К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Мы отделили живых пользователей ICQ от мусора»

предоставлено пресс-службой
предоставлено пресс-службой
Руководитель проекта ICQ Александр Горный о том, как Mail.Ru Group наводила порядок после покупки интернет-мессенджера

Forbes продолжает публиковать интервью с известными российскими интернет-предпринимателями и специалистами. На этот раз о том, почему еще рано хоронить интернет-мессенджер ICQ, кто сейчас его основные конкуренты, как ICQ будет интегрироваться с «Mail.ru Агент» и другими активами Mail.ru Group и как он будет развиваться дальше, рассказывает руководитель проекта ICQ Александр Горный.

Полную аудиоверсию интервью можно послушать на сайте программы «Рунетология».

Максим Спиридонов: Программа, о которой мы будем говорить в этом выпуске, еще несколько лет назад была в рунете чуть ли не символом глобальной сети. Иконка с зеленым цветком и узнаваемый женский голос, удивленно сообщающий о поступлении нового сообщения, были знакомы всем, кто имел хоть какое-то отношение к интернету. Речь, разумеется, об ICQ. Не секрет, что последние годы «аська» последовательно теряла аудиторию. Более или менее лояльными к этому мессенджеру остаются пользователи в паре стран мира, в том числе в России. Неожиданной, но объяснимой была покупка ICQ российским холдингом Mail.ru Group в апреле 2010 года. Главный вопрос, которым задавались пользователи рунета: «Что будет дальше?» Первые полгода он висел в воздухе, а осенью того же года ICQ возглавил Александр Горный, имеющий значительный опыт работы как с высоконагруженными проектами в целом, так и с интернет-мессенджерами в частности. Сегодня он у нас в гостях. Александр, в вакансии на должность руководителя маркетинга ICQ, которую ты опубликовал прошлой зимой, значилось среди прочего, что задачей фигуры на данной позиции является «вернуть ICQ былую славу». В комментариях к анонсу нашего с тобой разговора один из слушателей программы предположил, что ты пришел для того, чтобы, цитирую, «красиво похоронить ICQ». Если откровенно, как ты сам видишь свои главные задачи по проекту сегодня?

 

Александр Горный: Разумеется, я не считаю, что моя задача — «красиво похоронить ICQ». Сейчас это довольно популярный проект — самый популярный мессенджер в ряде стран. Нам хочется добиться большего отрыва от конкурентов, увеличить количество стран, где ICQ является лидером. Хочется, чтобы ICQ был истинной гордостью интернета.

— Но ты пришел как кризис-менеджер?

 

— Да.

— Сегодняшнее положение ICQ является кризисным?

— Думаю, что нет. Мы купили этот продукт год назад. Я пришел заниматься им через два-три месяца после покупки. Сейчас интеграция процессов во многом осуществлена.

 

Все вернулось на круги своя: начав карьеру с Mail.ru, ты продолжил работать в нем же?

— Да, но надо добавить, что Mail.ru за это время сильно изменился. Он очень сильно вырос.

— Возвращение оказалось связанным с какими-то сентиментальными соображениями или это было чисто деловое решение?

— Это было чисто деловое решение, но сентиментальные чувства я, конечно, испытывал.

Чем отличается сегодняшний Mail.ru от того, который ты покинул?

 

— Он стал во много раз больше, и это отражается на всем. Я уходил из относительно маленькой компании, а вернулся в компанию, которая провела IPO на много миллиардов долларов.

Это многомиллиардное IPO чувствуется в коридорах холдинга?

— Если речь идет о пиджаках и галстуках, то не чувствуется. Если речь о хорошем офисе, технике, хорошем отношении к людям, простом утверждении вакансий, то чувствуется.

— Как происходил твой рост в Mail до ухода в «Рамблер»? Сначала ты работал программистом, потом стал руководителем почты?

 

— Я стал техническим руководителем почты Mail.ru. Также отвечал за несколько связанных сервисов: фото, блоги, чаты, рекламную крутилку и «Агент».

