По пути из Новосибирска в город-спутник Бердск некоторое время назад можно было встретить придорожные щиты с бравой надписью — «Роснано» и «САН» приглашают на работу». Новосибирская компания «САН», выпускающая светодиодные принтеры, действительно сотрудничает с «Роснано». Ее основатель Владислав Мирчев говорит, что развесить рекламные баннеры вдоль трассы его заставил кадровый кризис. В 2007 году «САН» решила переместить несколько разбросанных по Новосибирску офисов на единую площадку. Причины: желание сократить логистические издержки, плюс аренда квадратного метра в Бердске стоила почти в 7 раз дешевле, чем в Новосибирске, — около 100 рублей.
Но, переместив производственный, исследовательский и коммерческий отделы в один офис («САН» арендует в Бердске площади около 10 000 кв. м) Мирчев, по его признанию, столкнулся с неожиданной проблемой — сотрудники начали покидать компанию. Сразу после переезда было организовано несколько регулярных автобусных рейсов Новосибирск—Бердск (между ними около 40 км), которые бесплатно возили менеджеров на работу и забирали обратно, — но это мало помогло. Порядка 20% людей ушли почти сразу после переезда. А жители Бердска, на которых рассчитывали рекрутеры «САН», не спешили устраиваться на работу в компанию. «Сказался синдром маленького города: несмотря ни на что, люди хотят работать в большом городе», — говорит Мирчев. По его словам, это показали исследования, которые провел отдел персонала компании.
Чтобы удержать ценных сотрудников и завербовать новых, Мирчев прибег к решительным мерам.
1. «САН» начала покупать своим сотрудникам персональные автомобили. Условия сделки просты: сотрудник обязуется четыре года не менять место работы, а в обмен получает новенький Mitsubishi Lancer или Peugeot 308. При досрочном увольнении машина переходит в парк компании. Условия программы уже приняли 30 человек (всего в штате 350 сотрудников).
Mitsubishi Lancer стоит сейчас от 600 000 рублей, с этой же суммы стартуют и цены Peugeot 308. Таким образом, гарантия, что сотрудник 4 года не покинет компанию, обходится «САН» примерно в 12 500 рублей ежемесячно.
2. Чтобы заполучить лояльных менеджеров, Мирчев стал помогать своим сотрудникам с покупкой квартиры. «САН» на безвозмездной основе выдает 500 000 рублей в дополнение к деньгам, выделяемым по программе правительства Новосибирской области на покупку жилья. Условия почти те же: на помощь компании может рассчитывать сотрудник, отработавший в ней не менее года. Его кандидатура в лучших советских традициях утверждается на собрании трудового коллектива. Взамен работник обязуется оставаться в компании как минимум 4 года, а в случае досрочного ухода должен вернуть выданный кредит с процентами по средней ипотечной ставке.
3. К декабрю бизнесмен планирует раздавать своим сотрудникам не только машины и кредиты на квартиры. «САН» планирует завершить допэмиссию акций (их количество в результате увеличится с 30 млн до 150 млн штук), причем рабочие получат возможность купить бумаги по номиналу (1000 рублей за штуку). Единственно ограничение — в одни руки будут отпускать ценных бумаг не больше чем на $100 000. По задумке Мирчева, это позволит еще больше привязать к компании уже лояльных к ней сотрудников.
А пока «САН» продолжает охоту на ценные кадры. Отток персонала в Новосибирск Мирчев, по его словам, остановил. Но компания растет (недавно получила кредит от госкорпорации «Роснано» на 1 млрд рублей), и ей требуется «свежая кровь» — к 2011 году предприниматель рассчитывает расширить штат до 400 человек.
4. Чтобы заполучить новых работников, «САН» регулярно размещает на наиболее популярных сайтах Новосибирской области богато иллюстрированные материалы из цикла «один день сервисного инженера компании» (в месяц у них до 20 зарубежных командировок, дилерская сеть компании уже насчитывает более 100 стран).
5. А кандидатам теперь даже необязательно посылать свое резюме: прямо на сайте «САН» можно пройти видеоинтервью.