Продолжаем серию интервью с известными деятелями Рунета. Сегодня основатель портала «Чемпионат.com» Дмитрий Сергеев рассказывает о конкуренции спортивных сайтов, росте посещаемости во время крупнейших спортивных событий, . Полную аудиоверсию интервью можно посмотреть на сайте программы «Рунетология».
Максим Спиридонов: Перед началом сегодняшней беседы вспомнилась шутка: пора переименовать 8 марта в «День цветочника». Давайте будем честны — это их праздник. На днях начинается чемпионат Европы по футболу. Это большой праздник не только для болельщиков, но и для спортивных СМИ, получающих в период прохождения таких событий значительный приток денег рекламодателей. О спортивном интернет-проекте как бизнесе в преддверии чемпионата Европы мы говорим с основателем портала «Чемпионат.com» Дмитрием Сергеевым.
Насколько ощутимым ожидается рост посещаемости и выручки в ближайшие недели?
— Дмитрий Сергеев: Выручка чувствуется уже сейчас, посещаемость ждем. По опыту предыдущих специальных проектов во время крупных событий мы знаем, что будет расти посещаемость, но посещаемость обычно начинает расти за несколько дней до начала события. Так было и на чемпионате мира 2 года назад, и на чемпионате Европы в Австрии и Швейцарии 4 года назад. Мы ожидаем рост от 30% до 50%.
— С каких источников в дни таких событий обычно приходят посетители? Новостные агрегаторы и поисковые системы?
— Для нас основным источником являются закладки. По ним у нас больше процент переходов. «Яндекс.Новости» генерят очень много. «Яндекс» в последние годы делает специальные проекты под крупные спортивные события. Это было перед чемпионатом мира по хоккею и перед крупными футбольными событиями. Естественно, это социальные сети. Люди делятся ссылками, и мы получаем достаточно серьезный приток аудитории оттуда.
— Насколько сильна конкуренция в такие дни? Есть лидеры (вы, sportbox, sports.ru), пара-тройка проектов чуть меньше. В моменты таких событий могут быть серьезные крены в сторону одного или другого сайта?
— Правильно сказать о конкурентах в хорошем смысле. Sportbox, безусловно, вырастет, поскольку прямые трансляции чемпионата Европы по футболу дадут серьезный приток аудитории коллегам. Мы со Sports.ru будем бороться за вторую позицию, хотя обычно мы лидеры, а Sportbox и Sports.ru — за нами.
— Насколько прямые трансляции сильно забирают внимание аудитории в сравнении с рядовыми статьями, комментариями в текстовом виде?
— Например, Sportbox хорошо вырывался в период проведения биатлона. Весной мы вырвались вперед, в мае у нас был рекорд — один миллион уникальных посетителей в день. Все зависит от набора прав, которым обладает Sportbox. Мы разделили рынок. Sportbox — это прямые трансляции, Чемпионат.com — это больше статистика, новости 24 часа в сутки, а Sports.ru — это больше User-Generated Content и то, что выходит за рамки профессиональной журналистики. Это мое мнение, и, может быть, Дима Навоша со мной поспорит.
— Сейчас за лицензионное право трансляции бьются в основном телеканалы, а интернет, если это не делается интернет-силами ВГТРК, где свои отношения у Sportbox с этим контентом, не может пока претендовать на получение эксклюзивного права на трансляцию какого-то значительного матча или серии матчей. Правильно я понимаю?
— Все правильно. Давайте будем честны. Если ВГТРК что-то закупает, то закупает права целиком, в том числе и интернет-права, а Sportbox «сидит на трубе», как говорят нефтяники. Sportbox сидит на подобной трубе, когда трансляции им достаются в пакете с ВГТРК. Так все и показывается. Что касается нас, как специализированных интернет-СМИ, не имеющих за спиной какого-то серьезного офлайнового бизнеса, то мы пока претендуем только на покупку прав на хайлайты — то, что монетизируется, то, что интересно. Это короткие ролики, которые люди смотрят и будут смотреть всегда. Что касается прямых трансляций, то и рынка такого нет, как продажа отдельных прав на интернет-трансляции. Никто их никогда не вычленяет и не может продать.
— Время не пришло?
— Может, время не пришло, а может, ситуация на рынке такая, что все гоняются за телевизионными деньгами. Интернет-деньги в реалиях Рунета пока не настолько велики, чтобы ими можно было оперировать.
