К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Cтранно, но самые популярные сайты хуже всех по user-experience, навигации и прочему»

фото Евгений Дудин / Коммерсант
фото Евгений Дудин / Коммерсант
Гендиректор развлекательного подразделения РБК Михаил Гуревич о сайтах знакомств, мессенджерах и честности информационных ресурсов

Forbes продолжает публиковать интервью с известными российскими интернет-предпринимателями и специалистами. Генеральный директор принадлежащей РБК компании «Медиа Мир» Михаил Гуревич рассказывает о том, чем хороши порталы, кто пользуется сайтами знакомств, зачем нужен мессенджер QIP и где лучше делать стартапы. Полную аудиоверсию интервью можно послушать на сайте программы «Рунетология».

— Михаил, Qip.ru — флагманский проект «Медиа Мира», верно?

На сегодняшний день да, хотя это далеко не первый проект «Медиа Мира». Напомню, что мы существуем уже лет семь. Скоро всей компании РБК будет 20 лет. Прежде чем появился портал Qip.ru, был видеохостинг Smotri.com, была произведена инвестиция в сайт знакомств Loveplanet и ряд других проектов. Это не просто опыт успешного развития портала, а по сути создание с нуля.

 

— На сегодня есть ощущение, что вы активно интегрируете все, что у вас есть и что можно прилепить к порталу, это так?

— Во многом наша стратегия построена на двух моментах: интересах пользователей и интересах рекламодателей. Рекламодатели любят порталы, поскольку они проще по логистике и понятнее с точки зрения клиентов. Эта возможность предоставить в рамках портала удобные сервисы для пользователей и предопределила такое развитие. Мы пока не готовы присоединить к нему полностью LovePlanet и Smotri.com, но рано или поздно мы их соединим, и будет один большой портал.

 

— К этой теме вернемся, она очень интересная. А пока поговорим о твоей карьере. В начале 1990-х ты эмигрировал в Израиль. Находясь там, ты выбрал русское информационное поле. Это связано с тем, что ты недостаточно хорошо знал язык, или это был выбор ментальности?

— Как-то так получилось, что в Израиле я попал в русскоязычное медийное пространство, которое было крайне активным в свое время. Не из-за того, что мы все такие любители писать, читать и рассказывать. Создателями всей индустрии русскоязычной прессы в Израиле были... Я думаю, никто не догадается, какая отрасль больше всего на нее повлияла. На самом деле это строительная отрасль.

За несколько лет в страну приехали миллион человек. На 6 миллионов — еще миллион, и каждому нужна квартира. Надо как-то рекламировать свои услуги. В тот момент у подрядчиков случился шок, они не понимали, что делать. 20% населения хотят где-то жить, надо им что-то покупать, у них есть какие-то ипотечные скидки, особые условия, потому что государство заинтересовано в том, чтобы эти люди не жили на улице. Таким образом, строители начали вкладываться в русскоязычную прессу, и она начала неимоверно расцветать. Я оказался в радийной ее части. С тех пор я к радио отношусь весьма нежно и считаю, что это лучший медийный носитель, наиболее тонкий и интеллигентный.

 

— А почему ты вернулся в Россию?

— С точки зрения применения своих знаний, опыта и идей, наверное, на русском языке правильнее и проще работать в России. Надо было принимать решение, и каждый принимал его для себя сам. Достаточно большое количество людей решили, что надо продолжить карьеру в России, и здесь мы оказались востребованными. Я как минимум раз в месяц бываю в Израиле. У меня там живут родители, мой ребенок от первого брака живет под Иерусалимом. Я приезжаю в Израиль как домой.

Я всегда смеюсь, что у меня в душе есть три города: родной, любимый и лучший. Родной — Москва, любимый — Тель-Авив и лучший — Нью-Йорк. Такова современная жизнь, и ее сложно переделать.

— От журналистики ты перешел к карьере управленца. Это был осознанный выбор или так получилось?

Это то, что я умею. Я активно начал заниматься интернетом в 1995 году. У меня была маленькая шарашка под названием «Акванет», которая предоставляла доступ в интернет. В туалете у меня стоял сервер и было 32 модема. Бабушка моей первой жены приходила, и ей объясняли, что, когда эти модемы мигают, деньги капают. Она заходила и смотрела, как капают денежки. С интернетом я был связан изначально. Опыта в этой отрасли у меня больше всего. Так само собой получилось.

 

— Управление возникло из интернета?

