Черная полоса Uber: компания Каланика в эпицентре скандалов
Uber объявил о том, что сервис останавливает работу в Дании. Компания, которую возглавляет Тревис Каланик, не согласилась с новыми требованиями к такси в стране. В частности, от таксистов требуют установить сенсоры на сидениях для корректной работы подушек безопасности, автомобили также должны быть оснащены видеокамерами и таксометрами.
Уход из Дании — далеко не первая неприятность из тех, что преследуют самый дорогой стартап Кремниевой долины с начала этого года. На выходных беспилотный автомобиль Uber попал в серьезное ДТП, что вынудило компанию приостановить испытания своих беспилотников до окончания разбирательства.
Сервис по заказу поездок Uber оценивается частными инвесторами почти в $70 млрд и работает более чем в 70 странах. Теперь Uber попал, похоже, в черную полосу.
Претензии к стартапу возникают как со стороны водителей сервиса и конкурентов, так и у бывших и нынешних сотрудников Uber. Компания за последнее время получила несколько исков, в том числе от владельца Google, обвинившего ее в краже своих технологий. Руководству компании приходится приносить публичные извинения.
В галерее Forbes мы описали лишь некоторые трудности, возникшие у многомиллиардного стартапа с начала года.
Читайте также: Uber alles. Как «циничный» и «беспринципный» Каланик создал самый богатый стартап в истории и Неторопливые роботы: почему внедрение «беспилотников» может растянуться на годы
Увольнение президента и исход топ-менеджеров Uber
Президент интернет-сервиса по вызову такси Uber Джефф Джонс, приглашенный из корпорации Target, в том числе, чтобы исправить «испорченный имидж» перевозчика, 20 марта объявил об уходе из стартапа. Источник в компании говорил BBC, что отставка Джонса, проработавшего в компании лишь полгода, стала полной неожиданностью.
Источники издания Recode утверждали, что увольнение Джонса во многом обусловлено проблемами, связанными с обвинениями в адрес компании по поводу сексизма и сексуальных домогательств. Как пояснил сам Джонс, ситуация в компании оказалась более сложной, чем он представлял, когда соглашался на пост президента.
В своем заявлении по поводу отставки Джонса Каланик отметил его важный вклад в работу компании. «После того как мы объявили о намерении подыскать главного операционного директора, Джефф пришел к выводу, что более не связывает свое будущее с Uber», — указывалось в официальном заявлении главы Uber. Каланик в письме к сотрудникам выразил сожаление тем, что об отставке Джонса «было объявлено через прессу».
О планах покинуть компанию в конце марта также объявил вице-президент по картам и бизнес-платформе компании Брайан МакКлендон, до этого более 10 лет работавший в Google и в Uber и игравший ключевую роль в разработке технологий автопилота. В Uber поясняли, что он решил заняться политикой, а стартапу намерен помогать в качестве советника.
В начале марта компанию покинули вице-президент по продуктам и развитию Эд Бейкер и специалист в сфере IT-безопасности Чарли Миллер. Последний ушел трудиться в крупнейшем в Китае сервисе заказов такси Didi, инвесторами которой выступают Алишер Усманов и DST Global Юрия Мильнера.
Ранее, в феврале, сам Каланик вынудил уйти из компании вице-президента по разработке Амита Сингхала из-за обвинений в сексуальных домогательствах, писала журналистка Recode Кара Суишер.
Претензии к гендиректору Uber Трэвису Каланику лично
Черная полоса с начала года преследует не только компанию, но и ее соучредителя и гендиректора Трэвиса Каланика. Попавшая в интернет видеозапись, где миллиардер вступает в спор с водителем сервиса, вынудила предпринимателя публично извиняться. Конфликт между главой компании и водителем автомобиля возник после того, как последний пожаловался Каланику на плохие условия работы и снижение цен в Uber. Бизнесмен, в свою очередь, попытался оправдаться, но затем быстро вышел из себя.