— Хорошо. Проект Чемпионат.com ты открыл вместе со своим коллегой в 2005 году. Вы готовили проект к тогдашнему чемпионату мира по футболу?
— Не совсем так. Если окунуться в историю чуть глубже, то я проект Чемпионат.ру пытался запустить 2 раза. Третий вышел успешно. Сначала у меня была такая вещь, как Sport Banner Network, это спортивная баннерная сеть, сделанная на бесплатном движке Banner Bank. Я тогда развивал свою спортивную баннерную сеть. Создав эту сетку, я на одном этапе понял, что было бы неплохо создать свой собственный проект, который бы я мог развивать при помощи этой баннерной сети. Сначала я обратился к одному партнеру, он отказал. Мы долго прорабатывали проект, но ничего не вышло. Потом я обратился ко второму партнеру — одному из владельцев интернет-магазина по продаже фанатской атрибутики, который существует до сих пор. На тот момент у меня не было денег, и я просил 5 тысяч долларов на программиста, который сделает сайт, на что партнер сказал, что он эти деньги вложит в открытие торговой точки для продажи атрибутики. Третья моя попытка была хитрее. Я пошел к Паше Головину, у которого был свой сайт Fnews.ru, который размещал европейские чемпионаты, а не российские. Я ему предложил сделать копию Fnews с моим дизайном и с его движком, посвященный чемпионату России по футболу. Никаких потерь у него не было. Так получилось, что 12 марта 2005 года мы открыли Чемпионат.ру – проект, посвященный российскому футболу. В итоге, за год он по посещаемости догнал Fnews, и в феврале 2006 года мы объединили Fnews.ru и Чемпионат.ру в проект Чемпионат, который освещает и российский, и зарубежный футбол с суммарной посещаемостью 7-8 тысяч человек в сутки. Это было как раз накануне чемпионата мира по футболу. В момент чемпионата мира по футболу мы очень удачно оптимизировались, были представлены в «Яндексе» и «Яндекс.Каталоге». У нас было 30-35 тысяч человек в сутки, для нашего виртуального хостинга это было сверхнагрузкой, и мы начали падать. Половину чемпионата мира мы лежали и были недоступны. На гребне волны популярности люди стали оставаться, и в июле-августе у нас уже было 20-25 тысяч человек в сутки без какой-либо спортивной активности. В ноябре СУП вышел на меня с предложениями о сотрудничестве.
— Если бы СУП не вышел, вы бы дальше не смогли развиваться?
— Это была главная причина продажи проекта в СУП, потому что конкуренция была большая, и душили нас достаточно серьезно. Я думаю, что если бы не было СУПа, мы вряд ли нашли достаточно инвестиций для серьезного развития. Мы бы, наверное, оставались на среднем уровне в рамках первой пятерки-семерки сайтов.
— Чем помог СУП? Трафиком?
— СУП нам никогда трафиком не помогал, мы сами со всем справлялись. Это глубочайшее заблуждение конкурентов или руководителей других проектов, которые пытались объяснить наш успех тем, что мы сотрудничаем с СУПом и получаем тонны трафика из ЖЖ. Мы из ЖЖ не получали и не получаем трафик. Пара тысяч человек в сутки — это несерьезное прибавление к нашему трафику.
— В масштабах сотен тысяч это, конечно, немного. Что мешало в рамках одного холдинга делать синергические переливания, не накручивать посещаемость, а расставить красивые информеры, получать тематический трафик? Если ты говоришь, что из ЖЖ трафик никогда не получался, почему было не настроить такое получение в рамках одного холдинга? Было бы разумно таким образом подпитать проект.
— Это просто объясняется. Когда СУП покупал проект Чемпионат.ру, он изначально покупал не проект, а команду. На меня вышли не с точки зрения инвестиций, на меня вышел headhunter из крупного международного кадрового агентства с предложениями вначале возглавить вертикаль спорта в новом создающемся проекте Livejournal.ru, на что я сказал, что я в это не очень верю, но если они хотят, то можно попробовать. Я сказал, что я перейду только со своим проектом Чемпионат.ру. После некоторых раздумий было принято решение купить меня вместе с проектом, и мы сами по себе внутри СУПа, пользуясь финансовой поддержкой, начали развивать проект, начали нанимать людей, покупать сервера, развиваться как полноценный интернет-проект. Что касается информеров с ЖЖ, то ЖЖ тогда был очень сильно увлечен самим собой, тем, чтобы раскрутить ЖЖ, а не заниматься чемпионатом. Мы были на заднем плане года два, до тех пор пока не случился чемпионат Европы 2008 года, когда мы еще прибавили трафика и на нас начали обращать внимание как на серьезный проект с большими возможностями.