— Почему ты ушел из «Рамблера» в «Медиа мир»?

— Отчасти по личным причинам, а кроме того, мне казалось, что задачи будут интереснее. Если переход в «Рамблер» был спорным, то в РБК я получил работу лучше, чем в «Рамблере». Это бесспорно. А в «Медиа мире» самой важной для меня была моя позиция технического директора: устройство технических процессов в компании, стандартизация технической инфраструктуры, развитие филиалов, то есть организаторская деятельность.

— Когда ты получил предложение перейти на пост руководителя ICQ, какие мысли у тебя возникли? Я пытаюсь себе представить менеджера, работающего с вебом, и мне кажется, что он в подобной ситуации должен испытывать смешанные чувства.

 

— Самое главное чувство — это интерес. Я пользовался ICQ с 1998 года, и мне было интересно узнать, как внутри устроено то, чем я почти 15 лет пользовался и с чем восемь лет конкурировал.

— Ты не думал, что эта должность может быть «расстрельной»? Браться за проект, пытаясь повернуть тенденцию, которая поддерживается оттоком миллионов пользователей, — это серьезно. Это сложная задача, вероятность победы невысока.

— Я бы хотел возразить апокалиптической картине, которую ты рисуешь. Из «аськи» не разбегаются, нет грандиозного падения в десятки миллионов пользователей.

— Аудитория ICQ падает, пусть не в таких масштабах.

 

— В России аудитория не падает. Нисходящей тенденции в России не было никогда.

— Ты имеешь в виду тех, кто пользуется протоколом, а не только тех, кто сидит в «родном» клиенте ICQ?

— Я имею в виду обе аудитории. За обозримый период не падает ни та, ни другая. Я не знаю, как мы пришли к нынешнему положению в 2006-2008 году, был ли момент падения клиента, был ли рост протокола за счет появления новых клиентов. В обозримой перспективе ни «родной» клиент, ни протокол по количеству пользователей не падает. В России насчитывается примерно 15 миллионов пользователей протокола.

По данным онлайн-издания «Маркер», лишь 40% юзеров ICQ  сидят в штатном клиенте. По данным, которые появились в рунете не так давно, согласно внутренней статистике за прошлый год, средняя месячная посещаемость сервиса за год снизилась на треть. Это так?

 

— Аудитория протокола действительно сильно снизилась. Она снизилась в Таиланде, Бразилии, Индонезии и так далее, потому что было огромное количество спамеров, ботов, «переборщиков», которые были вписаны как пользователи протокола. Когда мы отделили живых пользователей от мусора, суммарные цифры упали. Это грандиозное падение с 50 миллионов пользователей протокола не является реальным, это исправление ошибки статистики.

— Какая команда работает над проектом? Что конкретно делается?

— Есть команды в Израиле и Москве. Основные интеллектуальные силы сфокусированы на мобильных версиях, которые мы очень часто обновляем и которые очень хорошо растут по аудитории. У нас есть отдельная команда, которая занимается сайтом ICQ, команда, которая занимается клиентом, и менеджеры, координирующие работу всех этих команд.

Каков совокупный штат, который занимается ICQ?

 

— Около 100 человек.

Надо ли понимать, что десктопную версию вы не собираетесь развивать и ставку на нее с точки зрения роста аудитории не делаете?

— Точка роста — это мобильная аудитория. Десктопную версию мы будем развивать, и по нынешнему количеству пользователей это основной продукт. Естественно, он должен развиваться, неделю назад вышла очередная версия.

Вы потихоньку собираетесь пересаживать людей с десктопной на мобильную версию?

 

— Нет. Скорее, мы собираемся найти новую аудиторию среди мобильных пользователей и затем часть из них подсадить на десктоп.

Десктоп — это точка, куда их можно привести, чтобы более эффективно монетизировать?