«Бред сивой кобылы. Некоторые люди просто не любят брать ответственность за свои проблемы (for their own shit). Они сваливают вину на кого-то другого. Удачи», — раздраженно сказал он, хлопая дверью машины. Позднее на сайте компании Каланик опубликовал свои извинения за «неуважительное обращение с водителем». «Сказать, что мне стыдно, это ничего не сказать», — признался бизнесмен, заметив, что ситуация является «наглядным напоминанием о том, что я должен кардинально измениться как лидер и вырасти».
В последнее время Каланик столкнулся с еще одной волной критики в свой адрес за участие в консультативном бизнес-совете при президенте США Дональда Трампе. В социальных медиа развернулась кампания, направленная против Uber, с призывом пользователей удалять учетные записи там и выбирать главного конкурента Uber — сервис LYFT. В частности, пользователей не устраивала близость Каланика к американскому президенту, чья иммиграционная политика задела множество мигрантов, которые работают водителями в компании.
Позже Uber разослала пользователям, которые удалили свои счета, письма, в которых заявила, что разделяет их озабоченность и выплатит компенсации водителям, пострадавшим от инициативы Трампа. Кроме того, в начале февраля Каланик объявил о выходе из числа советников главы государства: в своем заявлении он уточнил, что коротко обсудил с Трампом иммиграционные правила, назвал их «проблемой для нашего сообщества» и сказал американскому лидеру, что больше не будет состоять в совете.
Обвинения в сексуальных домогательствах и сексизме
В феврале экс-сотрудница Uber Сьюзан Фаулер разместила в своем блоге заметку о «странном» годе работы в компании. Фаулер рассказала о затронувших ее и других сотрудниц сексуальных домогательствах со стороны коллег, на которые руководство стартапа и его HR-департамент, по ее словам, закрывали глаза. Она уточнила, что первое предложение об интимной связи с одним из руководителей получила в первый же рабочий день в компании через внутренний чат. Позже Фаулер покинула компанию, столкнувшись с давлением в виде отказа в положительных отзывах о работе.
Каланик, в свою очередь, поручил руководству немедленно запустить внутреннее расследование и пригласил поучаствовать в нем члена совета директоров компании и основателя издания Huffington Post Арианну Хаффингтон. Позже компанию покинул вице-президент по разработке Амит Сингхал. Журналистка Recode Кара Суишер выяснила, что жалобы на домогательства со стороны Сингхала возникали еще на предыдущем месте работы топ-менеджера — в Google, о них, по ее словам, он не сообщил, поступая на работу в Uber.
В том же месяце The New York Times опубликовала расследование о внутренней культуре в Uber на основе бесед с 30 бывшими и нынешними сотрудниками стартапа, а также их рабочей переписки и записей совещаний. Все опрошенные рассказали о различных случаях проявления агрессии и домогательств в компании. Издание указывало, что во время корпоратива сотрудники употребляли кокаин, а одного из менеджеров уволили за приставания к сотрудницам.
Издание напомнило также заявление Каланика в интервью GQ в 2014 году. В нем бизнесмен назвал свой проект Boob-er, поскольку он, по его словам, «помог ему привлечь женщин». «Руководитель давно задает тон в компании», — отмечал журнал.
Обман властей с помощью системы Greyball
В начале марта The New York Times узнала, что сервис Uber в течение нескольких лет использует секретную программу Greyball для сбора персональных данных властей в странах, где деятельность компании ограничена или даже запрещена. Специальное программное обеспечение, по данным газеты, с помощью специальных алгоритмов и анализа данных выясняет, может ли тот или иной пользователь мобильного приложения Uber быть связан с представителями властей. Затем водители получают возможность игнорировать запросы на вызов такси от таких лиц.
В компании признали, что действительно использовали Greyball, однако подчеркнули, что эта программа нацелена на борьбу с недобросовестными клиентами, которые нарушают правила предоставления услуг или представляют угрозу для водителей, а не на обман властей. Тем не менее, в Uber пообещали остановить использование системы, не позволяющей отдельным представителям властей вызывать водителей через ее сервис.
В декабре 2016 года к компании также предъявлялись и другие претензии за некорректное использование внутренних систем слежения. В частности, экс-сотрудник службы безопасности Uber Уорд Спангенберг подал иск в суд против компании по обвинению в использовании внутренней системы отслеживания пассажиров для тайного наблюдения за политиками, знаменитостями (например, Бейонсе) и даже знакомыми сотрудников, писало издание Reveal. В жалобе он подчеркивал, что под угрозой оказалась персональная информация всех пользователей сервиса.
