В феврале 2009 года на военном аэродроме в подмосковной Кубинке случился переполох — в разгар учений в воздухе появился неопознанный аппарат. Пока вызывали с соседнего аэродрома самолет, чтобы отогнать нежданного гостя, летательный аппарат опустился сам и повис на кронах деревьев. Это был дирижабль «Беспощадный», на котором председатель совета директоров СБ Банка Леонид Тюхтяев устанавливал мировой рекорд дальности полета для теплового — работающего на горячем воздухе — дирижабля. А построила необычное судно компания «Авгуръ» предпринимателя Станислава Федорова.
Изготовление дирижаблей, предназначенных специально для того, чтобы на них устанавливали рекорды, обеспечивает «Авгуру» 20% выручки — воздухоплаватели-любители, как правило, не экономят на хобби. Сейчас, например, компания строит для банкира Тюхтяева новый аппарат. «Ничего необычного в дирижаблях нет, — ворчит Федоров по поводу инцидента в Кубинке. — Просто над Москвой и Питером полеты запрещены, вот людям и непривычно».
Полеты над Москвой
Пропагандой воздухоплавания он занимается больше двадцати лет — еще студентом МАИ создал «Молодежную инициативную группу по воздухоплаванию им. Кованько», преобразовавшуюся впоследствии в кооператив. Первые воздушные шары и аэростаты Федоров с партнерами шили в спортзале общежития. «По вечерам там работала «качалка», самым трудным для нас было каждое утро убирать в сторону гири и штанги», — вспоминает он.
В 1989 году Федорова в связи с полетами над Москвой вызвали на беседу в КГБ. Во время августовского путча 1991 года предприниматель сделал верную ставку — поднял около Белого дома воздушный шар с российским триколором. Его поступок заметили и оценили как в Белом доме, так и в Моссовете. Впоследствии это не раз облегчало ему общение с властями, признает Федоров.
Источники дохода фирмы постоянно менялись. В 1990-е годы неплохой заработок давало катание туристов на воздушных шарах — тогда на это не требовалось никаких разрешений. После кризиса 1998 года переключились на рекламу. С этого рынка Федорова вытеснили китайцы и конкуренты. «По тепловым летательным аппаратам лидером сейчас являемся мы», — говорит директор и основатель компании «Русбал» Александр Таланов (фирмы, кстати, часто сотрудничают – например, вместе разрабатывали дирижабль, на котором устанавливал свой рекорд сам Федоров). По версии Федорова, он за рекламные заказы и не боролся: «Никогда не хотел рекламой заниматься, только для поддержания штанов на него выходили».
Для военных
«Авгуръ» теперь специализируется на газовых аэростатах и дирижаблях, зарабатывая около $15 млн в год, 60% производства приходится на госзаказ. Кто летает на необычных аппаратах? В начале 2000-х годов Федоров «пробил» военных. Это было непросто. Когда он первый раз попал на прием к главкому ВВС и начал объяснять, что аэростаты во всем мире применяются для подъема в воздух устройств дальней связи и систем наблюдения, собеседник остался равнодушен. Федоров не стал отчаиваться. «Решил, что подожду. Чего? Другого главкома. С четвертым все-таки повезло», — вспоминает настойчивый предприниматель.
Теперь наблюдательные аэростаты стоят на вооружении ВВС и регулярно закупаются на тендерах Минобороны. Пиком «военной» карьеры Федорова стала поставка в 2006 году в Китай 70-метрового аэростата «Пума», который может месяц держать на высоте до 3 км радиолокатор и пару тонн оборудования без дозаправки гелием. Сделка прошла через «Рособоронэкспорт», за пять лет китайцы уже дважды заказывали новую оболочку. Каждый такой заказ — несколько миллионов долларов.
Но наиболее перспективным направлением Федоров считает постройку грузовых дирижаблей, которые смогут доставлять, например, детали буровых платформ на арктический шельф. «Там навигация всего три месяца, а дирижабли могут летать круглый год», — говорит Федоров. Одна загвоздка — этот сегмент приглянулся не только ему.
Компания Кирилла Лятса «Метапроцесс», выпускающая мини-установки для производства метанола, в 2009 году тоже решила инвестировать в грузовое дирижаблестроение и создала фирму «Локомоскай». Лятс, автор фантастического романа «Метановые облака», увлекся воздухоплаванием в 2005 году и даже начал издавать на свои деньги отраслевой журнал. В 2010 году «Локомоскай» приобрела компанию «Аэроскан», владевшую посадочной площадкой под Владимиром и двумя крупными дирижаблями производства «Авгура» — на них по заказам энергетиков когда-то мониторили линии электропередач.
Борьба за деньги нефтяников
Эта сделка привела к конфликту двух компаний. В апреле 2010 года «Локомоскай» подала в суд иск о банкротстве «Авгура», у которого были долги перед «Аэросканом». Федоров в ЖЖ обвинил Лятса в попытке рейдерского захвата своей фирмы. «Как только в дирижаблестроении запахло деньгами, эти веселые ребята кинулись на эти гипотетические средства, как пираньи. Сами они, конечно, ничего не умеют, зато уже гордо фотографируются в гондолах наших дирижаблей, которые упорно пытаются выдать потенциальным заказчикам за свои «прототипы», — писал Федоров. Лятс парирует, что просто хотел вернуть долги. И в свою очередь обвиняет Федорова в том, что его компания-производитель не выдает новые документы (без которых нельзя летать), на «аэроскановские» дирижабли, требуя немыслимой платы или доли в дирижабледроме. В итоге дело о банкротстве прекратили — «Авгур» уплатил долг. А вот дирижаблями «Локомоскай» так до сих пор и не пользуется.
Зато Лятс развил бурную деятельность на ниве госзаказа, заявив о начале разработки «аэростатического термобалластируемого летательного аппарата» — иными словами, дирижабля в виде «летающей тарелки» грузоподъемностью до 600 т. «У нас уже есть проект, есть инвесторы, люди готовы работать», — уверяет гендиректор «Локомоскай» Антон Русских. В июле этого года правительство Ульяновской области даже объявило о программе по созданию производства таких аппаратов, на которую выделяет из бюджета свыше 1 млрд руб.
Чем ответит Федоров? «Меня деньги не очень волнуют, я занялся аэронавтикой, чтобы летать», — говорит предприниматель. Теперь он стремится в стратосферу — вынашивает идею запуска с дирижаблей небольших космических ракет и вывода на орбиту спутников. В этой идее есть рациональное зерно: обычная ракета-носитель тратит основную массу топлива на то, чтобы преодолеть первые 10 км подъема. Дирижабль способен подняться выше 9 км. Федоров убедился в этом лично, ему принадлежит рекорд по высотному полету на тепловом дирижабле — 9387 м.