— Да, конечно, потому что эту отрасль я изучал не в университетах, а на кончиках своих пальцев. Я делаю только то, что сам понимаю, и так, как понимаю. Сегодня я базируюсь на опыте, который есть, и на понимании процессов, которые от медианосителя несильно зависят. В мобильном интернете, который на сегодняшний день для меня наиболее интересен, мы наблюдаем ситуацию веба шестилетней давности. Настолько они похожи, что у меня дрожь по телу.

— Вернемся непосредственно к «Медиа Миру». Компания откололась от РБК?

— Не совсем откололась. Безусловно, мы отдельная компания, наши финансовые показатели консолидированы в холдинге, но по управлению, бюджетам, стратегиям мы — отдельные компании. Когда говорят, что у нас черт ногу сломит, то во многом это связано с тем, что именно мы продвигаем: РБК как зонтичный бренд или «Медиа Мир» отдельно.

 

— Каким образом делили проекты, когда появлялся «Медиа Мир»?

— Деловые новостные проекты — и неделовые. Все, что находится в моем ведении в рамках компании «Медиа Мир», — это entertainment. Мне достались самые честные информационные ресурсы.

Есть устоявшееся выражение «сетевой хомячок». Сидит человек на работе, но, как мы знаем, работает он не 24 часа в сутки и даже не 8. Соответственно, ему надо что-то читать, смотреть, комментировать. Он понимает, что системный администратор следит за ним и ему надо читать какие-то пристойные ресурсы, чтобы не возникли вопросы «что он на них делал полдня?». У многих информационных ресурсов часть была посвящена такой информации, которая не является общественно-политической, а именно позволяет реализовывать те самые тайные желания офисного пользователя — развлекаться и не работать.

— «Медиа Мир» успешен как бизнес? Кризис 2008 года очень сильно ударил по вам и поставил на грань выживания.

 

Нас хоронили неоднократно. 2009 год не первый случай наших похорон и не последний. Мне кажется, что сегодня наши финансовые и аудиторные показатели подтверждают, что мы успешно преодолели проблемы и продолжаем развитие. Надо быть мобильным, нужно понимать, что ты хочешь иметь в итоге, не слушать, когда тебя хоронят другие, а умирать тогда, когда умираешь сам.

— Затронем еще одну тему, которая не раз поднималась в дискуссиях. Есть мнение, что для «Медиа Мира» айсбергом, на который он натолкнулся, стал сервис «Вспомни.ру» — попытка построить собственный «ВКонтакте» или «Одноклассники».

— Я общался с одним американским стартапом. В его личной презентации написано, сколько проектов успешных, а сколько неуспешных. Мне это очень понравилось, потому что негативный опыт куда более ценный, чем опыт положительный. Нам не хватило времени для раскрутки «Вспомни.ру». Я считаю, что мы чуть позже, чем было нужно, занялись его раскруткой.

Если мы вспомним 2002 год, когда был кризис доткомов, то все развлекательные продукты, в том числе и в Рунете, казались непривлекательными с точки зрения инвестиций и монетизации, а деловые и новостные ресурсы — достаточно успешными. Наверное, мы несколько задержались и опоздали с активным выходом в массовый интернет.

 

— Можно сказать, что продукт был хороший, просто оказался не ко двору с точки зрения времени выхода?

— Он, безусловно, оказался не ко двору. Что касается того, хороший он или плохой, есть очень странный момент. Если мы посмотрим на самые популярные сайты в интернете, то заметим, что они наиболее плохи с точки зрения user-experience, навигации и всего остального. Иногда можно сказать, что проект не удался, значит он был слишком технологически продвинут. На самом деле это так. Мы можем вспомнить и «Рамблер» в самом начале, и «Одноклассники», и Facebook, и Twitter, который многим до сих пор непонятен.

— Я бы не сказал, что это работающее правило.

— Чаще всего именно так.

 

— В этих случаях, мне кажется, природа показывает нам главенство духа над материей. Это настолько своевременная и удачная идея (например, «Одноклассники»), что люди готовы прорываться сквозь безумные интерфейсы, падающие сервера и идти к регистрации и попытке вернуть свою молодость.