Издание напоминало, что в 2014 году Uber также попадала в скандал с персональными данными, когда выяснилось, что с помощью программы God View («Взгляд бога») ее сотрудники отслеживали всех пользователей сервиса в реальном времени без их разрешения. По словам Спангенберга, компания добавила несколько средств для усложнения доступа к такой информации после того скандала, а потом просто переименовала функцию в «Райский взгляд» (Heaven View).
Иск Alphabet по поводу кражи технологий подразделением Uber
Проблемы стартапа перенеслись и в судебную плоскость. В конце февраля разработчик самоуправляемых автомобилей для Alphabet — компания Waymo подала к Uber иск в федеральный суд Сан-Франциско, в котором обвинила стартап и его подразделение Otto в краже сведений, представляющих коммерческую тайну, и в нарушении своих патентов. Waymo потребовала запретить Uber использовать украденные технологии, а также вернуть похищенные секретные материалы.
В Alphabet, которая владеет Google, объяснили, что бывший инженер ее проекта Энтони Левандовски, перешедший впоследствии в Uber и основавший Otto (эту компанию также позже купил за $680 млн Uber), похитил 14 000 секретных документов, касающихся разработок системы автопилота. По данным компании, для скачивания конфиденциальной информации он якобы установил на рабочий компьютер специальное программное обеспечение, писало Recode.
При этом Waymo узнали о краже случайно из письма Левандовски, адресованного Otto. Отправитель по ошибке внес в копию своего предыдущего работодателя. В Alphabet подчеркивали, что кража технологий принесла работникам Otto более $500 млн. В компании считают, что Uber не захотел тратить деньги, время на собственные разработки и нести риски с этим связанные.
Агентство Bloomberg отмечало, что Waymo потратила семь лет на разработку и создание системы лазерного сканирования для управления своими беспилотными автомобилями, в то время как новое подразделение Otto сумело сделать это за девять месяцев.
Пресс-секретарь Uber, в свою очередь, заявил Bloomberg: «Мы серьезно относимся к утверждениям, выдвинутым против сотрудников Otto и Uber, и мы тщательно рассмотрим этот вопрос».
Потеря веры в компанию со стороны сотрудников
В начале марта Financial Times со ссылкой на менеджеров такси-сервисов и рекрутеров из Сан-Франциско написала, что число сотрудников Uber, желающих сменить работу, заметно возросло. Опрошенные газетой эксперты отмечали, что соискатели стремятся найти новую работу из-за потери веры в компанию и в ее руководство, оказавшееся в центре сразу нескольких скандалов в последнее время.
Газета указывала, что соискатели, что было раньше для них нехарактерно, готовы даже отказаться от своих опционов на акции Uber, продажа которых могла принести им сотни тысяч или даже миллионы долларов. Издание отмечало, что у них есть ощущение, что Uber оттягивает момент выхода на биржу и хочет сделать это как можно позже. Это, в свою очередь, не устраивает сотрудников стартапа: они чувствуют, что еще долго ничего не получат. Сам Каланик в 2016 году говорил CNBC, что собирается «сделать так, чтобы это (IPO) произошло как можно позднее».
Собеседники издания рассказали, что именно из-за этих опционов раньше было очень сложно переманить сотрудника Uber. «С чисто финансовой точки зрения Uber должен стать ужасным местом для них, чтобы уйти», — отметил президент SCGC Executive Search Гийом Шампань. Количество желающих сменить работу в Uber выросло на 5-10% за несколько недель, оценил собеседник FT. Это стало особенно заметно после публичных обвинений в адрес компании в сексизме и в домогательствах со стороны бывших сотрудников стартапа, отмечает газета.
Шампань рассказал, что уволиться стремятся те, кто «не вполне соответствует культуре компании». «Честно говоря, обычно люди понимают, на что идут, приходя работать в Uber. Это компания с очень энергичной культурой инвестбанковского типа, в которой доминируют мужчины», — уверен он.