К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Облачные кассы: ФНС хочет избавить торговлю от теневых оборотов

Фото REUTERS / Charles Platiau
Фото REUTERS / Charles Platiau
Онлайн-передача данных из касс автоматически обеспечит налоговому ведомству контроль над денежными потоками в торговле

С апреля 2016 года данные о каждой покупке попадут из кассы торговых точек прямиком в налоговую инспекцию, а покупатели при желании получат чеки по электронной почте. С 2017 года применение онлайн-касс станет обязательным. С июля 2018 года то же самое ждет владельцев кофеен, автомоек, магазинов одежды — предпринимателей на патенте и «вмененке». Законопроект с новыми правилами торговли в Госдуме готовится ко второму чтению, и отката назад не будет.

Идею онлайн-передачи чеков тестировали 800 компаний из четырех регионов России, как крупные ритейлеры «МЕТРО», «О’Кей», «М.Видео», «Спортмастер», так и мелкие. Например, «СКБ Контур» подключил магазинчик товаров для животных в Московской области. Эксперимент признали успешным и участники, и налоговики.

Пока сведения об операциях, проведенных через кассу, доступны налоговикам только при выездной проверке. Поэтому не всегда удается оперативно выявлять нарушения — работу без чеков, занижение сумм выручки, уклонение от уплаты налогов.

 

Онлайн-передача данных из касс автоматически обеспечит налоговому ведомству контроль над денежными потоками в торговле. 

Посредниками между инспекцией и торговой точкой выступят операторы фискальных данных (ОФД). Это российские организации, которые должны выполнить определенные технические требования и получить официальный статус от ФНС. Именно операторы обязаны принимать данные, хранить, обрабатывать и ежедневно передавать в налоговую инспекцию.

 

Чтобы соответствовать требованиям закона, торговой точке предстоит:

  • Модернизировать имеющиеся кассы или купить новые. Обзавестись фискальным накопителем, который сохранит данные и подготовит их для передачи.
  • Подключить кассу к интернету. Связь с оператором не повлияет на расчеты с покупателем, но задержек в передаче чеков лучше не допускать.
  • Заключить договор на обслуживание касс.
  • Зарегистрировать новую кассу или перерегистрировать обновленную. После принятия законопроекта операция станет доступна через интернет, без визита в ФНС. Потребуется только электронная подпись.

По просьбе покупателя продавцы выдадут электронные чеки, причем с 2018 года такие чеки станут обязательными. Кассирам придется узнавать электронные адреса покупателей или номера сотовых телефонов — это слабое место. Если бизнес не найдет способа автоматизировать сбор данных, очередей на кассах не избежать. Одни ошибутся в номере телефона, у других сложный e-mail. Неплохим решением может оказаться QR-код с зашитым в него электронным адресом или номером сотового: покупатель покажет код на экране телефона, кассир считает информацию, а касса отправит клиенту электронный чек. Он доступен в любое время, поэтому продавец не сможет отказаться вернуть деньги за некачественный товар, если покупатель не предъявит бумажный чек.

Покупателям, кроме прочего, отвели роль «народного контроля». На сайте, который указан в чеке, сознательный клиент проверит, какие сведения о покупке переданы оператору. Если чек не найдется или данные разойдутся с реальностью, можно сообщить в ФНС. Накопив критическую массу таких сигналов, инспекция назначит проверку продавца.

 

Аналитики «СКБ Контур» предложили оценить ситуацию более чем 500 представителям торговли, от владельцев бизнеса до работников сетей. Небольшой бизнес реагирует эмоционально. «Директор в шоке. Теперь мы точно закроемся. Эти кассы нам не по карману!»  жалуется один из клиентов СКБ Контур. «Cначала ЕГАИСом нас душат, а потом тех, кто выжил, добьют этими кассами»,  вторит хозяин продовольственного магазина. Крупные розничные сети высказываются сдержаннее: «Если придется, сделаем». Среди коммерсантов добровольцев немного: 73% перейдут на облачные кассы, как только подключение станет обязательным и начнут применяться санкции. Лишь 7% ритейлеров считают, что удастся справиться с теневыми оборотами, тогда как 75% расценили новшество как очередное обременение.

По расчетам ФНС, суммарные затраты на кассы снизятся по сравнению с текущим уровнем минимум на 30%. Мелким предпринимателям на патенте и ЕНВД, которые начнут применять ККТ с 2018 года, обещан налоговый вычет. Размер его пока не озвучен, но предполагается, что первичные расходы покрыть удастся.

Цена вопроса:

  • Стоимость новой кассы существенно не повысится, что подтверждают производители ККТ.
  • Стоимость фискального накопителя будет сопоставима со стоимостью ЭКЛЗ. Менять накопитель нужно раз в год, а малому бизнесу — раз в 3 года.
  • Обязательный договор на обслуживание в ЦТО заключать не придется. Сейчас стоимость услуг центров разнится, доходит до 35 000 рублей в год.
  • Появятся затраты на услуги связи. Однако чеки — не голосовой трафик и не видео, поэтому тарифы на подключение касс, по расчетам ФНС, могут оказаться ниже текущих тарифов на интернет.
  • Появятся затраты на передачу данных через оператора. Уровень цен — порядка 3000 рублей за каждую кассу.

Анализ чеков онлайн-касс вместе с данными налоговой отчетности позволит контролерам выявить подозрительные организации. Именно к ним и отправятся с проверками в первую очередь. Именно им грозят возросшие штрафы: 10 000 рублей, если покупателю не отправлен чек, 40 000 рублей за оплату вне кассы.

Нововведения всегда встречают сопротивление, они всегда не вовремя. Но что-то подсказывает, что «вовремя» не наступит никогда. Поэтому лучше держать руку на пульсе и заранее планировать ресурсы. К тому же мы не первопроходцы. До России подобные схемы уже реализованы в Швеции, Канаде, Хорватии, Белоруссии и Казахстане.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+