Ушедший сегодня из совета директоров Mail.ru Group Юрий Мильнер известен как человек, который умело крутит в интернете чужие деньги. Еще в 2001 году, объединив NetBridge с Port.ru и еще десятком сайтов, принадлежавших Евгению Голанду, он сообразил, что рекламодателю (деньги в те времена несли только баннеры) проще продавать портал с тематическими субпорталами. Ты автодилер? Ставь рекламу на Авто@Mail.ru. И так далее.
Правда, это не спасло Mail.ru. Компания, взявшая название от самого быстрорастущего из своих проектов, терпела убытки. Тогда Мильнера выручили менеджеры Intel, Microsoft и сотовой тройки, которые верили в будущее интернета и упорно покупали баннеры. Мильнер трезво оценивал возможности Mail.ru — он не обладатель ноу-хау, как Волож, и не студент, создавший соцсеть для подобных себе, как Дуров. Зато он прекрасно знал, кто чего стоит на российском рынке.
Это знание к 2008 году он продал инвестбанку Goldman Sachs, фонду Tiger Global и южноафриканскому медиаконцерну Naspers — все эти компании стали акционерами его DST. Стратегия развития выглядела так: стать хозяином самых привлекательных коммуникационных сервисов Рунета — соцсетей, мессенжеров, игровых приложений. С помощью инвесторских денег Мильнер через Mail.ru постепенно захватил «Одноклассников» и приобрел почти 40% «ВКонтакте». На этих и других сделках он отточил знаменитую манеру DST Deal — основателю стартапа предлагается трехстраничный договор, согласно которому инвестор не вмешивается в операционное управление и платит выше рынка.
Однако, масштаб инвестиций не позволял совершать покупки мирового значения. Звездный час пробил, когда Леонид Богуславский из Ru-net Holdings познакомил Мильнера с тогдашним №19 в списке Forbes Алишером Усмановым. Что было дальше, помнит любой продвинутый пользователь. В обмен на треть DST инвестор Усманов позволил Мильнеру облучить своим обаянием и склонить к сделке Facebook, Zynga, Groupon. Часть акций этих была куплена в Mail.ru Group и в ходе IPO этого холдинга инвесторы получили на двоих $800 млн. Теперь у Мильнера планов громадье — его возбуждают рынки Бразилии и Китая.
По сравнению с этим размахом российские перспективы — мелочь. Мильнер выполнил обещанное. Довел долю в «Одноклассниках» до контрольной. Приобрел ICQ для Mail.ru Group. По сведениям нескольких источников Forbes, даже зарился на «Яндекс», но Волож, как и Дуров, нашел способ сохранить независимость.
Больше поглощать нечего. Mail.ru движется по своей орбите под управлением Дмитрия Гришина, щеголяя блестящим финансовым результатом. Мало кто удивился, когда Мильнер продал свои акции в Mail.ru Group, оставив немногим более 3%. Отработал на инвесторов — теперь пора трудиться на себя. Исход из совета директоров — финальный штрих.