— Не только монетизировать. У многих в сознании десктоп остается чем-то основным, это окончательно изменится через 10-20 лет. Количество отправляемых с десктопа сообщений пока больше, чем количество отсылаемых с мобильных.

Какие платформы наиболее популярны среди пользователей мобильной версии ICQ?

 

— Из дешевых — обычные Java-телефоны. Из дорогих платформ Android пока не первый, но скоро им будет.

— Как вы собираетесь действовать дальше в отношении десктопной версии? Что планируете менять?

— Улучшать продукт, возвращать пользователей с альтернативных клиентов, интегрироваться с другими сервисами Mail.ru.

Как планируете их возвращать? Люди на других клиентах очень плотно сидят.

 

— Есть горстка фанатов и разработчиков любого клиента, которые никогда с него не слезут, и есть миллионы пользователей, которые выбирают лучшее. Случайно увидев программку на компьютере соседа, прочитав обзор, купив новый компьютер, пользователи пробуют новые клиенты. Если клиент оказывается лучше, то они пересаживаются на более качественный продукт. Фанатичной привязанности к программному обеспечению у большинства пользователей нет.

Как ты относишься к точке зрения, в соответствии с которой программное обеспечение вскоре будет отмирать и люди станут пользоваться «облачными» версиями программ и мессенджерами в социальных сетях?

— В обозримой перспективе программное обеспечение как класс умирать не будет. Стандартная программа, скачиваемая на компьютер и запускаемая на нем, будет чрезвычайно важна. Что касается перехода пользователей из обычных мессенджеров в мессенджеры социальных сетей, то мы не видим этого тренда, просто общения в интернете становится больше. Люди общаются и в мессенджерах, и в социальной сети. Некоторые перетаскивают свою учетную запись из социальной сети в мессенджер для удобства общения в социальной сети.

Как вы будете биться с мобильными версиями других мессенджеров и социальных сетей? Что вы противопоставляете Facebook и Google+?

 

— Мы не видим прямой конкуренции с мобильным клиентом Facebook. Клиенты Facebook не для общения, а для того, чтобы видеть ленту. Что касается конкуренции со Skype, то мы стараемся делать более качественный продукт.

Facebook выпустил Facebook Mobile — мессенджер для смартфонов на Android и iOS. Я еще сам не видел его, но говорят, что это такой же мессенджер, как и ICQ, Skype.

— Я его видел, это действительно обычный мессенджер. К нему относятся те слова, которые я говорил про Skype.

— А кто ваш главный конкурент?

 

— «Mail.ru Агент».

Он занимает первое место среди мессенджеров в рунете?

— Я не помню, кто из нас первый — мы или «Агент». В нашем опубликованном на днях отчете точные месячные цифры указаны. Для меня важно существенно обогнать «Агент». Опережаем ли мы его на 10%, или он нас на 5%, для меня несущественно. Все прекрасно понимают, что такая небольшая разница может быть вызвана случайными факторами. В два раза мы его пока не обгоняем. Если будем обгонять в два раза, то это будет очень важно и приятно для меня.

Для тебя важен соревновательный эффект или ты не соревнуешься с внутренними продуктами?

 

— То, как мы растем на фоне других продуктов, в том числе внутренних, — оценка моей работы.

Как руководство Mail.ru смотрит на эту конкуренцию? Это необычная ситуация, когда внутри одного холдинга два крупных мессенджера прямо конкурируют друг с другом.









— Мы считаем, что коммуникационное пространство должно быть единым. В рамках ICQ и «Агента» мы делаем шаги по сближению, вплоть до унификации, тот же самый клиент ICQ для Java-телефонов поддерживает «Агент», а большинство клиентов «Агента» поддерживают ICQ. Мы делаем много шагов для интеграции.

 

Каковы ваши отношения с мессенджерами, помимо «Агента», которые сидят на вашем протоколе? Мог бы ты озвучить общую позицию? И расскажи о тех, с кем отношения уже налажены.

