут проще интегрировать новое оборудование в виртуальную ИТ-инфраструктуру или которые помогут администратору дата-центра делать больше вещей одновременно для обслуживания нужд клиентов и делать их проще.   

— Как другие технологии,  помимо виртуализации,  меняют работу датацентров?

 

— Для управления нагрузками все активнее применяется машинное обучение и искусственный интеллект. DeepMind помогла Google уменьшить расходы на датацентр на около 40%.  Быстрыми темпами развиваются технологии флеш-памяти: диски становятся больше по объему, читать их умеют все точнее, это требует все меньше энергии. Высокопроизводительные микросхемы флэш-памяти уже меняют принципы архитектуры дата-центров. Еще одна сфера — платформы для нативно-«облачных» приложений, которые изначально созданы для гибкости в «облачной» среде  и спроектированы для эластичного масштабирования и мультиаренды. Появляется множество инструментов, которые позволяют потреблять все веб-приложения как сервисы по требованию, помогая как можно эффективнее бороться с непроизводительным потреблением ресурсов. Теперь компании  арендуют  только те ресурсы, которые нужны им для данной конкретной задачи, а не держат мощности «про запас». Все более высокая виртуализация делает датацентры более «зелеными» — они меньше потребляют электричества, занимают меньше места. Это очень важно, потому что, например, на датацентры США уже приходится,  около 2% всей потребляемой в стране энергии. С этим может помочь бороться  переход к конвергентным и гиперконвергентным системам, которые оптимизируют нагрузку, предотвращают перегревы.  Не менее важно и то, что крупные дата-центры переходят на возобновляемые источники энергии (так поступили, например, Google, Facebook, Apple).

— Насколько индустрия датацентров в целом готова к тем объемам цифровой информации, потребление которой будет растет ежегодно на 20%? По данным Cisco, например, к 2020 году 80% взрослого населения планеты будут иметь выход в интернет, а к 2018 году  число устройств, подключенных к интернету, будет вдвое превышать общую популяцию Земли.

— Все верно, революция «интернета вещей», проникновение в транспорт,  на производства, в сферу услуг все большего числа сенсоров — все это приведет к тому, что к 2031 году число устройств, передающих данных через интернет, достигнет 200 млрд. Как минимум половина всех машин в США  будут автономными.  В этих условиях вычисления «разгоняются», обработка информации идет все быстрее. Например, секвенирование генома  займет 94 секунды и стоит меньше $1. А когда станет стандартом  терабитный Ethernet (технология Ethernet со скоростью передачи 1 Тб/с, которая потребует новых оптоволоконных лазеров, новых схем модуляции и появится не раньше 2020 года — Forbes), на передачу всей библиотеки Конгресса США уйдет не больше трех минут.  И это действительно самый серьезный вызов для ИТ-индустрии: где хранить всю появляющуюся информацию? Для бизнеса становится критически важным уметь вычленять нужные закономерности из огромных массивов данных. Облачные вычисления, все большая виртуализация, гиперконвергентные платформы — то, что делает подобное будущее (с 15,3 экзабайтами трафика в датацентры ежегодно, к 2020 году)  возможным. Если проникновение этих технологий будет идти слишком медленно, мы просто не сможем извлечь ценностей из информации, окружающей нас — упустим возможности оптимизации издержек, проигнорируем многие потенциальные конкурентные преимущества.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+