Facebook выпустил свой первый финансовый отчет в статусе публичной компании. Марку Цукербергу было необходимо реабилитироваться в глазах инвесторов после драмы с резонансным IPO и последовавшим за ним обвалом котировок. В итоге ажиотаж вокруг квартальных результатов социальной сети не слишком уступал шумихе в преддверии ее размещения.
И вновь публика осталась разочарованной. В апреле — июне выручка Facebook выросла на достаточно комфортные 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила $1,18 млрд, то есть даже немного превзошла ожидания аналитиков. Однако прибыль социальной сети зафиксировать не удалось, и она отчиталась о чистом убытке — $157 млн. Акции компании моментально рухнули более чем на 10%: в какой-то момент котировки даже пробили исторический минимум и опустились до $23,75 (на 30% ниже IPO).
Инвесторы продолжают со скепсисом относиться к возможностям крупнейшей социальной сети планеты справиться с миграцией своих пользователей с персональных компьютеров на мобильные устройства, где Facebook пока еще не научилась демонстрировать рекламу. Из 955 млн активных юзеров Facebook свои смартфоны и планшеты для доступа к сайту используют уже 543 млн человек. Все они не дают Цукербергу возможности заработать деньги. Да и в эффективности самой рекламы за последние три месяца усомнились очень многие.
Развеять опасения во время конференц-колла попытались финансовый директор компании Дэвид Эберсман, ее операционный директор Шерил Сэндберг и лично Марк Цукерберг. Вот главные идем их выступлений:
Прибыль на самом деле растет
Административные расходы компании (налоги, выкуп акций у сотрудников и т. д) в минувшем квартале существенно возросли в связи с необходимость обслуживать самое крупное в истории технологической индустрии IPO. Без учета этих огромных компенсаций прибыль Facebook составила бы $295 млн — это на 44% больше прибыли за I квартал и даже чуть-чуть лучше показателей рекордного, IV квартала предыдущего года. Это также вполне оправдывает надежды Уолл-стрит.
Реклама тоже растет
В апреле — июне доход Facebook от рекламы вырос на 28% и составил $992 млн. Особое внимание трио топ-менеджеров компании уделили «спонсорским историям» — недавно представленному формату текстовой рекламы, которая будет появляться непосредственно в новостной ленте пользователя. «Спонсорские истории» отлично умещаются в экран смартфона и теоретически являются ключом к «мобильной» монетизации сети. По словам Цукерберга и Сэндберг, новый формат чувствует себя просто прекрасно. Уже в минувшем квартале на «спонсорские истории» приходилось почти 10% всех рекламных доходов. При этом они показали себя эффективнее традиционных баннеров в десктопной версии сайта.
Доля игр в выручке падает
Facebook неоднократно заявлял о желании постепенно увеличивать долю отчислений от социальных игр в структуре выручки. В этом квартале, однако, впервые за долгое время она упала по отношению к предыдущему отчетному периоду с 18% до 16%. Виноваты опять смартфоны. Игры на смартфонах становятся все популярнее, но Facebook еще не начал принимать от мобильных геймеров платежи. Со временем это обязательно изменится, заверил Цукерберг. По его словам, Facebook уже доказал потенциал своей игровой платформы и «мобильный бум» не изменит эту ситуацию.
Смартфона Facebook не будет
Помните вчерашнюю новость о планах Facebook и HTC уже в середине следующего года выложить на прилавки собственный смартфон социальной сети? Цукерберг утверждает, что это неправда. «Мы являемся самым популярным приложением на абсолютно всех мобильных платформах. Все, что мы хотим, — это повышать активность пользователей. Поэтому наша цель заключается в более глубокой интеграции сервисов социальной сети в функционал мобильных операционных систем. Именно поэтому мы так рассчитываем на сотрудничество с Apple. Я имею в виду, что выпускать свой телефон нам совершенно не нужно», — отметил Цукерберг. То же самое основатель Facebook говорил и два года назад, когда информация о грядущем смартфоне под брендом его компании впервые просочилась в прессу. Слухов с тех пор стало только больше.
Будущие продукты
«Вы можете считать нас рекламной компаний, но мы думаем о себе иначе», — отметила Сэндберг. Любая активность в интернете становится все более социальной, и Facebook предоставляет социальную инфраструктуру для самых разнообразных видов бизнеса. Пока Facebook зарабатывает исключительно на отчислениях производителей игр, но постепенно это распространится и на музыку, видео и, главное, электронную коммерцию. «Наше видение возможностей платформы выходит далеко за пределы перспективы большинства людей, — добавил Цукерберг. — Однажды вы будете слушать музыку в своем автомобиле через Facebook».
Таким образом, руководство Facebook представляет будущее исключительно в светлых тонах. Тогда чем же все недовольны? Привлекательность Facebook всегда объяснялась достаточной редкой комбинацией из крепких финансовых показателей и ощущением, что компания пока не реализовала и малой части своих возможностей. Инвесторы верят в способность команды Facebook в конечном счете раскрыть потенциал социальной сети. Эта вера позволила компании провести рекордное IPO и именно к ней продолжает апеллировать Марк Цукерберг. Но, как отмечает американский Forbes, одновременно он фактически говорит: «Способы, которыми мы будем зарабатывать завтра, будут полностью отличаться от способов, которыми мы зарабатываем сегодня». Как минимум тут есть повод для волнения.