— У нас есть лицензионное соглашение, которое открыто для всех некоммерческих продуктов, и у нас есть предложение заключать лицензионные соглашения со всеми коммерческими продуктами, но не на общих основаниях, а в индивидуальном порядке. Три крупных некоммерческих клиента подписали общее соглашение, один коммерческий клиент подписал специальное. Количество таких клиентов будет расти, и мы надеемся, что через какое-то время легализуем рынок.

QIP не определил свои отношения с вами? Ведутся переговоры?

— Мы пока не подписали соглашение.

 

У вас есть какие-то споры?

— Мы бы хотели подписать соглашение с ними, а позицию QIP пусть озвучивает QIP.

Есть какой-то дедлайн по подписанию договора с QIP, после которого вы отключите его?

— Пользователи — это самое главное. Отключать пользователей, потому что сотрудники QIP что-то не подписали, — неправильный подход, так что шантажировать QIP пользователями мы не будем. Мы смотрим далеко вперед. Мы не думаем о том, чтобы сейчас получить какое-то количество пользователей за счет жестких мер и крови. Через какое-то время все они перейдут к нам благодаря качеству нашего продукта.

 

К какому времени вы планируете полностью урегулировать все отношения с альтернативными клиентами?

— Это бесконечный процесс. Их и так десятки, включая самые мелкие, и они появляются раз в несколько месяцев.

Как поживают версии ICQ, сделанные в партнерстве с «Яндексом» и «Рамблером»?

— С «Яндексом» мы закрыли сотрудничество по взаимному согласию. С «Рамблером» мы продолжаем сотрудничество.

 

Почему закрыли сотрудничество с «Яндексом»?

— По коммерческим причинам.

Сейчас вы в «Агенте» показываете баннеры и контекстную или таргетированную рекламу?

— В «Агенте» мы не показываем ни баннеров, ни контекстной рекламы.

 

А в клиенте ICQ?

— В клиенте ICQ мы показываем баннер или контекст под окном сообщений.

Вы специально продаете аудиторию в ICQ рекламодателям? Или это входит в какие-то пакеты?

— И так, и так.

 

Кто те люди, которые покупают рекламу в ICQ непосредственно и системно? Любопытно понять, какой рекламодатель находит коммерчески целесообразным размещение рекламы в ICQ, учитывая то, что, по расхожему мнению, на баннеры в «аське» не кликают.

— На баннеры в «аське» кликают. Там рекламируются сотовые операторы (медийка). Если мы говорим о контексте, то первым клиентом был Groupon.

В «аське» вполне сопоставимый с веб-страницами CTR?

— Да.

 

Как поживает сравнительно недавно выпущенная версия ICQ под Mac, которую мы так долго ждали?

— Первую бета-версию мы выпустили в конце зимы, в середины весны была выпущена еще одна бета-версия, и в начале июня мы представили версию 1.0. Люди пользуются, аудитория растет. Несчастные пользователи Mac наконец-то получили свою ICQ, и все счастливы.

Какое там количество скачиваний? Мне сложно представить, что пользователи Mac возьмутся за ICQ, но это обусловлено моим представлением о пользователях данного устройства.

— Мне кажется, что портрет неверный. Цифры я не имею права называть, но они значимы.

 

В конце зимы 2011 года ты говорил о планах по интеграции ICQ с порталом Mail.ru. Можешь как-то прокомментировать эти планы? Что было сделано?

— Из того, что сделано, наиболее заметна взаимная поддержка протоколов во многих клиентах.

«Mail.ru Агент» — это клиент, который поддерживает несколько протоколов, да?

— Да.

 

«Аська» не может пойти в этом направлении?

— Мы частично идем в этом направлении. В последней версии есть поддержка Google Talk. На некоторых платформах есть поддержка «Агента».

Планируется ли интеграция с соцсетями? Прежде всего с «Одноклассниками» или «ВКонтакте», которые принадлежат холдингу Mail.ru (первая полностью, вторая частично).

