Один из основателей Google Ларри Пейдж в годовщину своего пребывания на посту генерального директора компании опубликовал огромное послание, по манере и интонациям напоминающее, скорее, политические манифесты прошлого столетия. Документ называется «2012 Update from CEO», насчитывает почти 3500 слов и у среднестатистического человека на его чтение уйдет примерно 15 минут.
Ларри Пейдж выступил в момент, когда Google оказался под волной критики. Изменения в политике приватности компании спровоцировали массовый гнев и онлайн-протесты. Публичному имиджу компании был нанесен существенный урон. Все закончилось предельно резким выступлением сенатора от штата Минессота Эла Франкена, который заявил, что Google пожертвовал персональной информацией интернет-юзеров ради собственного успеха и призвал озаботиться происходящим антитрастовые органы США.
Существуют опасения и среди инвесторов. Хотя капитализация компании с апреля прошлого года и увеличилась почти на 10% (в унисон индексу NASDAQ), на сцене окончательно утвердился опасный конкурент — Facebook. Именно социальная сеть Марка Цукерберга кажется главной угрозой всему бизнесу Google.
Все эти настроения Пейдж агрессивно отметает в сторону. «Я всегда верил, что технологии должны делать за людей всю грязную работу, чтобы они тратили больше времени на то, что делает их счастливыми — жизнь и любовь», — пишет он. Именно подобные благие цели преследует сведение в единую базу истории поисковых запросов пользователя и его данных из YouTube, Gmail и других сервисов компании. Чтобы продолжать совершенствоваться, Google нужно знать про людей еще больше и, даже если последние не всегда этим довольны, продолжать аккумулировать о них всю возможную информацию — от местонахождения и вкусов до друзей и самых мелких фактов биографии.
С этой функцией отлично справляется Google Plus, уверен Пейдж. Google Plus, по его словам, отнюдь не является «городом призраков», как его прозвали журналисты. На самом деле это процветающая и бурно развивающаяся социальная сеть с более чем 100 млн активных пользователей. К подобной арифметике в Google прибегали и раньше, однако большинство исследований свидетельствуют, что степень вовлеченности пользователей на Google Plus на самом деле в десятки, а то и в сотни, раз меньше, чем на Facebook.
Но мрачным оттенкам в послании Ларри Пейджа не находится места. Он стремительно проносится через весь ассортимент продуктов Google. Мобильная операционная система Android, браузер Chrome, видеохостинг YouTube, магазины кино и музыки Google Play и платежная система Google Wallet — все они динамично развиваются и вносят свою лепту в общий прогресс человечества. И если некоторые из них пока не приносят достаточно прибыли, то в любой момент это может измениться: «Когда мы основали Google, многие полагали, что проблема поиска уже решена и в этом бизнесе нет денег. Мы думали иначе. Поиск был ужасным, и если сделать его фантастическим, то совершенно точно можно зарабатывать».
Заканчивается манифест рассуждениями о миссии Google: «Мы хотим, чтобы нас продолжали любить». Над культовой корпоративной философией компании «Don't be evil» («Не будь злым») в последнее время успели поиздеваться многие. Поводов для подобных размышлений достаточно и без дискуссий о настройках приватности: Google буквально утопили в обвинениях в продвижении собственных сервисов в поисковой выдаче в ущерб конкурентам, компания массово отказалась от многих полезных инициатив, которые не приносили прибыль, в том числе в области альтернативной энергетики (на самом деле компания увеличила инвестиции в «зеленые» технологии, но далеко не все это заметили). Наконец, Google ввязался в грязную патентную войну с конкурентами на рынке смартфонов и приобрел компанию Motorola, поставив тем самым под сомнение репутацию Android как открытой и нейтральной мобильной ОС. В результате многие решили, что компания сбилась с праведного пути.
Это не так, уверяет Пейдж: «Мы продолжаем верить, что можно зарабатывать, не будучи злым». Более того, истинной целью компании остаются не сиюминутные финансовые показатели, а позитивное изменение будущего. Ларри Пейдж продолжает относится с «разумным скепсисом» ко всему невозможному. «Я верю, что создавая все более инновационные технологии, которые будут глубоко волновать людей, мы сможем изменить мир», — заканчивает Пейдж. Цена — растущее вмешательство в личное пространство — его не смущает.