— Покупка произошла в виде cash-out?
— Мы продали 100% проекта, деньги были размазаны в течение 2,5 лет так, чтобы мы были заинтересованы не покинуть компанию.
— По прошествии этого времени, видимо, заинтересованность не пропала?
— По деньгам СУП не обидел с точки зрения компенсации и условий работы. Я уже дорос до управляющего директора не только Чемпионата, Газета.ru теперь подо мной.
— По той информации, что ходит в сети, сумма составила $300 000. Правда?
— Примерно. Точную сумму не назову, но это было меньше 500, больше 200. Около 300-400.
— Не считаешь сейчас, что продешевил?
— Конечно, я сейчас задумываюсь о том, что продешевил, особенно учитывая то, какие доходы сейчас приносит чемпионат. С другой стороны, я думаю, что если бы я тогда не продался, наверное, я бы не добился того, чего я добился сейчас с чемпионатом. Я спокоен в этом отношении, я стараюсь не думать о том, что надо было заработать еще больше и поднять цену. Я стараюсь думать о том, чего мы добились.
— Немного цифр про Чемпионат.сom, и продолжим.
— В штате Чемпионата.com работают 45 человек, внештатников около 100. Финансовые показатели не раскрываются, но по некоторым данным Чемпионат.com занимает 20% рынка. Основные конкуренты — Sporbtox.ru и Sports.ru. Среднесуточная посещаемость — 650 000 уникальных посетителей, среднее время на сайте — 5-6 минут, глубина просмотра — 11 страниц.
— Ты говорил, что в мае у вас на пике было миллион человек. Ты видишь возможным сделать этот показатель стабильным? К какому сроку?
— Как показывает практика, майские показатели по каждому году растут. Все пики в мае практически каждый год. Почему? Потому что либо заканчиваются еврокубки, либо чемпионаты мира по хоккею, в этом году к тому же чемпионат России по футболу закончился. У нас не было стандартного пика в ноябре, когда заканчивается чемпионат России по футболу, в мае получилось еще больше. На майские показатели прошлого года мы в среднем выходим к началу следующего. Можно сказать, что в марте-апреле средняя месячная посещаемость будет около миллиона.
— Через год?
— Да.
— Ты сказал, Чемпионат.com — это статистика, новости 24 часа в сутки. Почему не пошли по направлению UGC, как это в свое время сделал Sports.ru? Он это сделал вполне успешно. Более того, когда вы были молодой командой, готовой к изменениям, UGC цвел бурным цветом, как ты помнишь.
— Да, помню. Очень странно заниматься UGC внутри СУПа, когда есть Livejournal — 100%-ный UGC. Я вижу, как проходит энтузиазм людей, которые занимаются спортивной журналистикой. Мое личное мнение — это неплохая история для Sports.ru, но это достаточно кратковременная стратегия, потому что через определенный период времени энтузиазм у людей начнет пропадать, а новые люди приходить не будут. В этом случае Sports должен будет менять свою стратегию.
— Тезис о том, что они не будут приходить, мне кажется спорным. Всегда есть новая кровь, всегда есть новые молодые люди, увлеченные спортом относительно недавно.
— Сейчас энтузиасты — это не только молодые люди, это и средний возраст, и старший возраст, люди, которые пытаются что-то писать. Когда у них энтузиазм закончится, то единственный, кто сможет писать и делать UGC, — это молодое поколение, тем самым качество контента начнет портиться. Качественный контент получается у чуть более опытных людей, а не у 18-летних мальчиков. Как и во всем интернете, люди пишут и будут продолжать писать. В Livejournal всегда будут писать, но это вопрос качества.
