К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Правила тяжбы с торговой сетью

Правила тяжбы с торговой сетью
Что нужно знать поставщику, чтобы не проиграть в суде

Правительство снова ищет виноватых в росте цен. Производители винят торговцев, ритейлеры — поставщиков. Конфликтов не избежать. Считается, что у небольшого поставщика практически нет шансов выиграть у крупной розничной сети. Это не так. По нашей практике, поставщикам уже удалось отсудить 110 млн рублей неправомерно удержанных сетью скидок и бонусов, дела еще на 54 млн рублей находятся в стадии рассмотрения.

Как повысить свои шансы выиграть судебный спор с розничной сетью?

1. У розничных сетей сложный документооборот и хорошие адвокаты. Если вы решились на судебный спор, тоже пользуйтесь услугами адвоката, а не юриста. Многие считают, что это синонимы, и ошибаются. Адвокат, согласно закону, обязан иметь высшее юридическое образование и минимум двухлетний опыт работы, тогда как для юриста все это не обязательно. Желательно, чтобы ваш адвокат не только знал законы, но еще как минимум разбирался в бухгалтерском учете. Договор между сетью и поставщиком, как правило, является смешанным и содержит элементы договора купли-продажи товара, правоотношения по которому регулируются главой 30 ГК РФ, и элементы договора оказания услуг, правоотношения по которому регулируются главой 39 ГК РФ. Также данным договором предусмотрен зачет исполнения обязательства по оплате путем удержания соответствующих сумм за счет оплаты товара.

 

2. Имейте в виду, что оказание различных рекламных и маркетинговых услуг, за которые сеть удерживает с поставщика деньги, должно быть подтверждено актами сдачи-приемки работ, подписанными обеими сторонами. Оформлять такие акты в одностороннем порядке сеть не имеет права, все удержанные по ним средства можно вернуть через суд. Кроме того, услуга оказывается заказчику, т. е. сеть должна рекламировать товар поставщика. На практике происходит иное. Если в договоре указано, что право собственности на товар переходит к сети после подписания акта приемки, то получается, что сеть рекламирует свой товар за счет поставщика. Данная сделка не отвечает требованиям закона и является ничтожной.

3. Как правило, имея дело с крупной сетью, непросто понять, насколько аккуратно она выполняет свои обязанности по оплате поставок. Бывает, что оплата поставленного товара производится без ссылок на накладные, по которым поставлен товар, частями и с разбивкой сумм. Понять, что оплачено, а что нет и какие суммы реально были удержаны, очень трудно. Проще всего это сделать, проанализировав оборотно-сальдовую ведомость, которую ведет сама сеть. Правда, прямой обязанности предоставлять данный документ поставщику у сети нет. В случае отсутствия оборотно-сальдовой ведомости можно собрать нужную информацию из уведомлений и актов оказания услуг (если сеть вам их предоставляла). Третий способ — сложить стоимость поставленного товара по цене, указанной в накладной, и вычесть из нее сумму, которую сеть перечислила на ваш расчетный счет.

 

4. Необходимо понять, из чего складывается удержанная сетью сумма. Возможно, вы обнаружите удержания, которые сама сеть толком объяснить в суде не может. Эти суммы подлежат возврату. Что касается скидок: не забывайте, что они имеют действие во времени. Проще говоря, определенный размер скидок действует в определенный период.

5. Не стоит забывать об ответственности за неисполнение денежного обязательства. В случае, если поставщик докажет неправомерное удержание сетью денежных сумм, она будет обязана уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами. Эта ответственности установлена статьей 395 ГК РФ: сумма выплат равна учетной ставке банковского процента. Учитывая, что данные отношения, как правило, носят длительный характер, суммы штрафа могут достигать десятков миллионов рублей.

Автор — управляющий партнер компании «Минеев и партнеры»

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+