Выпускник Стокгольмской школы экономики, полиглот, серийный предприниматель, журналист, музыкант — все это о члене жюри конкурса стартапов «Школа молодого миллиардера», основателе самого популярного в российском интернете сервиса отзывов Yell.ru Матиасе Эклефе. По просьбе Forbes Матиас ответил на вопросы участников конкурса, читателей и журналистов. Все самое интересное — в нашем онлайн-интервью.
— Как вы видите развитие вашей компании в связи с нынешней нестабильной обстановкой? (вопросы Бориса Горохова, «Мост в Китай»)
Матиас Эклеф, основатель проекта Yell.ru
Образование: Стокгольмская школа экономики, степень MBA. Владеет пятью языками, в том числе русским.
Сделка: основал компанию-разработчика онлайн-игр Betfriends.com с выручкой €4 млн (2009) и в 2010 году продал ее крупной шведской игровой компании Betsson.
Перемены: из Швеции перебрался работать на Мальту, затем в Москву.
СМИ: вел новостную программу на шведской радиостанции.
Искусство: пишет музыку в стиле поп. Несколько произведений были в ротации на шведских радиостанциях. Является членом Шведского композиторского сообщества.
Партнер: Йоаким Грёнвалль, основатель популярной шведской социальной сети по обмену фотографиями Bilddagboken.
Достижение: по наводке друзей-инвесторов занялся возрождением российской версии справочника «Желтые страницы» и превратил его в крупнейший в Рунете онлайн-сервис по обмену отзывами пользователей Yell.ru. Ежемесячно сайт посещают около 5 млн человек.
Принцип: не удалять отрицательные отзывы из Yell.ru.
Инвестиции: В 2014 году Yell.ru привлекла $11 млн от фондов Kinnevik и Vostok Nafta.
— Мы недавно получили деньги от инвесторов, поэтому для нас ситуация не такая сложная, как для других. Ожидается спад экономики, это для нас плохо, потому что мы работаем с малым и средним бизнесом, мы от них зависим. Но даже если наши продажи упадут на 10-15% по сравнению с прогнозом, это не будет катастрофой.
— Какие меры будете принимать в ближайшее время?
— Мы продолжим набирать людей в штат. В апреле 2015 года начнется рекламная кампания в связи с запуском нового дизайна портала и мобильных приложений Yell.ru. Возможно, она будет еще более масштабной по затратам и охвату, чем мы изначально планировали. Сейчас самое время вкладывать деньги в рекламу и маркетинг.
— Планируете ли вы развиваться на рынках стран Азии?
— В некоторых странах Азии нет игроков, подобных Yell.ru, так что выход возможен, но не в ближайшем будущем. Мы гибкий стартап, очень быстро принимаем решения.
— Как вы сможете конкурировать с компанией 2ГИС?
— Я бы не сказал, что 2ГИС наш главный конкурент, это конкурент «Яндекса». Если бы я был «Яндексом», я бы их купил. Правда, у 2ГИС есть портал Flamp.ru, который является нашим конкурентом, но у нас в Москве и в Питере в двадцать раз больше отзывов, чем у них.
— Как вы гарантируете достоверность отзывов? Ведь компания может нанять пиарщиков и под видом клиентов публиковать заведомо ложные положительные отзывы, чтобы таким образом накрутить себе репутацию. (Антон Кухта, стартап Mneniya.Pro)
— Достоверность отзывов — это постоянная борьба для нас, как гонка вооружений. У нас есть алгоритм, специальная система фильтрации, мы много денег и ресурсов вкладываем в его развитие и постоянно его совершенствуем. Этот алгоритм определяет, настоящий отзыв или нет. Как он устроен — секрет. Кроме того, мы сотрудничаем с пиарщиками, пытаемся понять, как они работают.
Важно, чтобы пиарщик не писал ложные отзывы на нашем сайте, а отвечал на отзывы клиентов.
Любая компания может найти себя на нашем сайте, нажать кнопку «владелец», стать официальным представителем компании и отвечать на отзывы. Это бесплатно. Борьба с отзывами — неправильный подход. Кстати, на нашем сайте можно оставить отзыв и о работе Yell.ru. У нас не 5 звезд, а 4,2. Люди активно пишут, для меня это очень полезная информация.
— Как бизнесмен с опытом ведения бизнеса на Западе, скажите, пожалуйста, как вы относитесь к современной российской ситуации, стоит ли сейчас начинать бизнес в России и как лучше выходить на рынок в это время, с какими проектами? (вопросы Ольги Шульгиной, стартап FreudZone)
— В любой современной стране значительную долю ВВП формируют услуги. FreudZone — это услуги на онлайн-площадке, то есть самая оптимальная сфера. Я вижу здесь есть огромный потенциал.