— Мне кажется, здесь уместна аналогия с КВН. Я очень люблю КВН не столько как передачу и юмористическое шоу, сколько как некий образчик эффективной модели смены крови. Он идет уже много лет, и год за годом появляются новые люди, происходит что-то интересное, неожиданное и яркое, потом сезоны успокоения, потом снова новая кровь, и снова кто-то приходит. Мне кажется, что UGC в случае с ХабраХабром, если брать IT-тематику, в случае со Sports.ru, если брать спортивную тематику, это история про это.
— Время покажет, кто был прав. Зачем спорить? На мой взгляд, профессиональная спортивная журналистика имеет более устойчивую позицию, чем UGC, особенно в рамках правовых отношений. Сейчас Дима может говорить все что угодно, например, то, что пользователь это выкладывает, а не он сам, но с точки зрения правовой ответственности Sports.ru можно закрыть за 5 минут, если бы они были в США, например.
— В связи с чем?
— В связи с расцветом пиратства и пиратского контента, который публикуется на страницах Sports.ru.
— Это вечная история о том, отвечает ли владелец сайта за то, что выложил пользователь?
— Мы же прекрасно понимаем, что достаточно менеджеру или журналисту того же Sports.ru зарегистрировать ник и выложить информацию в нужном месте в нужное время, но я не поверю, что пользователи сидят и в огромном количестве жаждут, как бы им наполнить Sports.ru своим контентом, особенно из Youtube. Такого не бывает. Это просто попытка прикрыть пиратскую активность действиями пользователей. Так же пытается прикрыть это «ВКонтакте», но «ВКонтакте» я понимаю, потому что там много сумасшедших, которые выкладывают кучу пиратских видео, фото и аудиозаписей. «ВКонтакте» не закрыли только в силу политических причин. Sports.ru должен прекратить позиционировать себя как СМИ, должен называть себя блогом и везде говорить, что это блог, платформа блогов.
— Справедливости ради скажу, что они это делают, «Трибуну» они отделяют, там даже стоят разные счетчики по Liveinternet.
— Они одинаковые. Общий счетчик Sports.ru охватывает в том числе и «Трибуну».
— Просто отдельно «Трибуна» считается так же?
— Да, конечно.
— Ок. Как я понимаю, это тонкая тема, ваши внутринишевые взаимодействия, в которые я не очень хорошо погружен. Предлагаю двигаться дальше.
— Каждый выбирает свою стратегию: кто-то понимает свою ответственность, кто-то намеренно идет движением на грани закона. Sportbox никогда себе этого не позволит, потому что у них весь контент чистый и лицензионный от ВГТРК.
— Вернемся к контенту. У Спорт-Экспресса есть звезды – Игорь Рабинер, Александр Беленький, Слава Малмуд. Для Sports.ru это Василий Уткин, Иван Калашников, НТВшники, которые там присутствуют. У Sportbox – Илья Казаков. А кто ваша звезда, есть ли такая? По наблюдению моих коллег у вас более ровный ландшафт.
— У нас ровный ландшафт. У нас есть Саша Шмурнов – один из лучших комментаторов НТВ+ и наш главный редактор.
— Насколько глубоко он погружен в проект, если у него еще есть работа в телевизоре?
— Достаточно, чтобы управлять проектом на позиции главного редактора.
— Можно сказать, что сегодняшняя редакционная политика – это целиком его авторская позиция?
— Мы редакторскую политику стараемся вырабатывать все вместе, обращать внимание на то, что популярно, а что нет, на то, как это преподносить пользователю, но с точки зрения того, о чем писать, как писать, я в это стараюсь не вникать, этим занимается Саша.
— Ты управляющий директор, правильно?
— Раньше я был руководителем проекта, сейчас я управляющий директор из-за того, что на мне сейчас еще и Газета.ру.
— Вы подразделение какой-то компании, входящей в СУП, или вы отдельное юридическое лицо?
— Чемпионат.com – это SUP Media. Мы не выделены в отдельное юридическое лицо.
— Получается, что ты не гендиректор этой компании, но при этом отвечаешь за стратегию и деньги?
— Я отвечаю за всё. Честно говоря, я привык, что если мне что-то дают, если я веду какой-то проект, то я отвечаю за него головой. Я отвечаю и за стратегию, и за деньги, и за приход, и за расход денег, и за позиционирование, и за трафик. Я отвечаю за всё, но у меня есть помощники – директор по маркетингу, коммерческий директор, которые отвечают конкретно за свое направление более детально.
— Насколько автономен Чемпионат.com в рамках СУПа? Какие решения тебе приходится согласовывать с вышестоящими инстанциями?
