К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Победить, чтобы выжить

Победить, чтобы выжить
Крупной компании легко разорить мелкого конкурента исками. Можно ли дать достойный отпор?

Френсис Манганаро — задира. За последние шесть лет 68-летний гендиректор Nova Biomedical, непубличной компании, производящей оборудование для анализа крови на сахар, отразил атаки таких гигантов, как Abbott Laboratories, Roche и Medtronic. Все они обвиняли Nova в краже их запатентованных технологий. При годовой выручке всего $165 млн Nova, наверное, не могла себе позволить даже одного затяжного судебного разбирательства, но Манганаро не дал себя в обиду. «Мы с партнерами решили, что скорее разоримся и потеряем компанию, чем отдадим ее людям, которые так себя ведут», — рассказывает он.

В центре скандала — домашний глюкометр Nova, устройство размером с сотовый телефон. Капля крови помещается на тестовую полоску с крохотными электродами. Химические вещества на полоске вступают в реакцию с молекулами сахара, забирая из них электроны и создавая напряжение, пропорциональное концентрации глюкозы. Устройство измеряет его и сразу переводит вольты в двухзначное число, отражающее уровень сахара. Измерители стоят всего $20, производители зарабатывают больше на продаже запасных полосок (весь объем рынка — $8 млрд). Хотя на глюкометры приходится менее трети выручки компании (она также производит оборудование для анализов крови в больничных условиях), Nova потратила $31 млн на юридическую защиту. Состоялось уже три судебных разбирательства.

Производители медицинского оборудования охотно используют свои права интеллектуальной собственности как инструмент давления. При рассмотрении патентных споров на ответчике лежит бремя доказательства, что патент истца недействителен. Участие в таком разбирательстве обходится в сумму до $10 млн, поэтому многие мелкие компании даже не пытаются бороться. «Всегда можно устранить конкурента таким способом, — говорит юрисконсульт Nova Бредфорд Бадке из Ropes & Gray. — Это происходит постоянно». Однако Манганаро оказался на редкость упрям.

 

Сын каменщика сицилийского происхождения, Манганаро вырос в Уотербери (штат Коннектикут). Окончив Университет Тафтса по специальности «биология», он устроился в отдел продаж компании, производящей химическое оборудование. В 1976 году Манганаро с шестью партнерами основал Nova и стал выпускать настольные аппараты для проведения анализов крови в отделениях интенсивной терапии — на случай, когда нет времени ждать результатов из лаборатории.

В 1997 году химик Nova Чхун Чхан Ёун и его ученик Хандари Винарта решили улучшить существующие на рынке глюкометры. Они позаимствовали из полупроводниковой отрасли технологию лазерного гравирования, чтобы вырезать миниатюрные тестовые полоски на золотой пленке. Это позволило получать точные результаты по сверхмалым дозам крови — глюкометр от Nova требовал для анализа всего 300 нанолитров (нанолитр — одна миллиардная доля литра) крови и выдавал результат через 5 секунд.

 

Для быстроты раскрутки Nova заключила сделку с производителем инсулиновых шприцев Becton Dickinson (BD), который согласился продавать глюкометры под своей маркой. Как изобретатель и держатель патента, Nova согласилась покрывать большую часть расходов на улаживание патентных споров. Измерители BD Logic вышли на рынок в январе 2003 года.

Проблемы начались той же весной, когда мелкий производитель тестеров для диабетиков Therasense заявил, что Nova нарушает два его патента. Страсти накалились, когда в начале 2004 года Abbott договорилась о покупке Therasense за $1,2 млрд.

Поначалу Манганаро был настроен оптимистично. Даже если патенты немного и пересекались, он считал, что сможет договориться о перекрестной лицензии или об отчислениях. Тем временем достаточно скромный отдел продаж BD пытался конкурировать с Abbott, Roche и другими гигантами. В сентябре 2006 года BD решила уйти с рынка глюкометров (Манганаро узнал об этом из ее пресс-релиза), предоставив Nova искать другого дистрибутора.

 

Манганаро рассказывает, что в конце 2006 года он встретился за ужином в стейк-хаусе со своим давним знакомым, одним из топ-менеджеров Abbott, в надежде прийти к соглашению. Руководитель Abbott убеждал его, что Nova не может позволить себе защиту, и предлагал отозвать иск, если Nova согласится покинуть рынок глюкометров и передаст свою технологию Abbott. «Он давал понять, что мы ставим весь бизнес под угрозу из-за этого дела, — вспоминает Манганаро. — Но я с легкостью отказался от его предложения». В Abbott воздержались от комментариев.

В конце 2007 года Roche, которую Abbott тоже обвиняла в нарушении прав, неожиданно подала иск к Nova (Abbott и Roche позже уладили разногласия друг с другом). Манганаро подозревает, что Roche решила навалиться на него, когда Nova осталась почти без денег.

Еще один удар обрушился на компанию в феврале 2008 года, когда Medtronic, известная своими кардиостимуляторами и дефибрилляторами, обвинила Nova в промышленном шпионаже. В рамках исходного соглашения с BD Nova разработала беспроводной глюкометр, который подключался к дозаторам инсулина Medtronic. Когда BD ушла с рынка, Medtronic нашла нового производителя глюкометров для своих дозаторов в лице Johnson & Johnson. А Nova продолжала выпускать беспроводной глюкометр под собственной торговой маркой.

К тому времени в судебном разбирательстве с Abbott произошел перелом. За четыре месяца 2008 года федеральные судьи аннулировали два патента Abbott и объявили, что Nova не нарушала третий патент; четвертый патент был аннулирован судом присяжных. Хотя Nova победила, дело Abbott показывает, что в США большой карман является весомым преимуществом в патентных спорах.

Из трех патентов Abbott, которые были отменены, один предусматривал отказ от мембранного фильтра, который использовался раньше на большинстве тестовых полосок (компания 12 раз получала отказы, прежде чем убедила Ведомство по патентам и товарным знакам США зарегистрировать его). Суд решил, что сотрудники Abbott «сознательно и намеренно» ввели в заблуждение федеральное патентное ведомство, и постановил, что Abbott должна оплатить Nova услуги адвокатов в размере $6 млн. Abbott обжаловала это решение.

 

К концу 2008 года, чтобы оплатить юридические расходы, Манганаро уволил 60 сотрудников, взял кредит на $15 млн, отложил выпуск нескольких продуктов и временно заморозил выплаты компании в фонд добровольного пенсионного страхования. «Пришлось пожертвовать всем, чем только можно», — говорит он. Его настойчивость была вознаграждена. В сентябре 2009 года суд присяжных Лос-Анджелеса постановил, что Nova не крала промышленные тайны Medtronic (фирма с самого начала участвовала в разработке беспроводных глюкометров). Medtronic не стала подавать апелляцию.

Теперь Манганаро может целиком сосредоточиться на развитии. Nova разработала глюкометр для больниц, который делает поправку на употребление лекарств, влияющих на результаты анализа: ошибочно завышенные результаты могут привести к приему смертельной дозы инсулина. Аппарат Nova тщательно учитывает и другие параметры — например, аномально высокий и низкий уровень эритроцитов. В прошлом году Манганаро нанял 27 сотрудников в отдел продаж.

Никогда еще он не получал такого удовольствия от бизнеса. «Не мы начинали эту битву, — говорит Манганаро. — Но нам пришлось победить, чтобы выжить».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+