Конкурс стартапов—2012: как сервис YouDo завоевывает рынок в 42 млрд рублей
Примерно год назад мы с партнером Алексеем Гидиримом приостановили наш первый совместный стартап и встали перед непростым выбором: начать все заново либо попытаться протестировать его на западном рынке, где партнеры прогнозировали бОльшие перспективы. Речь идет о первой версии YouDo.ru – бирже фрилансеров. Имевшийся на сайте инструментарий позволял заказчикам проводить онлайн-конкурсы для отбора внештатных исполнителей. Этот проект был «заточен» только под выполнение онлайн-задач, результатом работ мог быть только виртуальный контент (текст, фото, видео). После 2,5 лет существования YouDo.ru и выхода на самоокупаемость мы поняли, что переоценили объемы данного рынка в России, и из существующей концепции сделать красивую глобальную историю не получится. Проект мы запускали на свои средства без привлечения инвесторов, поэтому выбор зависел только от нас.
В итоге решились на то, что по-английски называется pivot (буквально «точка переворота») или, говоря по-русски, — полный перезапуск проекта с новой концепцией. Перед этим уже примерно полгода мы вынашивали идею сервиса, на котором можно было бы удобно и быстро искать надежных людей для выполнения любой временной работы — аутстаффинга. Эта идея зрела долго и эволюционировала.
Сильное влияние оказали друзья, которых мы доставали опросами и фокус-группами. Практически все знакомые указывали на проблемы с поиском людей для временной работы. Говорили, что с удовольствием бы пользовались сервисом для выполнения каких-то небольших поручений, но возможности для удобного делегирования своих задач фактически нет. На досках объявлений, которые к тому моменту были уже широко представлены в Рунете, за обезличенными профилями может скрываться кто угодно, а неизвестному человеку не поручишь перевезти ценный груз или навести порядок в квартире в отсутствии хозяев.
Так появился сервис в его нынешнем виде — как служба поиска исполнителей для разовых поручений с геотаргетингом (что в условиях столичных пробок принципиально важно для скорости исполнения заказа). Как правило, это какие-то бытовые заботы, которые некогда решать самому в конкретный момент времени, например, передать на другой конец города какую-то посылку, найти магазин и купить какой-то товар, помочь с переездом, погулять с собакой, вымыть окна, убраться в квартире и т.д. Еще один важный момент — исполнители проходят специальный отбор, собеседование и проверку нашей службой безопасности перед тем, как получить доступ к выполнению заданий.
Вкратце механика работы сервиса такова. Заказчик через сайт или мобильное приложение создает задание — коротко описывает задачу, указывает местоположение, время выполнения и сколько он готов заплатить за ее решение. После публикации все исполнители, которые находятся рядом с заказчиком и/или подписаны на данную категорию заданий, получают смс, e-mail или push-уведомления на свои телефоны и могут оперативно предложить заказчику свои услуги. Заказчик смотрит поступившие предложения и выбирает лучшего исполнителя по рейтингу, отзывам, цене, местоположению и прочим условиям. Заказчик обязан зарезервировать стоимость задания при его публикации или при выборе исполнителя. Этим мы даем гарантию исполнителю, что деньги находятся в системе и он может сразу приступить к выполнению задания. Сейчас в системе YouDo зарегистрированы 700 исполнителей.
О нашем рынке
Чтобы не повторять прежних ошибок, перед началом работы над новым проектом мы решили провести исследование, так как нужной информации о рынке в открытом доступе найти не удалось. Пришлось прилично потратиться, зато многие вещи стали более очевидны и потом еще не раз окупились. Согласно данным исследования, которое проводило по нашему заказу агентство Data Insight, в общей сложности в Москве и Московской области насчитывается более 4,5 млн активных потребителей бытовых услуг. Из них 58% заказывают каждый месяц до трех раз различные бытовые услуги, а 13% — более десяти раз. Большинство потребителей предпочитают искать поставщиков с помощью поисковых систем (59%), сайты объявлений для этих целей использует только 19% потребителей, а еще 7% пользователей ищут информацию в социальных сетях. По оценкам исследования, в 2012 году объем рынка бытовых услуг в столичном регионе составит 42 млрд рублей.
Данные исследования дали уверенность, что сервис окажется востребован. В итоге 3 апреля 2012 года была запущена новая версия YouDo.com, в этот же день на сайте появилось первое задание, которое я успешно создал и нашел за пару минут исполнителя для уборки своей квартиры.
Бета-YouDo
За первые месяцы после старта, без рекламы, нам удалось сформировать постоянную аудиторию и протестировать на ней механику заданий. Мы быстро поняли, что у YouDo появляется лояльная аудитория: кроме количества заказчиков, постоянно росло среднее число заданий в месяц от одного активного пользователя.
Летом стало очевидно, что мы не можем ограничивать работу только c2c-сегментом, так как стали поступать запросы от компаний, и мы решили предложить несколько направлений взаимодействия нашего сервиса с бизнесом. Каждую из схем работы с компаниями решили пробовать в максимально короткий срок, чтобы можно было быстро оценить, стоит ли развивать то или иное направление. Выдвинули несколько идей.
Идея первая: YouDo как консьерж-сервис для компаний. Нашим первым кейсом стал проект с ВТБ24 и агентством Hungry Boys. Банк выпустил специальные карты, одним из преимуществ которых стало консьерж-обслуживание для клиентов: заказ такси, бронирование билетов, доставка заказанных товаров и т.п. Во время рекламной кампании банка по выпуску нового продукта все задания от клиентов по консьерж обслуживанию взял на себя YouDo. Любой желающий стать обладателем данной карты мог бесплатно (банк внес предоплату за несколько тысяч заданий) протестировать как оно будет работать - создать одно задание на специальной странице акции http://hungryboys.ru/prioritet/. Задания передавались по специальному api на YouDo и выполнялись нашими исполнителями (сейчас акция завершена).
Вторая идея: YouDo как служба экспресс-доставки. Сразу после запуска проекта у нас появилось несколько заказчиков — владельцев небольших интернет-магазинов, к лету их число увеличилось до нескольких десятков. На их примере мы поняли, что наши исполнители готовы предложить доставку в течение 1,5 часов стоимостью 300 рублей. Договорились с компанией «Альянс» о страховании рисков, связанных с доставкой товара, что особенно важно для интернет-магазинов. Сейчас готовим специальное предложение для крупных магазинов.
Третья идея: YouDo для помощи при проведении мероприятий. Первым мероприятием, в котором мы приняли участие, стал «Пикник Афиши». Там работали около 70 пользователей нашего сервиса. Сейчас среди наших постоянных партнеров РАЭК и Digital October.
Успели протестировать и более мелкие направления. Например, YouDo как часть соцпакета для сотрудников компаний. Суть в том, что работодатель вносит на счет в сервисе определенную сумму, которую сотрудники могут тратить по своему усмотрению в течение месяца. Сначала мы протестировали это направление на своей команде — всем очень понравилось. Далее разработали и запустили специальную программу для сотрудников компании ABBYY.
О ближайших планах
До конца года мы постараемся заключить договоры на услуги YouDo с целым рядом крупных магазинов и бизнесов, чтобы помочь им справиться с пиками продаж в предновогодний период. В начале следующего года будем открывать филиал в Санкт-Петербурге. Кроме того, в течение 2013 года планируем запустить YouDo в трех-пяти крупнейших городах России и одной из зарубежных стран.