— Мы практически всегда с самого начала были автономны. Нас никто не трогал, и мы никого не трогали. Также происходит и сейчас. Мы не то, чтобы согласовываем решения, мы уведомляем о наших желаниях, а всё остальное действует в рамках нашего PNL. Если в PNL заложено то, что мы покупаем права у НТВ+, значит, это заложено, значит, у нас есть на это деньги, и дополнительных согласований данное действие не требует. Если возникло что-то вне рамок PNL, то мы согласовываем это с финансистами, чтобы не выйти за рамки.
— Растолкуй, пожалуйста, термин PNL.
— PNL – Profit and Loss бюджета, где собраны доходы, расходы. Они разделены по разным позициям, есть разные типы доходов и разные типы расходов.
— Это аналог бюджета доходов и расходов?
— Да, фактически. У нас бухгалтерия ведется по западным стандартам.
— Каким образом происходит ротация денег? Деньги входят в СУП мимо вас, и потом из СУПа же вы получаете какие-то бюджеты, или всё на вас и замкнуто, есть ваш доход, ваш расход и ваши прибыли, которые вы можете отдать акционерам или пустить в развитие?
— Все деньги внутри СУПа приходят в СУП и финансируются со счетов СУПа. У нас нет отдельного юрлица, мы находимся внутри холдинга СУП Медиа, и СУП Медиа является главной управляющей организацией, которая занимается всем финансированием. Наши финансисты разделяют доходы и расходы между проектами, входящими в СУП Медиа, потому что, кроме Чемпионата в СУП Медиа входит Livejournal, Quto, ReadyGo и еще несколько проектов, которые СУП Медиа запускает. Только Газета.ру – отдельное юрлицо.
— Вы же как-то считаете прибыльность и убыточность каждого проекта в отдельности.
— Если ты меня хочешь спросить, прибыльны ли мы, то мы прибыльны. Давно ли мы прибыльны? Мы прибыльны с прошлого года.
— Монетизация происходит, прежде всего, за счет рекламы или только за счет рекламы?
— На 80-90% за счет рекламы.
— Что еще приносит деньги?
— Мелкие, совместные партнерские программы. Всё, так или иначе – это реклама. Пользовательские платежи в структуре доходов серьезного места не занимают.
— Что пользователи могут оплатить у вас на сайте?
— Видеотрансляции чемпионата России по футболу, чемпионата Германии и Италии по футболу, купить себе головастиков, чтобы в комментариях быть красно-белым, а не желтым.
— Когда мы общались с Димой Навошей из Sports.ru, он говорил, что платят неохотно. Как я понимаю, у вас тоже?
— Люди не платят, потому что ценовая политика, которую выбрал поставщик контента, не совсем правильная. Мы и все остальные сайты, которые пытаются продавать трансляции, берут их у одного поставщика контента – НТВ+. Выстроено всё таким образом, что НТВ+ сам транслирует и сам выбирает ценовую политику. На мой взгляд выбранная ценовая политика в 75 рублей за просмотр одного матча более чем неадекватная.
— Какие деньги были бы разумными?
— Максимум 30 рублей за трансляцию.
— То есть ниже доллара?
— Да, за цену выше доллара вообще ничего нельзя продавать в интернете, если это не какой-то очень прикольный контент, которым можно пользоваться долгое время, например, игры.
— Ты говоришь, что у вас есть возможности премиум-пользователей.
— Да, это мелочи.
— Видимо, выкупают самые отчаянные?
— У нас средняя посещаемость 600-650 тысяч человек в сутки, комментируют что-то 3-4 тысячи человек. Стандартно из этих 3-4 тысяч только 10% что-либо покупают, поэтому это остается на уровне сотней пользователей. Я не буду для каждого пользователя продавать премиальный сервис за 100 долларов, поэтому в структуре доходов они занимают мало места.
— По моим данным, зарубежные рекламодатели в спортивной нише интернета – это, прежде всего, производители спортивной одежды, здорового питания, это культ здорового образа жизни.
— У нас всё наоборот.
— В России это в основном алкогольные напитки.
— Так оно и есть.
— Насколько велика доля этого рода продуктов в вашем рекламном бюджете?
— Спасибо сигаретчикам. Они заключили пакт о том, что они не размещают рекламу и не вредят здоровому образу жизни.
