Экс-владелец ресторанов «Шатер», «Ностальжи» и основатель сети «Грабли» Роман Рожниковский — один из старожилов рынка. Свое первое заведение, кооператив «Зайди-попробуй», он открыл еще в 1988 году. В интервью Forbes.ru Рожниковский рассказывает о том, за какой срок окупаются его «Грабли», почему в наших ресторанах там много официантов и что нужно, чтобы стать именитым ресторатором.
— Есть ли разница между началом бизнеса сейчас и тем временем, когда начинали вы?
—Сегодня больше проблем, с которыми обязательно столкнется начинающий, и больше конкуренция. Зато сегодня больше специалистов, которые могут помочь, и больше потенциальных клиентов. Так что, в принципе, условия одинаковые. На самом деле, каждый человек, который сегодня задумал открывать кафе, будет мыслить теми же категориями, которыми когда-то мыслил я: хочется сделать, есть ощущение, что это нужно людям, и есть уверенность, что ты разберешься, как это работает. Как для меня тогда, так и для любого начинающего теперь, будет много откровений.
— Например?
— Например, для того чтобы построить ресторан, нужен не просто план. Нужен проект. Есть талантливые люди, которые могут сами распланировать ресторан, придумать дизайн и т.д. Но все равно придется понести расходы, чтобы подготовить документы, получить разрешения. Сделать правильно, значит сделать дороже. Но я уверен, что и работать будет легче, если все правильно просчитано: и электрика, и пожарка, и технологическая часть. Можно выбрать другой путь — дать взятку, чтобы закрыли глаза, а потом бесконечно продолжать давать взятки, чтобы и дальше закрывали глаза. Но мы напрасно думаем, что пожарные и врачи к нам просто так пристают, — можно действительно и сгореть, и отравить.
— С чего надо начинать?
— С ответа на вопрос «зачем это нужно». Решить: какой ресторан, для кого ресторан, какие цены, какие блюда, какое обслуживание и т.д. Если каких-то ответов нет, а есть только желание, начинать глупо. Многие думают «построю ресторан для себя и для друзей, мы же так много времени и денег тратим в других ресторанах». А друзья почему-то не идут в этот ресторан. Абсолютно все, кто открывает ресторан под лозунгом «не для заработка», довольно быстро начинают терпеть убытки и меняют точку зрения.
— Как правильно открыть ресторан?
— Каждый раз, когда я собираюсь открывать ресторан, я делаю смету, в которую потом стараюсь вписаться. Первым делом надо положить перед собой лист бумаги, на котором нужно изложить все траты, какие только могут быть. Стройка в зависимости от проекта может быть менее или более сложной. Мы, как правило, делаем все с нуля, и стройка — одна из самых затратных частей. Дальше — специфические ресторанные дела, связанные с инвентарем, меню, формой, кассой, вешалками, туалетами. Сразу нужно подумать о персонале. Правильно, когда шеф-повар принимает участие в проектировании того места, где он будет работать.
Самое трагичное в нашем деле, когда ресторан построен, пора открываться, а деньги кончились. Если ты тратишь, например, $100 000 на оборудование, то должен потратить еще $100 000 на вентиляцию и кондиционирование.
Важно понимать, что ресторан какое-то время будет работать в убыток, поэтому надо заложить оптимистичный и пессимистичный вариант по расходам. Реклама, например, в любом случае, стоит денег, и расходы на нее тоже должны быть запланированы, иначе они будут изыматься из оборота. Вроде элементарно, но есть сотни примеров, когда простые, казалось бы, вещи становятся откровением. Большой плюс для начинающего ресторатора — наличие опыта в бизнесе: хорошо, когда есть понимание того, как устроены бизнес-процессы, как управлять персоналом и т.д. В противном случае, думаю, вообще не стоит начинать.
— Где вы берете персонал?
— Там же, где все. Сейчас на рынке подготовленного персонала больше, чем было в 2008 году, потому что кризис многих освободил от занимаемых должностей.
— А почему в наших ресторанах, по сравнению с европейскими, так много официантов и менеджеров?
— У нас низкая производительность труда. Исторически сложилось, что мы никогда не жили плохо. За границей люди жили плохо, тяжело, и поэтому там один работает за десятерых. И боится работу потерять. А у нас весь опыт провоцирует низкую производительность труда. И кризис не изменил ситуацию. У работников нет страха потерять работу, их мало чем можно мотивировать. Поэтому вместо одного работает пять. И не факт, что если одному платить как пятерым, он будет в пять раз эффективнее, — так уж устроены наши люди.
— Как вы выбираете подрядчиков?
— Есть люди, которые выдерживают проверку временем. С архитекторами я работаю уже 10 лет, так же с поставщиком оборудования, компаниями, специализирующимися на пожарке, на стройке, на электрике. Но нельзя забывать о развитии технологий. Например, на Цветном бульваре у нас нет окон, и была задача сделать много света, не разорившись на электричестве. Поэтому мы нашли новых партнеров, которые сделали нам проект со светодиодами. Но главное для меня — надежность. Уверенность в том, что точно привезут, точно не подведут, войдут в положение и подождут с оплатой.
— Сколько стоит сделать «Грабли» и как быстро они окупаются?
— Около $2 млн за объект. «Грабли» на «Алексеевской», которые мы строили полтора года, и где был кардинальный и капитальный ремонт помещения, стоили $3 млн. А свежие «Грабли» на Цветном мы построили за 4 месяца. Срок окупаемости 2-3 года, в кризис было 4.
— Зачем столько тратить, можно же открыть ресторан гораздо дешевле?
— Чтобы не терять привлекательности. Есть много сетевых проектов, которые были эффективными, но сегодня так морально устарели, что теряют привлекательность.
— Сколько вы тратите на рекламу?
— По идее, на рекламу надо тратить 3-5% годового оборота. Но можно ведь взять свой потенциальный годовой оборот и сделать удар на открытие. Скажем, исторически разовая реклама у нас — это $100 000-200 000, или 5-10% от первоначальных инвестиций. Я уверен, что реклама — часть себестоимости, поэтому мы всегда закладываем в бюджет эти цифры.
— Какой должна быть аренда?
— Мы для себя считаем адекватной аренду в $1000 за метр. У нас есть помещения дороже, которые мы брали в надежде на рост, сейчас это оказывает влияние на эффективность бизнеса.
— Какой формат сегодня актуален?
— Актуально все, что профессионально. И потом, как оценивать результат? Можно с точки зрения капитализации, можно с точки зрения рентабельности. Есть примеры, когда никаких особых вложений изначально не было, а ресторан успешно работает. А есть вполне, вроде, успешные рестораны, но они не зарабатывают, а все время обслуживают инвестиции, вложенные в открытие. Всякие есть примеры. Вам кажется, что там-то все плохо и невкусно и вообще кошмар, а людям нравится. Когда люди влюбляются, они не взвешивают друг друга на весах, их просто тянет друг другу. С ресторанами то же самое. Нет объективного для всех критерия, что хорошо. Я знаю людей, которые ходят в «Грабли» ради атмосферы, но знаю и тех, для кого интерьер ничего не значит, главное, что цена подходящая и по дороге.
— Что надо сделать, чтобы стать именитым ресторатором сегодня?
— Придумать что-то, чего нет в Москве, и сделать это правильно.
— Ну, допустим, у меня есть $100 000…
— Мало, надо $200 000!