— Считаете ли вы, как музыкант, что профессиональные агенты (продюсеры) в той же музыкальной сфере значительно облегчают жизнь своим клиентам и содействуют их более стремительной карьере, и нужны ли, по-вашему, такие люди в других сферах, в том числе IT, — для более быстрого и эффективного поиска инвестиций, к примеру?
— Я музыкант, но не очень активно этим занимаюсь. Музыка — моя первая любовь. Когда я начинал в 1990-х, не было компьютерных технологий и записывать музыку было очень дорого. Сейчас ты можешь дома сделать профессиональную студию, оборудование стоит недорого. Сегодня молодые музыканты не зависят от продюсеров и агентов так, как это было раньше. В сфере IT тоже есть агенты — консультанты по корпоративным финансам.
Самое главное, что стоит всегда помнить: никто не сможет тебе помочь, если у тебя нет сильного и уникального продукта, сильной команды.
Это касается как музыки, так и предпринимательства. Я твердо убежден, что только сильная команда профессионалов, сильный продукт, сильная песня могут «выстрелить». Агент или консультант в какой-то степени способствуют этому, но, на мой взгляд, это не 100% гарантия. Будьте открыты для совета и помощи других людей, но я бы не рекомендовал платить деньги за подобную консультацию.
— Можно ли достичь прибыли в миллиард долларов только лишь в музыкальной индустрии и, если да, то какие пути достижения такого результата вы видите?
— Если бы у меня не было Yell.ru, я занимался бы каким-нибудь музыкальным проектом в интернете с моим деловым партнером Йоакимом. Нужно ехать в Стокгольм или Берлин. Это столицы самых современных направлений по музыке. Кстати, в Берлине есть довольно успешный стартап SoundCloud — это шведская компания, которая пользуется популярностью и в России. Не менее успешным примером в мировом масштабе является шведский музыкальный сервис Spotify, который должен выйти на российский рынок в начале 2015 года. Его оценочная стоимость, по последним данным, составляет $4 млрд.
— Сравните, пожалуйста, условия ведения бизнеса в Швеции и России. В чем проще, в чем сложнее, где выше бюрократические барьеры и налоговая нагрузка, каков опыт общения с чиновниками, налоговиками?
— Разница оказалось меньше, чем я ожидал. Здесь бюрократии чуть больше, но не настолько, к примеру, как в Индии. Вообще интернет — оптимальная сфера для ведения бизнеса в России. Но привлечь инвестора в России сложнее. Инвесторы требуют больше, отслеживают каждый твой шаг. Западный инвестор больше доверяет тебе. По налогам между Россией и Швецией нет огромной разницы.
— Что в российской бюрократии вас более всего раздражает?
— Расчет отпускных — кошмар для работодателя. Я тут живу больше двух лет и до сих пор не понимаю, как это делается.
— Как выглядит бюрократия по-шведски?
— Там все более-менее понятно. Бюрократия тоже есть, но достаточно эффективная. Все уже делается в интернете.
— Как проекты, подобные Yell.ru, могут стать известными при небольшом рекламном бюджете? (Александр Кандалов)
— Если мы говорим о том, как победить на рынке, надо сначала определить этот рынок. Например, мы хотим быть площадкой №1 во всех городах, но на каком-то локальном рынке, возможно уже есть местный сильный игрок. Или допустим, ваш ресурс собирает отзывы об отелях для собак и стоит на первом месте в этой сфере. Нам за нее бороться не стоит. Если тщательно выбрать сферу, то даже при небольшом рекламном бюджете можно стать №1.
— На что стоит направить максимальное внимание при продвижении стартапа? (Иван Анисимов)
— Главный вопрос — есть ли спрос на вашу услугу. Допустим, вы сидите дома и пишете книгу. Чтобы понять, есть ли рынок, нужно выйти на улицу и попробовать ее продать. Часто стартаперы составляют маркетинговый план, но я считаю, что он не нужен. Во многих случаях продвижение в принципе не нужно, а нужен продукт и проверка, будет ли он пользоваться популярностью.
— В какой вид промышленности вы бы посоветовали вкладывать деньги начинающему инвестору? (Лилия Конецкая)
— Я считаю, что акции российских компаний сейчас недооценены. Вкладываю деньги в акции Сбербанка, «РусГидро», АвтоВАЗа.
Я верю в будущее АвтоВАЗа, хотя люди надо мной смеются.
— Есть ли смысл учиться в вузе для достижения больших успехов? Считаете ли вы, что образование помогло вам добиться успеха в жизни? (Илья Чередник, Максим Козачук)
— Я выпускник Стокгольмской школы экономики, которая является №1 в Швеции и одним из лидеров в Европе. Половину времени я учился зря. Это бесполезные знания, теория функционирования финансового рынка. На самом деле он работает не так, как хочется профессорам. А вот общение между студентами — очень полезная штука.