— Как много у вас пива и других алкогольных напитков в рекламе?
— В процентах не скажу, но много.
— Почему это так в России?
— Потому что пиво, алкоголь имеют очень серьезные бюджеты, народ у нас пьющий, пьющий много. Они не будут тратить на рекламу много и не отбивать эти деньги продажей продукта. Если они отбивают продажей продукции свои деньги, и у них есть от этого сверхдоходы, значит, у нас культура потребления алкогольных напитков такая, что позволяет людям размещаться и рекламироваться очень много.
— Иными словами, это не спортивные СМИ виноваты, это народ такой пьющий? Болельщики пьющие и этим активно пользуются алкогольные компании.
— Я бы сказал, что мужское население пьющее. У нас спортивные площадки выбирают не из-за того, что у нас болельщики пьющие, а из-за того, что у нас большая доля мужского населения на сайте.
— Какой процент мужского населения у вас?
— Почти три четверти.
— Для тебя это настораживающая, печальная тенденция или ты спокойно с этим живешь?
— С точки зрения продажи алкоголя?
— С точки зрения того, что твой рекламодатель на спортивном сайте – это во многом алкогольный рекламодатель, который совсем не про здоровый образ жизни.
— Достаточно посмотреть какой-нибудь матч сборной России по футболу, чтобы посмотреть, какой рекламодатель находится там. Там практически места нет для других рекламодателей, там реклама либо водки, либо коньяка. Это тенденция по всему спортивному рынку. Да, их не пускают размещать рекламу пива на стадионах, а если бы пустили, то все бы клубы, все спортивные организации получили бы очень серьезный доход от продажи рекламных мест именно пивным брендам.
— Это история, которая возникла недавно, или стабильно алкогольные, пивные бренды рекламируются в спортивных СМИ?
— «Пивняков» сейчас начинают серьезно зажимать с точки зрения рекламы на телевизоре. Им каким-то образом нужно выходить на другие рынки, чтобы хоть как-то привлекать целевую аудиторию к своему продукту, поэтому «пивняки» в последнее время очень сильно активизировались. Что касается алкогольных брендов, то специфика алкогольного рынка России в том, что большое количество брендов водки, коньяка и так далее начали появляться на рынке, и каждый из них хочет занять свою нишу, каждый из них тратит определенный маркетинговый бюджет на поддержку этого бренда, в том числе и в онлайне.
— Надо понимать, что спортивные СМИ в Рунете сейчас испытывают нашествие пивных брендов?
— Нашествия пока нет. Слава Богу, у нас очень много премиальных автомобильных продуктов, много Samsung, Sony и всего, что касается электроники. Не сказать, что у нас сплошная реклама алкоголя.
— Что за аудитория, что за люди эти болельщики, которые приходят на твой сайт?
— Я в показатели TNS не верю. Можно сколько угодно различным проектам говорить, что у них 30% руководителей, 50% специалистов, 20% учащихся и тому подобное, всё это ерунда. Я в это не верю. Нельзя измерять по 10 000 тысячам panelist аудиторию интернет-СМИ. Если брать аудиторию Чемпионата, то я встречаю огромное количество самых разных людей, начиная от молодежи и 14-летних ребят, заканчивая руководителями предприятий и крупных серьезных организаций, топ-менеджмента, который всегда читает Чемпионат.com. У нас очень разношерстная аудитория. Есть заблуждение, что футболом интересуются только болельщики-маргиналы, пьющие пиво и орущие на стадионе. Футболом и всем спортом в России интересуется огромный, совершенно разноплановый пласт народа. Говорить о том, что раз у нас только пиво и водка представлены, то наши болельщики — маргиналы, не стоит, это не так.
— Есть некий имидж болельщика, особенно футбольного болельщика, как оторвы и человека с малой способностью тормозить как в эмоциях, так и в употреблении алкоголя. Как ты думаешь, можно ли поменять имидж футбола, аудитории, чьими силами?
