Школа молодого миллиардера: как перейти на самофинансирование
Подробнее о конструкторе правильного питания Elementaree читайте здесь.
Когда в декабре 2014 года обрушился рубль и отменился запланированный раунд инвестиций, мне казалось, что Elementaree придется перевозить в другую страну. Несколько российских инвесторов, переговоры с которыми подошли к финалу, заявили мне: «Оля, ты же понимаешь, сейчас всем надо переждать. Понятно, что масштаб бедствия велик. Нам надо разобраться в своих делах и понять, что делать дальше». Перспектива продолжения венчурной истории, которая для меня так гладко началась в США, стремительно сужалась. Мы постарались еще снизить затраты, но все равно пришлось поднять цены на основной продукт — программу питания для похудения и поддержания веса — на 20%. В итоге во второй половине декабря новых клиентов почти не было.
Я была опустошена. Сидела в любимом коворкинге, смотрела в окно и чувствовала, как рушатся все планы. Что делать? Искать другие рынки, благо есть готовая модель и команда? Мы приобрели более 600 клиентов, экономика нашего проекта оказалась лучше традиционной в электронной коммерции (затраты на привлечение клиента окупаются при первой покупке, а средний чек превышает 12 000 рублей), вышли на операционную прибыльность. Сойти с дистанции? Обмануть ожидания тех, кто уже пользуется сервисом? И вдруг я решила — буду работать только на своих силах и деньгах, без иллюзий инвесторской истории.
Я вложила все свои деньги в зарплату сотрудников и необходимые платежи.
Теперь мы балансируем на краю пропасти без права на ошибку, зато команда еще четче понимает цели и ответственность. Поставщиков и партнеров мы попросили об отсрочке платежей, и многие согласились. Договориться можно с каждым партнером, надо только придумать, что предложить ему в ответ, какие ресурсы задействовать.
Мы закрыли кухню на новогодние праздники, а сейчас восстановили ее работу на предкризисном уровне без потери качества и сотрудников. В прошлом году более 40% новых клиентов Elementaree пришли по рекомендации друзей, и это одна из «веревочек», что вытащила меня из опустошения. В знак благодарности лояльным клиентам мы начали дарить по дневному комплекту еды в подарок каждому получившему рекомендацию и рекомендателю, а к апрелю разработаем целую реферальную программу [система привлечения клиентов с помощью существующих покупателей - Forbes].
После декабрьского провала наши продажи снова пошли в рост. Сегодня число новых заказов соответствует уровню ноября. Любопытно, что у нас появились клиенты, которые раньше считали наши программы неоправданно дешевыми или не были готовы потратить 15 минут в день на приготовление блюд из конструктора. В свежем еженедельном отчете я увидела, что среди нескольких десятков отзывов новых клиентов всего один отрицательный. Сама пообщаюсь с клиентом, чтобы понять, как исправить проблему.
В условиях самофинансирования нам нужно оперативно расти. Кризис – лучшее время свежим взглядом взглянуть на продуктовую линейку. У нас уже есть программа для похудения и поддержания веса и конструктор блюд для романтической встречи или дружеской посиделки. В феврале запустим новый продукт, специально для условий кризиса. Появилась отличная возможность проверить коллектив — насколько всем нам действительно по пути. Я обещала рассказать о командной работе. Этому посвящу следующий пост.