Один человек, собственно, уже стал миллиардером, ответив на вопрос, что сегодня идет по телевизору. Это создатель журнала TV Guide Уолтер Анненберг. Теперь, приспособив этот вопрос к нынешним реалиям, разбогатеть хочет Джим Ланцоне, генеральный директор возникшего год назад сайта Clicker.
«Мы вступаем в эпоху, когда время начала передачи не имеет никакого значения», — говорит он. «Надо только знать, что тебе хочется посмотреть, и уметь найти это по одному из тысяч возможных адресов».
В каталоге Clicker, который Ланцоне и 37 его сотрудников называют «Телегидом эпохи интернета», содержится больше миллиона телепередач, фильмов и онлайн-сериалов, а количество уникальных посетителей перевалило за 2 млн в месяц. Вместо того чтобы размещать шоу на собственных серверах и конкурировать за трафик, сайт просто дает ссылки на их местонахождение, будь то на бесплатном сайте телеканала или платном сервисе по подписке (Netflix или Amazon). Clicker справляется куда лучше, чем видеопоиск Google. Он умеет искать нужную серию каждого сериала и содержит массу дополнительной информации.
Специальный сервис на сайте изучает привычки и пристрастия пользователей и подсказывает фильмы, которые могут им понравиться (для этого, конечно, надо пользоваться сайтом в течение некоторого времени). Недавно начатое сотрудничество с Facebook позволяет людям посмотреть, что нравится их друзьям, и это тоже увеличивает количество кликов. Летом появились приложения для iPhone и Android. «Мы хотим заменить переключение каналов», — говорит Ланцоне.
Clicker завоевал поддержку могущественной Ассоциации кинокомпаний (MPAA), потому что в отличие от поисковых сайтов предоставляет ссылки только на легальный контент. К тому же в отличие, скажем, от Apple компания не претендует на то, чтобы контролировать цены и каналы распространения.
Сайт планирует зарабатывать деньги, продавая рекламные места в результатах поиска, а о других источниках выручки Ланцоне не распространяется. Можно только предположить, что сайт может заключать партнерские соглашения с порталами и производителями устройств. К 2015 году, по оценкам Forrester Research, 43 млн американских домов будут подключены к онлайн-телевидению.
Ланцоне говорит, что надеется выйти на прибыль прежде, чем закончатся $19,5 млн, привлеченных им на пару с другим основателем Clicker — Полом Уэрли. Деньги предоставили Redpoint Ventures, Benchmark Capital, Allen & Co и Jafco Ventures.
Главная проблема, стоящая перед Clicker, — это инерция потребителей. Видеоагрегаторы Hulu (28 млн зрителей в месяц) и Netflix (16 млн подписчиков), не говоря уж о гигантских кабельных сетях, располагают куда более узнаваемыми брендами и сложившейся аудиторией. Но ветерана Ланцоне, который когда-то управлял знаменитым сервисом вопросов и ответов Аsk.com, это не пугает.
«Только у нас есть база данных и технологии, которые ее поддерживают. Нам все равно, где будет применяться наша база. И нас не волнует, кто выиграет войну за устройства и права доступа. Наш продукт будет совершенно необходим вне зависимости от того, кто победит».