— «ВКонтакте» использует Jabber, и его можно подключить для некоторых клиентов ICQ. Планы по увеличению таких платформ и по более глубокой интеграции есть. В первую очередь с «Моим миром» и «Одноклассниками».

 

Может случиться, что веб-версия ICQ будет прямо встроена в функционал «Одноклассников» и «Моего мира»?

— Да, такое может случиться.

Какова ситуация с ICQ On-Site? Ее представили летом, и с тех пор особых известий о ней не было.

— Есть несколько партнеров, которые ее установили. В основном это интернет-магазины. Количество этих сайтов постепенно растет. Мы готовимся к выпуску следующей версии продукта.

 

Это решение для вас — реклама или еще один продукт, который можно монетизировать?

— Прямой монетизации нет, баннеров там не показывается.

— Больше промо?

— Если выделять что-то одно, наиболее важны лояльность и удобство для пользователей.

 

— Возвратимся к предыстории ICQ. Как ты думаешь, можно ли было сделать что-то для того, чтобы история ICQ была другой? Мог ли что-то сделать AOL — предыдущий владелец проекта, чтобы «аська» не теряла своей популярности?

— Мне кажется, что каждый год надо было сосредотачиваться на качестве продукта, на реальных потребностях пользователей и делать продукт лучше. Не было точки, когда все было проиграно.

— Было медленное угасание, которое продолжалось бы, если бы не пришел Mail.ru и ты вместе с ним?

— Не было медленного угасания. Был недостаточно быстрый рост, который закончился продажей актива.

 

— Зачем, как ты думаешь, DST купил ICQ? Для того, чтобы собственно купить продукт, или для того, чтобы показать себя на бирже (в прошлом году DST была переименована в Mail.Ru Group и успешно разместилась на Лондонской бирже)?

— ICQ — один из самых популярных интернет-продуктов в России и достаточно заметный интернет-продукт в мире, ICQ — это десятки миллионов пользователей. Он очень хорошо вписывается в компанию. Нам нужны большие продукты с миллионами пользователей. Биржа тут ни при чем.

— Каким ты видишь будущее ICQ через три-пять лет с точки аудитории, штата, финансов?

— К сожалению, я не имею права называть цифры. ICQ, безусловно, будет более мобильным. В перспективе пяти лет мобильная версия по числу пользователей обгонит десктопную. Я думаю, что за пять лет количество официальных клиентов более или менее сравняется с количеством пользователей протокола. ICQ будет интегрирован в социальные сети.

 

— И напоследок несколько вопросов от слушателей. «Как вы оцениваете ICQ на сегодняшний день: это конфетка, которая всем нравится, или это пока далеко не конфетка, а вы намерены из нее таковую сделать?»

— Любой интернет-продукт — это то, что постоянно совершенствуется. ICQ сейчас лучше, чем вчера, но завтра он должен быть лучше, чем сегодня. Если в какой-то момент мы решим, что это конфетка, то нас всех нужно будет увольнять, потому что мы должны улучшать продукт ежедневно.

«Как новые владельцы сервиса относятся к («черной») покупке-продаже ICQ-номеров?»

— Отрицательно.

 

Вы как-то противодействуете этому?

— Мы значительно улучшаем безопасность аккаунтов. «Черным» продавцам все сложнее и сложнее получить новые аккаунты. Бороться с конкретными продавцами, судить и арестовывать их технически очень сложно.

«Планируется ли интеграция в ICQ протокола Skype либо протоколов ICQ и Skype в каком-либо другом мессенджере одновременно?» Это вопрос о вашем взаимодействии со Skype, который, по замечаниям многих моих коллег, заместил ICQ. Возможно ли партнерство в принципе?

— ComScore говорит, что у Skype сейчас два миллиона пользователей в месяц в России, поэтому нам гораздо важнее как-то интегрироваться с «Mail.ru Агентом».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+