Школа молодого миллиардера: как шутки про Фрейда помогли запустить бизнес
Я написала этот пост для тех, кому интересно продвижение в социальных сетях, даже если сам бизнес еще там не появился. Здесь вы не найдете рецептов, которые подходят всем, только наш опыт. Главный принцип — экспериментировать и оценивать результат. Об этом я и расскажу.
Мы только начинаем свое существование как отдельный сервис, но задолго до запуска несколько тысяч психологов узнали о проекте, начали его обсуждать, пользоваться некоторыми функциями и оказались готовы платить. Как мы это сделали? Три года назад мы с подругой решили посмеяться над стереотипами о психологах: «Ты читаешь мои мысли! Тыжпсихолог!», «Ты должен быть спокойным. Тыжпсихолог!» Мы сделали мем с Фрейдом и стали проверять шутки на друзьях-психологах. Когда поняли, что им нравится, мы зарегистрировали страницу «Тыжпсихолог» в сети «ВКонтакте» и стали публиковать шутки там. Со временем на странице собралось около 47 000 подписчиков, причем исключительно благодаря шуткам — комментарии некоторых подписчиков смешнее, чем наши посты.
Решать проблемы подписчиков
Наши подписчики проводят исследования для своих курсовых, дипломов и диссертаций. Почти каждый день они просили нас разместить объявления о поиске людей для исследований. Обычно нужно протестировать, как минимум, 30 человек, а лучше 100. Мы не могли размещать такие объявления на юмористической странице, но стало очевидно — найти людей для исследования действительно сложно. Так мне пришла в голову идея сделать онлайн-площадку, на которой психологи-исследователи и люди, которым интересно проходить тесты, могут встретиться и помочь друг другу.
Я создала группу FreudZone, где психолог может разместить объявление об исследовании и найти людей для участия в нем. К настоящему моменту более 150 психологов нашли испытуемых на нашей площадке. Иногда они даже обращаются ко мне, как к администратору, за советом по поводу своих исследований. Однако привлекать подписчиков в FreudZone не так просто. Далеко не все любители психологического юмора готовы подписаться на серьезную страницу с исследованиями. Сейчас в FreudZone более 2300 подписчиков, в 20 раз меньше, чем в «Тыжпсихолог». Но мы обнаружили несколько способов увеличить их количество.
Первым делом мы разместили объявления на «Тыжпсихолог» с призывом принять участие в нашем проекте и подписаться на страницу. В тот же день подписались около 50 человек. Затем вместо ссылки я сделала короткий репост, и за день подписались почти 70 человек. Текст из одного предложения восприняли лучше, а репост выглядел привлекательнее, чем обычная ссылка. Кроме того, я выбрала более удачную картинку, где портрет Фрейда подписан по-русски. Поначалу мы предполагали, что юмор может привлечь людей и в профессиональную группу. Публиковали шутливые объявления со ссылками и репосты смешных картинок. Они набирали много лайков, но число подписчиков росло медленно. Хороший результат, как ни странно, показал пост с просьбой проголосовать за нас на конкурсе Высшей школы экономики. Проголосовали 357 человек, в результате мы заняли первое место по количеству голосов. Возможно, люди почувствовали себя причастными к проекту, потому что от них зависел результат голосования, а может быть, их привлек скриншот нашего сервиса, дизайн которого мы до этого момента держали в секрете.
Как продвигать
Мы стали обращаться к администраторам групп факультетов психологии с просьбой сделать репост наших объявлений на FreudZone. Результат был средний, но опыт ценен тем, что привлек новых людей. Интересно, что администраторы таких групп в большинстве случаев охотно соглашаются нас продвигать, потому что считают идею проекта актуальной. Администраторы группы лаборатории «Инсайт» МГУ даже решили написать о нас небольшую статью. Кстати, это отличный способ протестировать идею: если ее готовы рекламировать бесплатно незнакомые вам люди, вероятно, это действительно хорошая идея.
Еще один шаг, который мы сделали для привлечения подписчиков — изменили название группы. Важно, чтобы страница легко находилась в поиске. Сначала наша страница называлась «FreudZone – психологические исследования». Мы увидели, что словосочетание «психологические тесты» запрашивают гораздо чаще, чем «психологические исследования», и немного изменили название: «FreudZone – психологические исследования, тесты» после чего по запросу «психологические тесты» во «Вконтакте» наша группа переместилась на первую страницу. В целом, количество людей, приходящих через поиск на нашу страницу в этой сети, увеличилось с 0,68% до 2% и продолжает расти.
Помогут только эксперименты
Из наших экспериментов можно сделать вывод: при продвижении в соцсетях важно понимать цели и знать, как измерить результат. Например, наша цель – привлечь подписчиков в группу, поэтому не имеет значения, сколько лайков набрал рекламный пост, важнее – сколько человек подписалось. Если у вас есть предположение, что именно этот пост сработает, совсем не значит, что так будет на самом деле. Нет четких рекомендаций, какие посты лучше, это не очевидно и зависит от многих условий. Помогут только эксперименты!
Благодаря экспериментам в соцсетях мы лучше узнали потребности наших подписчиков, в частности выяснили, что психологам не хватает удобного онлайн-конструктора психологических тестов, где можно не только задать автоматическую обработку тестов по шкалам, но и быстро считать статистику. Мы решили сделать конструктор, который будет экономить время исследователя. На всех этапах мы спрашиваем мнение нашей аудитории. Это помогает вовлечь ее еще до запуска проекта, дать людям возможность почувствовать себя экспертами и получить ценную обратную связь, благодаря которой мы делаем проект максимально удобным для будущих клиентов.