К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как Qualcomm зарабатывает миллиарды на чипах, не имея ни одной фабрики

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images
И зачем производитель процессоров вкладывает эти миллиарды в разработку технологии дополненной реальности

Даже находясь в эпицентре торнадо, генеральный директор компании Qualcomm Пол Джейкобс умудряется оставаться невозмутимым.

В минувшем апреле Qualcomm предупредил, что не может в полной мере удовлетворить спрос на свои высокотехнологичные радиочипы для мобильных устройств. Неприятные новости не порадовали как акционеров — акции компании с тех пор упали почти на 15%, так и клиентов — теперь они не смогут продать так много смартфонов, как им хотелось бы. Тем временем конкуренцию Qualcomm пытаются навязать все большее количество компаний. Одна из них — южнокорейская Samsung — одновременно является и одним из крупнейших заказчиков Qualcomm.

Несмотря на это, а также на толпу журналистов, наводнивших конференцию Qualcomm в Сан-Диего, CEO компании Пол Джейкобс как будто парит над проблемами. Будет ли Qualcomm строить свои собственные фабрики для производства чипов, а не отдавать это на откуп производителям вроде Taiwan Semiconductor? «Мы не планируем менять нашу бизнес-модель», — говорит он. «Станет ли Qualcomm продавать собственные гаджеты?». «Нет». Затем Джейкобс переводит взгляд на светло-голубое море за окном и говорит: «Вау. Вот это яхта».

 

У почти буддистского спокойствия Джейкобса есть причины. Бизнес Qualcomm идет не просто хорошо, а очень хорошо. К концу финансового года в сентябре выручка компании должна составить рекордные $15 млрд — на 36% больше, чем годом ранее. Чипы Qualcomm можно обнаружить в большинстве современных смартфонов — от Samsung до Nokia. Каждый проданный iPhone 4S включает в себя компоненты Qualcomm общей стоимостью $23,5. Более того, Qualcomm получает лицензионные отчисления почти с каждого продаваемого мобильного устройства. И всего этого у Qualcomm получилось достигнуть, не вступая в сложный бизнес производства собственных устройств и не заботясь о строительстве собственных фабрик.

В результате на каждом проданном чипе Qualcomm зарабатывает до 60% — это значительно выше, чем у всех клиентов компании, включая Apple. Однако, как стало понятно минувшей весной, у подобной модели есть свои минусы. Не говоря уже о том, что Apple не хочет использовать в своих устройствах микропроцессоры разработки Qualcomm, отдавая предпочтение своим собственным. Как долго Qualcomm еще будет опережать конкурентов? Может, компании все-таки стоит задуматься о создании собственных фабрик? И стоит ли противостоять соблазну начать производить собственные смартфоны?

 

Ирвин Джейкобс, отец Пола и основатель Qualcomm, полагал, что ответ на последний вопрос — да. Мобильный бизнес Qualcomm был доверен его сыну. Это был один из самых больших провалов в истории компании: подразделение приносило огромные убытки и в 1999 году было продано японской компании Kyocera. «Я думаю, причина была в том, что нашим клиентам не понравилась попытка с ними конкурировать», — рассказывает теперь Пол.

Под руководством отца Джейкобса Qualcomm был лучше всего известен как популяризатор технологии CDMA, позволявшей сотовым операторам наполнять полосу радиочастот большим количеством звонков. Современная версия этой технологии — WCDMA — стала фундаментом для устройств третьего поколения связи, она используется в большинстве смартфонов и обеспечивает треть выручки Qualcomm.

Почти все эти деньги идут на финансирование научных исследований в лабораториях компании. По итогам предыдущего финансового года Qualcomm потратила на R&D свыше $3 млрд. Некоторые из исследований выглядят весьма необычно. Например, компания занимается активной разработкой технологии дополненной реальности. Или другой проект: микроскопические сенсоры, которые будут запускаться в кровяной поток человека. «Представьте — ваш телефон звонит вам и говорит: слушай, сходи к врачу и проверь сердце», — фантазирует Джейкобс.

 

Подобные идеи, разумеется, не всегда срабатывают. Например, разработанная Qualcomm игровая консоль для развивающихся стран Zeebo оказалась полным провалом. «Они просто экспериментируют. Реализуют различные идеи и смотрят, что из этого получится», — рассказывает Уилл Штраусс, президент аналитической компании Forward Concepts.

За время нахождения Пола Джейкобса в кресе CEO (он занял эту должность в 2005 году) подобная стратегия нередко приносила пользу. Именно гибкость позволила компании захватить 45% рынка радиочипов для мобильных устройств общим объемом в $15 млрд. В частности, пять лет назад Qualcomm запустил чипы Gobi, способные одновременно поддерживать разные стандарты связи. Это понравилось Apple, которая теперь использует чипы Qualcomm во всех моделях iPhone и iPad. «Один и тот же чип может использоватся в сетях GSM и CDMA. Qualcomm — единственная компания в мире, которая делает это», — объясняет Штраусс.

Но самый агрессивный шаг Джейкобса — экспансия на рынок процессоров. В 2006 году компания представила микропроцессоры Snapdragon, которые основаны на архитектуре ARM, используемой в подавляющем большинстве современных мобильных телефонов. Процессоры Qualcomm, однако, обладают одной привлекательной особенностью: в них интегрированы радиочипы компании, что позволяет производителям телефонов экономить место и энергию аккумуляторов. В результате в прошедшем году процессоры Qualcomm захватили 50% рынка смартфонов: их использует все серьезные производители, кроме Apple.

Теперь главная задача Qualcomm — поспевать за спросом. Неудачи в этом направлении являются издержками тактики компании, которая полагается на сторонних производителей, оставляя в своей компетенции лишь дизайн и продажи. У конкурентов в лице Intel и Samsung таких проблем не может быть в принципе: изготовлением чипов и процессоров они занимаются самостоятельно. Qualcomm остается крупнейшим разработчиком чипов и процессоров, у которого нет собственных заводов. И пока Джейкобс руководит компанией, ничего не изменится.

Перебои в поставках, однако, угрожают доминированию Qualcomm. Главная угроза исходит от Intel, который уже к концу этого года должен представить свой аналог процессоров с интегрированными радиочипами, которые будут поддерживать сети четвертого поколения (LTE). Еще одная головная боль Джейкобса — компания Nvidia. В прошлом году она приобрела производителя чипов Icera и теперь также собирается бросить вызов Qualcomm.

 

Qualcomm испытывает сложности и на стремительно растущем рынке планшетов. Так, лидер сегмента Apple использует в iPad собственные процессоры. Теоретически укрепить свои позиции Qualcomm может уже этой осенью, когда на прилавках дебютируют планшеты на базе операционной системы Microsoft — Windows RT. Однако пока Microsoft выбрала для первой модели своего планшета Surface процессоры Nvidia. Аналогично поступили и в Google в случае с планшетом Nexus 7.

Первый планшет на базе Windows с процессорами от Qualcomm должен появиться в октябре. По слухам, его выпустит Samsung. Если это так, то Samsung вновь будет перекладывать деньги из своего кармана в карман конкурента. Всем бы такие проблемы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+