Почему на мобильных приложениях не всегда можно заработать
Летом 2011 года молодой предприниматель Вячеслав Семенчук, лежа в больнице с переломом ноги, пытался управлять бизнесом. Пользоваться ноутбуком в палате было неудобно, и Семенчук раздумывал над покупкой мобильного бизнес-приложения. Но за подходящий для его целей продукт требовалось заплатить $2500. Тогда у бизнесмена появилась идея создать бюджетный конструктор приложений из типовых шаблонов, который подходил бы по функционалу и цене владельцам малого бизнеса.
Программисты созданной Семенчуком компании My-Apps разработали технологию написания приложений под названием Instant-Apps. Cначала на Java создаются отдельные блоки, затем они «переводятся» на язык платформы (iOS или Android), после этого блоки компонуются в целостное приложение. Сейчас на сайте My-Apps можно воспользоваться конструктором приложений, созданных в iOS и Android, в будущем линейку расширят до Windows, Blackberry, Firefox, HTML5 и Tizen.
Изначально Семенчук собирался развивать My-Apps на прибыль от других своих бизнесов: его арт-бюро Creators входило в число ведущих веб-студий России. Однако уже через пару недель после регистрации новой компании планы бизнесмена резко изменились. Что случилось? В 2011 году, вскоре после выхода iPhone 4, интернет-инвестор и создатель Game Insight Игорь Мацанюк устроил на своей странице Facebook тотализатор на изменение курса акций Apple. Автору самого точного прогноза Мацанюк обещал личную встречу и смартфон в подарок. Семенчук поставил на случайное число и выиграл, и во время встречи он рассказал о My-Apps. Мацанюк заинтересовался проектом: вскоре принадлежащий ему инкубатор Farminers вложил $150 000. Еще столько же в My-Apps инвестировала компания Мацанюка imi.vc.
Именно Мацанюк убедил основателя My-Apps обратиться к аудитории обычных пользователей, он предложил разработать линейку шаблонов для конструирования мобильных приложений, которыми смогут пользоваться творческие люди. Конструктор должен быть предельно простым в использовании. Создание приложения партнеры предполагали сделать бесплатным для пользователей, а зарабатывать было решено на размещении в них таргетированной рекламы. Компания Семенчука при этом выступала посредником между рекламодателями и создателями приложений, при этом за $18 можно было отключить рекламу. Еще один источник предполагаемого дохода — пользователи, которые хотели опубликовать созданное ими приложение под маркой My-Apps в Google Play и App Store. Размер платы — $10 за публикацию одного приложения.
Если договориться о публикации в Google Play для My-Apps не составило большого труда, то с Apple возникли проблемы. Компания предъявляла требования к контенту, которые не мог соблюсти Семенчук, поскольку его пользователи, откликнувшись на возможность бесплатно пользоваться конструктором, наполнили сайты стартапа собственноручно созданными приложениями ужасного качества. Семенчуку пришлось несколько раз летать на переговоры с представителями Apple, в итоге предпринимателю все же удалось договориться. Правда, бизнесмену пришлось ввести ограничения: пользователь не может опубликовать свое приложение, если его продукт не прошел премодерацию сотрудников My-Apps.
Однако усилия не принесли фантастических результатов: из нескольких тысяч приложений, созданных при помощи конструктора My-Apps, пользователи опубликовали в официальных сторах лишь около 5% (все они являются платными).
Семенчуку никак не удавалось наладить дела с монетизацией, и тут появился новый инвестор. Одного из клиентов арт-бюро Семенчука Creators — руководителя фонда «Лайф.Среда» Владислава Солодкого — не смутили трудности стартапа, и осенью 2012 года фонд приобрел 25% My-Apps за $1,5 млн. Основатель My-Apps пообещал инвестору, что его проект достигнет операционного «нуля» через полтора года, то есть весной 2014 года.
Семенчук выделил четыре главных источника для заработка:
— прямые продажи мобильных приложений для малого и среднего бизнеса (от конструктора для обычных пользователей бизнесмен решил отказаться), например, услугами My-Apps воспользовались пиццерия «Рома», интернет-магазин Fotololo, Российский интернет-форум-2013;
— создание и продажа готовых приложений для бизнеса через партнеров-реселлеров;
— создание с «нуля» и поддержание приложений без указания авторства My-Apps для крупных компаний (так называемый white label);
— продажи лицензии на конструктор приложений другим разработчикам мобильных приложений.
Основную часть выручки — несколько тысяч долларов в месяц — приносят сейчас продажи с помощью партнеров и white label. При этом от работы для обычных пользователей Семенчук не отказывается. «Хотя в марте 2013 года мы изменили вектор в сторону малого и среднего бизнеса, идея b2c-приложений не умерла, ее реализация сместилась на 2014 год», — утверждает он.
«Пользоваться конструктором My-Apps проще, чем найти толковых разработчиков среди авторов бесчисленного множества приложений, оценить компетенцию которых неспециалист не в состоянии», — считает член Ассоциации разработчиков мобильных приложений России Олег Вахромеев. «Приложение позволяет автоматически обновлять ассортимент товаров, информирует покупателя о поступлении заказа, но до полновесного функционала ему далеко — не хватает таких встроенных сервисов, как выбор способа доставки, интеграции с платежными системами и смс-оповещения. Но скромный дизайн и недостаток функций компенсируются дешевизной продукта», — признает соучредитель интернет-магазина Fotololo Артем Соколов.
Для тех, кто не хочет работать с конструктором, My-Apps предлагает создать и поддерживать приложение за абонентскую плату в размере $80 в месяц. У американской компании iBuildApp, которая также предлагает пользователям конструктор приложений, услуги стоят дешевле: $10 за базовый план без рекламы в месяц (у My-Apps самый дешевый вариант, когда пользователь все делает сам, обойдется $20 в месяц) и $500 за разработку приложения «с нуля» (в My-Apps ценник начинается с $1000).
Опыт iBuildApp показывает, что определенные перспективы у My-Apps есть. Основатель проекта Рафаэль Султанов, который привлек $400 000 инвестиций, ориентируется преимущественно на американских и европейских пользователей. За три года они опубликовали около 60 000 приложений. Среди клиентов студенческие группы, радиостанции, государственные службы нескольких американских штатов, автоконцерны и даже техасские воры в законе.