Своя программа: у кого есть шанс заработать на импортозамещении западного софта
С 1 июля 2015 года госзаказчики, желающие обновить софт, должны сверять свои желания с реестром отечественного ПО — вдруг там есть соответствующие разработки? Таким образом правительство решило поддержать российских программистов. Самого реестра еще нет — он начнет формироваться лишь в апреле будущего года. Власти рассчитывают, что уже сегодня объем зарубежных закупок может уменьшиться за счет имеющихся отечественных аналогов.
По данным rostender.ru, в середине августа общая сумма тендеров на закупку иностранного инженерного ПО составляла 400 млн рублей. К середине сентября она уменьшилась до 40 млн рублей. Шанс для российских разработчиков? Ничего подобного: в середине октября сумма заказов опять подскочила до 148 млн рублей — за счет покупки Минпромторгом систем от американской инжиниринговой компании AVEVA.
Можно ли обойтись без западного софта?
История вопроса
Каждое крупное предприятие СССР в качестве платформы использовало западные решения, на которые десятилетиями «наслаивались» отечественные. И по сей день на каждую западную разработку в России приходится огромное количество российских решений, адаптированных и отлично работающих.
Возьмем для примера сегмент систем автоматизации проектирования (САПР). Этот софт используется в машиностроительной, строительной и архитектурной отраслях.
Рынок делят американский гигант Autodesk, работающий в России с 1992 года, и несколько небольших российских производителей.
В августе крупнейшие российские клиенты Autodesk оказались в санкционном списке: концерну «Радиоэлектронные технологии», тульскому «Конструкторскому бюро приборостроения», производителю боеприпасов ФГУП «Базальт», «Уралвагонзаводу» и еще 18 российским предприятиям объявили, что они не смогут покупать, внедрять и обновлять софт от Autodesk до снятия санкций. За последние месяцы на 20% упали и объемы продаж всего рынка САПР ($320 млн в 2013 году). Кто может претендовать на место американцев?
Шансы на прорыв
Первый кандидат — ГК «АСКОН», крупнейший отечественный разработчик систем автоматизированного проектирования и управления инженерными данными для ОПК и машиностроения. В 1989 году компанию основали выходцы из коломенского конструкторского бюро машиностроения Александр Голиков и инженер Татьяна Янкина. В первые годы случалось получать оплату бартером – радиоприемниками, магнитолами, наборами слесарного инструмента. Первый крупный контракт заключили в 1993 году с концерном «Желдорреммаш», объединявшем все ремонтные заводы железнодорожной техники: на каждый завод «АСКОН» поставил пять комплектов оснащенных рабочих мест. Крупнейшие заказчики сегодня – АвтоВАЗ, Северсталь, Казцинк, ФГУП «Салют», всего порядка 7000 предприятий.
Больше двух третей в бизнесе АСКОН приходится на долю машиностроения, промышленного и гражданского проектирования.
В этом сегменте ассортимент АСКОН (выручка за 2013 год 983 млн рублей) на 100% пересекается с решениями Autodesk — AuotoCAD и Inventor — и обгоняет американцев по объемам продаж. Со своим продуктом удобней работать, к тому же АСКОН берет на себя львиную долю малого бизнеса, а Autodesk, в основном, крупняк – этим и объясняется лидерство.
О пользе конкуренции
На кусок пирога претендуют и создатели нишевых решений на базе западных.
Петербургская «НИП-Информатика» — лидер в области комплексного софта для раскроя, газовой, пламенной и лазерной резки листовых металлов, а также резки стекла, листового материала из дерева и пластика (программный комплекс «Техтран»). Компанию основали в 1990 году советские инженеры Александр и Ольга Лиферовы и Дмитрий Линский. Сегодня в ней работает около 20 человек. Основные клиенты – крупные промышленные предприятия, проектные институты, конструкторские, архитектурные и дизайнерские бюро. Программный комплекс «Техтран» - лишь одна из линеек комплексных решений для автоматизации проектирования в машиностроении, промышленном и гражданском строительстве. Весь софт – собственного производства, но базируется он и на платформах Autodesk. Широкий спектр таких решений позволил питерской компании получить статус золотого партнера мирового гиганта и стать лидером в своей нише.
Московский НТП «Трубопровод» за 20 лет завоевал нишу решений для полной автоматизации проектирования трубопроводов. Как и «НИП-Информатика» компанию основали бывшие советские инженеры — в 1992 году Леонид Корельштейн, Валдис Усиныш и нынешний директор Анатолий Миркин. Они же являются соучредителями ЗАО «Инженерно-промышленная нефтехимическая компания», в состав которой и входит «НТП «Трубопровод».
Компания специализируется на проектировании и расчетах трубопроводов и резервуаров. Основные программы – «ПАССАТ», «Гидросистема» и «СТАРТ», разработанной еще в советские времена. В числе крупнейших клиентов – Минэнерго, ЛУКОЙЛ, Ростехнадзор.
НТП «Трубопровод» часто называют «российским Intergraph» – сравнение мирового лидера инженерного ПО для проектирования предприятий и управления пространственными ресурсами (штаб-квартира в Стокгольме) с россиянами неизбежно из-за пересечения функционала. Но цены у россиян заметно ниже: пару лет назад софт для подземного трубопровода от европейского производителя стоил $20 000, то аналогичный от НТП «Трубопровод» — $5 000.
Подобные компании способны составить реальную конкуренцию западным игрокам. Такая перспектива устраивает Autodesk: решения конкурентов развивают ее собственную платформу, а от того, что конкуренция ужесточается, выиграют, в конечном счете, клиенты.
Импортозамещать нечем
При этом ожидать массового перехода машиностроительных предприятий на отечественный софт (к примеру, с AutoCAD на Компас-3D) не стоит, говорит директор по стратегическому планированию компании CSD Андрей Трофимов.
Причина номер один — финансовая. Переход обойдется не в один миллион долларов, такой объем инвестиций сегодня не может себе позволить ни одна, даже самая крупная компания.
А поскольку широкой линейки вертикальных решений в стране нет, то перейти исключительно на отечественный софт, санкции не помогут – это причина номер два. «Придется играть по правилам», — говорит исполнительный директор IT-компании SolidWorks Дмитрий Собянин.
Прежде всего, с той же Autodesk. За 20 лет эта компания прочно завоевала российский рынок САПР. По неофициальным данным, ежегодная выручка составляет $60 млн, среди клиентов – крупнейшие компании. Российские монополисты входят в ТОП-100 клиентов мирового Autodesk: руководство Autodesk отлично понимает ценность выстраивания дружеских отношений с представителями властей и владельцами бизнеса.
Впечатляют российских клиентов и регулярные красочные road-show, которые организует Autodesk для знакомства со своими новыми продуктами. Яркие презентации, встречи с визионерами мировой величины – Autodesk не скупится на эффектные ходы в продвижении новых решений на региональные рынки.
Обратив клиента в свою веру, Autodesk предлагает рассрочку оплаты проекта. «Кредитуется» у Autodesk почти весь российский крупняк.
«Чем крупнее проект, тем больше вероятность, что оплата будет происходить в рассрочку», — говорит источник в компании.
Такой подход сильно выделяет американцев на отечественном рынке САПР. Российским конкурентам с их меньшим запасом свободных денег и с чисто российской культурой ведения бизнеса, тягаться с западными подходами крайне сложно.
«Самое лучшее, что можно сделать для отечественных разработчиков – не мешать, тогда мы сами воспользуемся ситуацией наилучшим образом», — считает гендиректор АСКОН Максим Богданов.