К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

8 вещей, которых не хватает «электронному правительству»

8 вещей, которых не хватает «электронному правительству»
Forbes сравнил российский сайт госуслуг с мировыми образцами

ООН время от времени ранжирует страны мира по степени удобства и доступности для граждан «электронных правительств» — сайтов, предоставляющих государственные услуги (оформление документов, получение информации) онлайн. В последнем рейтинге (2008 года) Россия занимала 60-е место, а в следующем может стоять выше — интернетизация нашей власти идет все быстрее и быстрее.

Последнее реальное достижение электронного правительства — «личный кабинет налогоплательщика», в котором граждане могут узнать сумму своей налоговой задолженности. Последнее декларированное достижение — прием заявлений на получение загранпаспорта на сайте gosuslugi.ru. Услуга эта, как выяснил корреспондент Forbes, просто не работает.

Чтобы ускорить наступление электронного будущего, Forbes изучил сайты электронных правительств, обогнавших Россию в рейтинге ООН, и составил список услуг, которые можно было бы внедрить и в России, без больших затрат и с пользой для граждан.

Дистанционные способы оплаты услуг
Russian Look·Picvario

Дистанционные способы оплаты услуг

В мире практически нет государств, принимающих оплату госпошлин кредитками, но некоторые страны, например Бахрейн, принимают к оплате дебетовые карты. Существуют и более безопасные альтернативы. В Японии (и в эмирате Дубай) для оплаты государственных сборов можно использовать предоплаченные стретч-карты (вроде тех, которыми платили еще недавно за мобильную связь). А во Франции и Италии оплату проводят гербовыми марками, которые продаются в табачных ларьках, — уж точно удобнее, чем стоять в очереди в Сбербанке.

Пример для подражания: Бахрейн

Защита персональных данных паролем
Russian Look·Picvario

Защита персональных данных паролем

Пользователи российских правительственных сайтов анонимны. Чтобы подтвердить свою личность, гражданам приходится посещать присутственные места, что само по себе сводит на нет все удобства электронного правительства. В некоторых странах с анонимностью пользователей научились бороться. Например, каждый житель Сингапура может завести персональный логин и пароль на сайте госуслуг и даже привязать его к номеру мобильного телефона. После чего он получает возможность, например, посмотреть состояние своих пенсионных отчислений на экране мобильного телефона. С февраля 2010 года в сингапурской государственной системе услуг могут регистрироваться даже отдельные держатели рабочих виз.

Пример для подражания: SingPass, Сингапур

Онлайн-участие в тендерах на госзакупки
Russian Look·Picvario

Онлайн-участие в тендерах на госзакупки

Строго говоря, в России существует сайт госзакупок, на котором публикуются все объявленные тендеры. На практике это дискредитация идеи. На лучшем сайте госзакупок — ирландском — можно не только быстро найти нужный тендер, но и подать заявку на участие в нем. При этом сам поиск облегчен до предела: помимо строки для запросов сайт содержит и рубрикатор, благодаря которому можно без труда узнать, какому государственному ведомству нужны занавески, автомобили или цветочные горшки. Особенно удачно, что в Ирландии не практикуется наименование лотов на смеси алфавитов.

Пример для подражания: e-Tenders, Ирландия

Обратная связь
Russian Look·Picvario

Обратная связь

Формы обратной связи с населением если и есть, как правило, незаметны и неудобны. И не только в России. Самый удивительный пример того, как можно интересоваться мнением избирателей, демонстрирует французский правительственный сайт Débat Public («Публичное обсуждение»). На сайте заблаговременно публикуется документация, касающаяся важных инфраструктурных проектов (мостов, дорог, жилого строительства и пр.), с тем чтобы граждане страны могли высказать свое мнение.

Пример для подражания: Débat Public, Франция

Возможность общения с сайтом на иностранных языках
Fotobank·Getty Images

Возможность общения с сайтом на иностранных языках

Не только сайт госуслуг, но даже страничка Федеральной миграционной службы (вместе с «памяткой иностранным гражданам») написаны только по-русски. Даже если чиновникам хочется верить, что все мигранты говорят и читают по-русски, это, безусловно, не так. Не питающие иллюзий австралийцы перевели отдельные части сайта на несколько десятков языков, включая русский, украинский и несколько африканских.

Пример для подражания: We Speak Your Language, Австралия

Простой доступ к статистике
Russian Look·Picvario

Простой доступ к статистике

Доступная гражданам государственная статистика раскидана в России между сайтами многочисленных ведомств и страницей Росстата, сделанной, кажется, в прошлом веке. В разделе «Статистика» на сайте госуслуг есть один подраздел — «Предоставление официальной статистической информации по письменному запросу пользователя». Как может выглядеть более информативный статистический сайт, можно узнать на примере США, как он может выглядеть неформально, демонстрируют Нидерланды.

Пример для подражания: CBS, Нидерланды

Информация для тех, кто путешествует
Photas·Alamy

Информация для тех, кто путешествует

На сайте Gosuslugi.ru можно узнать, как получить международные права, но нельзя, например, выяснить, что делать людям с правами, выданными в других странах. Это часть общей проблемы сайта: он сделан так, как будто других стран в мире просто не существует. Ориентироваться можно, например, на транспортную страницу сайта новозеландского электронного правительства. Там есть не только вся нужная информация для приезжих (или вернувшихся из-за рубежа), включая допустимые нормы содержания алкоголя в крови, но и расписание паромов и поездов на островах. В России по географическим причинам такая информация на главном государственном сайте — практически вопрос чести.

Пример для подражания: Transport and Roads, Новая Зеландия

Поиск учреждений по адресу пользователя
Fotobank·Getty Images

Поиск учреждений по адресу пользователя

Самая распространенная и очевидная услуга, которую тем не менее не предоставляет российское электронное правительство. Если чиновник не может помочь гражданину в сети, то должен хотя бы сказать, куда обратиться. Обычно это делается автоматически: достаточно вбить свой почтовый индекс в поисковое окно, чтобы получить адреса релевантных учреждений.

Пример для подражания: Service Public, Франция

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+