— Безусловно. Они это делают, чтобы найти своих одноклассников, разбросанных по всей стране. Непонятно, зачем то же самое было делать студентам в рамках Facebook, когда они находятся рядом, а интерфейс, мягко говоря, недружественный. Каждый из них появился в правильном месте и в правильное время. Не секрет, что в свое время мы вели переговоры об инвестициях в «Одноклассники», просто вариант предлагаемых инвестиций немного не отвечал нашей стратегии. РБК — стратегический инвестор, претендующий на контрольный пакет. Там была проведена правильная предварительная работа по сбору базы данных. Секрет успеха «Одноклассников», я считаю, — это агрессивная и правильная политика сбора базы данных и представление под эту базу сервиса. В первые несколько месяцев существования «Одноклассников» люди регистрировались, но не очень понимали, что там делать.

— Сбор данных пользователей или школ, институтов и так далее?

— Пользователей. Там не было системы общения внутри, сайт подвисал, невозможно было кого-то найти, просто собиралась база данных.

 

— Как она собиралась?

— Она собиралась с помощью очень агрессивного контекста, например, найди свою первую любовь. Контекстные объявления были повсеместно, они позволили создать большую базу данных, которую потом наложили на веб-сервис. Вначале он был не совсем успешным с точки зрения технологий, потом много раз менялась технологическая подложка. Когда появился «Вспомни.ру», мы исходили из того, что можно сразу предложить пользователям. Времени нам не хватило, хотя были и другие проблемы, которые надо признавать. Мы позже вышли, чем надо было.

Наверное, наш посыл, который был сформирован, был не столь точечным, как посыл «ВКонтакте» или «Одноклассников». Вспомним, что одновременно с «ВКонтакте» развивалась сетка «Факультет.ру», которая на одном из КИБ+РИФ была представлена как чуть ли не первая социальная сеть, но более технологически продвинутая. Видимо, именно это их и подкосило, или им не хватало фокусировки.

Тот же «ВКонтакте» изначально был чуть ли не региональным, северо-западным сервисом, и только потом он начал активно развиваться и выходить за пределы Северо-Запада. По статистике, у них около 47% было из одного региона, и это была не Москва. Если в общей статистике Рунета мы наблюдаем Санкт-Петербург на уровне 10%, то там было 47%. Ребята сфокусировались в одном месте, а потом стали развиваться по всей стране. То же самое в свое время делал Facebook. «Одноклассники» нашли очень правильный и точечный подход, учитывающий всю постперестроечную вакханалию, когда одноклассники оказались разбросанными не только по всей стране, но и по всему миру. Что случилось с их первой любовью, многим было интересно.

 

— Хорошо. У нас немного времени, поэтому хочу пройтись еще по паре ваших продуктов. Насколько сегодня от вашего мессенеджера зависят портал и другие сервисы? В какой-то момент казалось, что довольно серьезно.

— Протоколы, основанные на «джаббере» (Facebook, Livejournal, ВКонтакте, Qip), весьма востребованные и нужные. Сейчас развивается Qip-2012, социально ориентированный продукт, который позволяет вам практически полноценно общаться в ведущих социальных сетях, интегрировать между собой практически все протоколы общения, которые популярны в России. Мне кажется, проект движется в правильном направлении. Во всяком случае, он интересен и востребован.

— Является ли Qip-мессенджер главным донором портала Qip?

— Частично он являлся таковым. При установке предлагается установить в качестве стартовой странички портал Qip.ru, но на сегодняшний день достаточно много сервисов интегрировано в портал. Например, Photofile.ru, в который мы в свое время инвестировали, Pochta.ru, White Label от Loveplanet и Smotri.com, всякого рода форумные решения. По сути, можно говорить, что на сегодняшний день это один из главных наших локомотивов, но не единственный и не важнейший.

 

Обсудим еще один проект из числа заметных — Loveplanet. Он активно рекламировался в 2007-2008 годах. Как он себя чувствует сегодня?

— Мы до сих пор используем его энергию. Для многих пользователей это привычный формат общения, не только для знакомств, но и для простого общения. Наши конкуренты из «Мамбы.ру» первыми договорились с крупнейшими порталами, которые являются донорами для них. Мы на это пиршество опоздали, но зато смогли договориться с большим количеством более мелких партнеров и успешно развили головной сайт, который является локомотивом на сегодняшний день. Проект достаточно успешный и с точки зрения удерживания аудитории, которая постоянно растет, и с точки зрения финансов. Компания должна быть благодарна Loveplanet: в кризис микроплатежи не падали, а, наоборот, росли.

