Вчера «Мегафон» объявил диапазон цены своих акций во время скорого IPO на Лондонской бирже (подробно о его перспективах читайте здесь). Одним из козырей «Мегафона» считается его «технологичность» — компания, в частности, больше других продвинулась в развитии мобильной связи нового поколения 4G. Можно долго спорить о том, поможет ли «Мегафону» его новаторство продаться подороже, но есть куда более простой вопрос: почему развитие сетей не сопровождается появлением телефонов, которыми в этих сетях можно пользоваться.
Россия стала одной из первых стран, куда пришла 4G-связь (4G означает просто «связь четвертого поколения», не важно какого стандарта), но при этом у нас поставили не на ту лошадь. И Yota, и «Комстар» (позднее присоединенный к МТС) использовали стандарт WiMAX, так и не получивший в мире широкого распространения, так что WiMAX-совместимые смартфоны остались единичными случаями. Позже стало ясно, что весь мир предпочитает стандарт LTE — в результате обе компании в 2012-м прошли через замену WiMAX на LTE, оказавшись в мировом масштабе уже в догоняющих. А тем временем подтянулся «Мегафон»: оператор договорился с компанией «Скартел» (бренд Yota) о сотрудничестве, получив возможность использовать ее базовые станции, и начал агрессивнее обоих конкурентов продвигать LTE под слоганом «4G ждет тех, кто не ждет». (Третья компания «большой тройки», «Вымпелком», пока не имеет сетей LTE, но собирается запустить такую сеть в Москве в начале 2013 года.)
И тут обнаружилась новая трудность. В разных странах сети LTE доступны на разных частотах, создавая проблему совместимости. Российские 2600 МГц не совпадают ни с США, ни с крупными европейскими странами. В результате, когда третьему поколению iPad добавили LTE, российским пользователям таких сетей это никак не помогло. Та же история с iPhone 5: он был представлен в трех разных региональных версиях с поддержкой разных LTE-частот, но России не подошла ни одна. С лета этого года начался настоящий бум LTE в смартфонах, каждая новая флагманская модель считала делом чести поддерживать этот стандарт — однако россияне и тут никакой выгоды не извлекали. МТС и Yota предлагали только USB-модемы, работающие на 4G-скоростях, а «Мегафон» — модем и специальную версию планшета Samsung Galaxy Tab 8.9 LTE, но не телефоны.
И вот 6 ноября в России вышел смартфон Nokia Lumia 920, поддерживающий российские частоты LTE, те самые 2600 МГц. Неудивительно, что знатоки приняли эту новость с восторгом. Однако, как выяснилось, рано радовались. Во-первых, операторы сейчас продают SIM-карты с поддержкой LTE только в комплекте с модемом. Во-вторых, даже если купить такой модем, вытащить из него карту и вставить в Lumia, к желаемому результату это не приведет. Для USB-модемов и планшетов достаточно передачи данных — а вот смартфону нужна также поддержка голосовой связи и SMS, и к ним сети оказались не готовы.
«В настоящее время сети LTE для смартфонов находятся на этапе тестирования в большинстве регионов Российской Федерации, — ответила Nokia на запрос Forbes. — По завершении тестирования и при запуске сетей в коммерческую эксплуатацию обладатели новых Lumia смогут в числе первых воспользоваться преимуществами LTE».
«Мегафон», со своей стороны, объяснил проблемы так: «Поддержка работы 4G-смартфонов обеспечена, но в настоящее время осуществляется не по всей зоне обслуживания сети «МегаФон». Для работы 4G-смартфонов в сетях LTE требуется настройка сетевого оборудования оператора и корректная работа самих терминалов. <...> В настоящее время мы тестируем корректную работу терминалов. Период тестирования будет завершен через 1-1,5 месяца».
Что касается МТС, то она сейчас использует разновидность сети LTE, не подходящую для смартфонов, но собирается запустить и подходящий вариант. Как сообщили Forbes в МТС, Nokia установила программное ограничение на использование связи в стандарте LTE, но по мере запуска в коммерческую эксплуатацию сетей LTE это ограничение будет снято путем дистанционного обновления программного обеспечения, и Nokia Lumia заработает в сетях LTE.
Выходит, Nokia Lumia — покупка «на вырост» и остается ждать дня, когда интернет на телефоне резко ускорится. Но что произойдет с рынком смартфонов, когда «телефонный LTE» будет запущен: новые модели с поддержкой российских частот польются рекой или «Люмии» еще долго останутся белой вороной? Скорее первое. И дело не в том, что российский рынок крайне интересует производителей смартфонов — ситуация скорее похожа на поддержку ГЛОНАСС в зарубежных устройствах, взбудоражившую год назад блогеров. Производители тогда не ставили цели во что бы то ни стало использовать российскую навигационную систему — просто в качестве компонента своих устройств они закупали чипы, где эта поддержка уже была среди прочих, более востребованных функций. Производители чипов, в свою очередь, тоже не были фанатами ГЛОНАССа, а просто делали свою продукцию по возможности универсальной, раз уж закупают ее для разных устройств. Так же и здесь: если поначалу все ориентировались на американский рынок LTE, то теперь дошло до стран «второго эшелона»: среди них не выбирают любимчиков, а просто стараются поддерживать как можно больше.