Обитателю Нью-Йорка или Кремниевой долины непросто вспомнить, в каких условиях живет большая часть населения Земли. И главное, как все эти люди пользуются мобильной связью.
Недавно я разговаривал с Марком Роденом, генеральным директором компании Ezetop. Эта ирландская компания позволяет жителям одной страны покупать предоплаченные минуты мобильной связи в другой стране. Их рынок — рабочие-мигранты и гастарбайтеры, которые тратят часть своих заработков на связь для оставшихся дома родственников и друзей.
Компания заключила договоры со 150 мобильными операторами и теперь в ее распоряжении 1 млрд потенциальных клиентов. На четвертый год существования бизнес обеспечивает 12 000 транзакций в день номинальной стоимостью $1 млн в неделю. Примерно 10% этих денег получает компания в качестве комиссий за операции и перевод валют. В прошлом году, говорит Роден, Ezetop росла на 15% в месяц.
Глядя на карту транзакций Ezetop, можно легко представить себе, какие возможности сулит рынок услуг для бедных. Вот $5 переезжают из Нью-Йорка на Гаити, вот 9 саудовских риалов отправляются в Пакистан, вот £10 уходят на Ямайку. Иногда такие платежи проводят банки, чтобы добиться лояльности новых клиентов, но в большинстве случаев оплату принимают в небольших торговых точках.
Сервис позволяет осуществлять и тарифный арбитраж. Клиенты Ezetop пользуются тем, что звонки, скажем, из Индии в Абу-Даби обходятся дешевле, чем в обратном направлении. Кроме того, это удобный способ перевода денег, возможность создавать новые валюты (минуты вместо счетов), а также средство для облегчения учебы и работы.
Хотя деньги поступают в основном из Северного полушария, Роден считает, что его бизнес направлен в первую очередь на жителей развивающихся стран — получателей минут. «У местных жителей может не быть работы, кредитной карточки или счета в банке, — говорит Роден, — но у них есть мобильные телефоны. Те, у кого есть минуты, становятся богаче. Их можно обучать и развлекать». Роден ищет партнерства с контент-провайдерами, способными работать с его клиентами. Вроде компании, предлагающей трехминутные уроки английского по мобильному телефону. Он видит в этом отличную рыночную возможность.
Потом я разговаривал с Пурнимом Кочикаром, вице-президентом сообщества разработчиков Nokia. В прессе чаще пишут про конкуренцию дорогих смартфонов Apple и Google, но большая часть населения Земли по-прежнему пользуется простыми телефонами Nokia. Кроме того, в мире есть 4,5 млн разработчиков Nokia, многие из них готовы обслуживать небогатую аудиторию.
Вот только два примера успешных приложений. Одно из них, сделанное в Китае, играет роль своего рода доски объявлений, рассылая рабочим SMS с вакансиями в их районе. Другое — из Ганы — сообщает, является ли лекарство в аптеке подделкой или нет.
Это отличные рыночные возможности, но не только они. В некотором смысле такой низовой бизнес принимает на себя функции крупных банков, финансовых властей или системы передачи денег хавала, популярной в мусульманских странах. Приложение с вакансиями — это большой прогресс по сравнению с любыми мерами, которые готово принять китайское правительство, а приложение с лекарствами берет на себя регулирующие функции, с которыми не справляются власти Ганы.
При такой эффективности и впечатляющих результатах мобильные сервисы вполне могли бы разгрузить менее эффективные институты.