— В предыдущем выпуске мы говорили с Андреем Бронецким — гендиректором «Мамбы.ру». Прямо или косвенно он осторожно подтвердил то, что существует отток пользователей из службы знакомств «Мамба» в социальные сети. Мне кажется, у вас должно происходить что-то подобное.

— Есть два потока, их надо разделять. Сайты знакомств — это не сайты для повседневного, публичного социального общения. Вывешивать туда место работы, образование и всю остальную информацию неразумно и глупо. С другой стороны, очень важна логика. Все, кто присутствуют на сайте знакомств, хотят познакомиться. Вы можете зайти на профиль любого пользователя и написать: «Привет! Я хочу с тобой познакомиться!», и тебе не ответят: «Уважаемый, вы как себя ведете?» На «Одноклассниках», в Facebook и «ВКонтакте» такое может произойти. В отличие от социальных сетей и сервисов общего общения это нишевой сервис.

 

В какой-то момент, когда резко стали развиваться социальные сети, был мощной отток в их сторону, люди пытались там знакомиться. Там знакомиться неудобно, и там нет сервиса для этого, они сделаны совсем для другого, поэтому спустя какое-то время произошел массовый возврат пользователей, но за счет того, что нас нельзя использовать для публичного социального общения, безусловно, некоторые ушли.

— Я сейчас процитирую одного очень известного деятеля в области знакомств. Он сказал: «Знакомства четко движутся к adult. Это становится сервисом больше для быстрых контактов, в том числе имеющих цель получить быстрый секс».

— Это всегда очень смешно звучит, потому что все пользователи-мужчины считают, что на сайте знакомств только матери-одиночки, а все девушки считают, что на сайтах знакомств только маньяки, которым ничего не дают. И то и другое является огромной натяжкой. Нет отдельной аудитории интернета, есть пользователи, которые пользуются интернетом. Если в стране люди как-то знакомятся, то и в интернете они будут знакомиться также.

— Ок. Думаю, что тему Loveplanet мы закроем. Ты много общаешься со стартапами в США и других странах. Какие впечатления?

 

Я общался с разными стартапами в разных странах, и мне кажется, что есть два центра в мире: один находится в районе Сан-Франциско, другой — в Израиле. Даже стартапы, которые находятся в Нью-Йорке, — это огрызки, которые в итоге переезжают в Кремниевую долину. Фильмы создаются в Лос-Анджелесе, Голливуде и Индии. У нас они тоже создаются, они немного интересны, но мы не претендуем сделать на них мировую кассу. Со стартапами то же самое. В России правильно взять и быстро локализовать. Аудитория по метафизическим причинам не готова сразу пользоваться глобальными игроками, американскими стартапами, она с большой радостью обратится к локальному ресурсу, который может на 100% на момент создания быть похожим на американский сайт. Я никого не обвиняю в пиратстве. Тот же «ВКонтакте» в точке создания был абсолютным клоном, но дальше началось развитие разных мозгов: Цукерберга в Facebook и Дурова во «ВКонтакте». Они пошли в разные направления, но старты наиболее интересных стартапов в России — это копипаст. Люди просто быстрее всех остальных поняли, что это мировой тренд, быстро повторили его на локальным рынке, и это стало успешным. Это, к сожалению, работает.

— Ваши проекты — во многом повторения западных проектов.

— Мы работаем для российского пользователя. Надо понимать, что свежая модель вряд ли будет востребована. Я до сих пор всегда упоминаю «Ай-я-яй», который сделал Ашманов в свое время. В этом, как мне кажется, была свежая мысль. Ну и что? Где оно? Хотя мне до сих пор крайне нравится эта модель. Я уверен, что если бы ребята вовремя переехали в Штаты с этим стартапом и там бы его двинули, или сегодня был бы большой выход, и это было бы имплантировано в какую-то большую корпорацию, то это бы стало достаточно успешным продуктом.

— Все так говорят. Они бы приехали со своими коробками и чемоданами, и что?

 

— Если ты золотоискатель, ты можешь искать золото у себя дома, а можешь приехать на прииск. На прииске золото есть, а у себя дома можно его искать. Там находится отрасль. В Сан-Франциско есть стартап-пивняки. Это мое любимое развлечение в Сан-Франциско. Они пьют пиво и общаются. Там такое количество свежих идей, которое ты не услышишь ни на одной конференции! Там программисты в свободное от работы время собираются, слушают speech стартапщика и программируют его стартап. Что-то удается, и они получают какую-то долю, что-то не удается. Как ты представляешь такое у нас?

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+