— Поскольку я сам человек, выросший из этой среды, знающий, кто такие болельщики не понаслышке, я могу сказать, что происходящее в российском спорте с точки зрения бренда российского болельщика ужасно. Зачастую реклама российского болельщика или имидж российского болельщика, используемый маркетологами, далекими от спорта, дает осадок для всей аудитории. С этим надо бороться серьезно, но это должны делать российские футбольные власти, Российский футбольный союз, Министерство спорта, Российская футбольная премьер-лига, но почему-то никто этим не занимается. За счет этого они теряют аудиторию, начинают терять посещаемость. Посещаемость матчей чемпионата России по футболу падает год от года, потому что российский футбол становится неинтересным, никто ничего не делает для его популяризации.
— Разговаривают о том, как плохо играют.
— Да, это единственное, что мы слышим.
— Спортивные СМИ могут повлиять на имидж, на представление о футболе, болельщике?
— Нет. Косвенно, конечно, да, но важна информационная политика не для болельщиков, которые знают, что это такое, важна информационная политика для той аудитории, которая не сталкивается со спортом несколько раз в неделю. Тем людям, которые далеки от спорта, которые интересуются им только в моменты каких-то крупных событий, важно донести то, что болельщик – это не отдельная клоака людей, которая сидит, бегает, громит, пьянствует и ведет беспорядочный образ жизни.
— Это спорно, потому что мы знаем, что принадлежность к болельщицким группировкам — это способ спустить пар для молодых людей. Они должны расходовать тестостерон, который в них бурлит и не выводится в полной степени иными, более естественными способами.
— Знаешь, сколько боевых единиц у спартаковских болельщиков? Я имею в виду тех, кто на кулаках показывает свою силу друг другу. Их не больше 1000 при том, что я беру завышенный показатель, в том числе тех молодых людей, которые находятся вне группировок. В группировке всего человек 300-400.
— На каждую команду или совокупно?
— Так называемый «общак» — это те люди, которые могут собраться в один момент и пойти стенка на стенку друг на друга. В Спартаке «общак» состоит из 500-600 человек, если все соберутся. У ЦСКА приблизительно столько же. В Спартаке есть еще человек 400, которые близки к этому. Всего 1000 человек из многомиллионной армии красно-белых болельщиков, которые болеют за Спартак. То же самое у ЦСКА, приблизительно то же самое у Зенита, поэтому это огромное заблуждение, что они постоянно дерутся друг с другом. Если ты футбольный болельщик, значит, ты месишь лица другим болельщикам и болеешь только за свою команду — это не так. Из этого «общака» большинство людей – приличные люди в обычной жизни (менеджеры, управляющие, есть и работяги).
— По сути, у них бойцовский клуб?
— Исключительно.
— Ок. Как будут развиваться, на твой взгляд, спортивные сайты в ближайшие годы в глобальной сфере и Рунете?
— Всё будет достаточно серьезно расти, потому что будут крупные спортивные события, Сочи 2014 года не за горами, Чемпионат мира по хоккею скоро, Чемпионат мира по футболу скоро. Мы на этом фоне будем расти. Если даст Бог, наша сборная на Евро-2012 выйдет хотя бы в четвертьфинал, и это даст достаточно серьезный толчок, как и выход нашей сборной на третье место в прошлом Евро. Нас очень сильно убил и подкосил невыход нашей сборной на Чемпионат мира по футболу 2008 года.
— Страна испытала депрессию?
— Подтянули эту историю победа наших клубов и хорошие выступления наших клубов в еврокубках. Если наша сборная будет хорошо выступать, это будет способствовать дополнительному интересу к футболу. С точки зрения всего спортивного сегмента весь спорт в России развивается прилично.
— Получается замкнутый круг. Для того чтобы сборная хорошо выступала, необходимо ее хорошо финансировать. Чтобы ее хорошо финансировать, необходимо внимание к этим сборным со стороны аудитории и рекламодателей. Пока внимания нет, нет финансирования и нет выступлений.
— Нет. На самом деле, нет замкнутого круга. Этот замкнутый круг размыкается «всероссийским достоянием» компанией «Газпром». Финансирование российской сборной по футболу происходит из дотационных источников — государственных или про-государственных компаний. У нашей сборной финансирование будет всегда, потому что у нас крупные государственные компании обладают очень серьезными деньгами, которые они могут вкладывать в российский футбол или которые им рекомендуют вкладывать в российский футбол. Если этими деньгами правильно управлять, тогда спорт в нашей стране будет развиваться еще быстрее. Если неправильно управлять, то мы будем двигаться с задержками.
— Надо понимать, что пока что управление не очень правильное?
— На мой взгляд, нет.