— Какая у вас любимая книга? (Павел Фридман)
— «Черный лебедь» Нассима Талеба. Отличная книга, всем советую.
— Стокгольмская школа экономики очень креативная — «Бизнес в стиле фанк» и все такое. Когда вы создавали компанию, какие из бизнес-школьных вещей взяли, что на практике не сработало? Что в России сработало иначе, чем в Швеции? (вопросы Ирины Телицыной)
— Первое, что я понял в школе: все возможно. Мне назвали направления, которые круче всех, и дали понять: ты можешь чего угодно добиться, и не только в Швеции.
Мы, шведы, все измеряем, принимаем решения на основе статистики и аналитики. В России часто решения принимаются на эмоциях. Еще одно отличие: в Швеции есть прозрачность и открытость, доверие, в России — не в такой степени. Руководители скрывают информацию от подчиненных. Мы прозрачная компания, честно сотрудникам рассказываем обо всем, что происходит.
— Где берете драйв для мотивации людей, когда устали и погода за окном отвратительная?
— Есть миф об эффективных лидерах типа Стива Джобса или Ричарда Брэнсона. Но самый крутой инвестор и бизнес-лидер — Уоррен Баффетт, очень простой человек. Он по десять часов в день сидит в офисе и читает. Он верит в то, что нужно дать подчиненным свободу, верит в доверие. Надо ставить на пост руководителя нужного человека, в которого ты веришь, и давать ему или ей возможность вести свой бизнес. Это огромная мотивация. Самые крутые инвесторы смотрят на ключевые показатели каждый месяц, но, когда все хорошо, ничего не делают. Если подчиненный не делает свою работу, надо найти другого человека. Менять психологию человека крайне сложно.
— Демократия в команде — это клево, но лидер может быть только один. Как вы, сохраняя дружеские отношения, соблюдаете дистанцию, чтобы все понимали, кто начальник и где надо спорить, а где — просто выполнять?
— С одной стороны, ни одна компания не определяется демократией. Но демократия уместна до принятия решения. Допустим, обсуждается стратегия маркетинга на следующий год. На стадии обсуждения маркетологи, пиарщики обсуждают этот вопрос — полная демократия. Потом руководитель принимает решение, и дальше нет никакой демократии. Решение выполняется, и это приказ.
— Вы не боитесь, что, развивая сотрудников, доводите их до такой ситуации, что им остается только уйти из компании и делать свой стартап, потому что два харизматика в одной берлоге не живут?
— Такой риск есть в любом бизнесе. Если ты развиваешь сотрудников, они могут от тебя уйти. С другой стороны, если не делать этого, то так же велик риск, что они покинут компанию.
Твоя задача — развивать людей так, чтобы они у тебя оставались на долгий срок.
Если компания хорошая, политика правильная, а продукт интересный, то люди будут работать у тебя, а не у конкурентов.
— Насколько полезно для развития проекта правило не удалять отрицательные отзывы? Можно ли выявить «черный» пиар? Как не допустить превращения сервиса в рекламную и антирекламную площадку? (Иван Просветов)
— Мы хотим, чтобы Yell.ru был ресурсом настоящих отзывов. Наши специалисты активно борются с саморекламой, такие записи удаляются. Если завтра с нашего счета в банке снимут $11 млн, это не катастрофа, но если исчезнет доверие к Yell.ru, то это станет полной катастрофой. С черным пиаром мы тоже боремся. Если компания недовольна отзывом, имея при этом весомые и объективные доказательства, она может обратиться к нам. Для этого на Yell.ru есть специальная процедура. Мы всегда тщательно рассматриваем каждый запрос и прилагаем все усилия, чтобы решить проблему оперативно.
— Что в бизнесе как таковом вас более всего расстраивает? (вопросы Анастасии Жоховой)
— Меня расстраивает, когда решение принято, а люди не действуют, как я хочу. Еще, бывает, приходишь на работу в понедельник и не хочется там находиться, потому что есть куча дел «не по делу». Например, надо подписать оплату за новые чашки, и из-за 200 рублей приходится заходить в банк-клиент. Или рассчитывать отпускные. Все эти административные дела необходимы, но это не суперинтересно.
— Чем вы недовольны в своей компании?
— Мы очень быстро развиваемся и растем. Если сегодня мы настроили как-то внутренний процесс, то завтра он не будет оптимален, потому что мы взяли на работу еще 50 человек. Получается сизифов труд.
— Как изменилось ваше отношение к россиянам с момента переезда в Москву?
— Думаю, что я стал лучше понимать русских. Но вообще я не вижу огромной разницы между россиянами и шведами. Мы все хотим одного и того же — найти партнера на всю жизнь, друзей и интересную работу.