К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Экзамен по бизнесу: как интернет-школа «Фоксфорд» научилась зарабатывать миллионы

Фото Артема Голощапова для Forbes
Фото Артема Голощапова для Forbes
Компания Максима Древаля и Алексея Половинкина из скромного сервиса по подготовке к ЕГЭ выросла в полноценную интернет-школу с выручкой 35 млн рублей. Что помогло стартапу вырасти в успешный бизнес?

Преподаватель мелом чертит на доске формулы, объясняя решение задач, ученики делают записи в тетрадях и задают уточняющие вопросы. Такую картину можно наблюдать в любой общеобразовательной школе накануне единых государственных экзаменов. Но в данном случае школьники сидят за мониторами в центре онлайн-обучения «100ЕГЭ», а лекция транслируется из студии.

«Каждое занятие проходит по расписанию, как в обычной школе, и ученики могут почувствовать себя сидящими за первой партой», — поясняет Максим Древаль, совладелец проекта (с сентября 2014 года переименован в «Фоксфорд»). На сайте центра зарегистрированы более 50 000 школьников. И хотя платные курсы в 2013 году приобрел каждый одиннадцатый, компания получила 35 млн рублей выручки.

По данным inFOLIO Research Group, после того как в 2009 году ЕГЭ стал единственной формой выпускных экзаменов, спрос на подготовку к ним вырос сразу на 23%. За тот год родители только на репетиторов для ЕГЭ потратили примерно 6–8 млрд рублей. Заработать на тренде пытались компании, связывающие преподавателей с потенциальными учениками, например «Ваш репетитор» или «Дистанционный репетитор». Но Максим Древаль и его партнер Алексей Половинкин захотели не просто стать посредниками, а сделать лекции лучших преподавателей доступными всем желающим, соединить «натаскивание» на решение задач с теоретической подготовкой.

 

Сибиряк Древаль, будучи совладельцем интернет-школы, в свои 23 года так и не получил высшего образования.

Поступив в 2008 году по итогам двух олимпиад без экзаменов на механико-математический факультет МГУ, Максим на первом же курсе нашел себе работу — в digital-отделе рекламного агентства Publicis United. А год спустя покинул и агентство, и университет — перешел на факультет бизнес-информатики в ВШЭ. «Учиться стало гораздо интереснее. Но меня позвали в «Яндекс», — смеется Максим. В 2010 году через коллег по «Яндексу» он и познакомился с преподавателем математического анализа МФТИ Алексеем Половинкиным.

 

За год до этой встречи Половинкин на грант на базе МФТИ запустил проект по онлайн-обучению школьников под названием «100ЕГЭ» — то есть подготовке к единым госэкзаменам. Технически он был несовершенен: звук и видео транслировались через два разных приложения и не всегда совпадали. Алексей искал партнера, способного взять на себя совершенствование технологической части проекта.  Заинтересовался Максим Древаль.

Начальный капитал — три миллиона рублей — были собран из личных сбережений и займов у знакомых. Деньги пошли на съемку лекций, зарплату программистам, методистам, готовившим теоретический материал и планы занятий,  и преподавателям.  Первых учеников «100ЕГЭ» насчитывалось около 100,  не все подписывались на платные курсы, поэтому зарплата преподавателям оказалась основной частью стартовых расходов. Изначально ученики могли слушать лекции лишь по математике и физике — в прямой трансляции или в записи. Половинкин искал преподавателей по другим предметам — не только среди штатных специалистов известных вузов, но и авторитетных педагогов, авторов учебников, членов жюри олимпиад. Убедить их поработать в образовательном стартапе помогали связь проекта с МФТИ или общие знакомые.

К списку учебных предметов добавились русский язык и информатика. Курсы поделили по направлениям: базовое, углубленное, подготовка к олимпиадам, ГИА и ЕГЭ. В зависимости от количества занятий и скидок стоимость годового курса составила 6000 – 10 000 рублей — в пять-шесть раз дешевле очных курсов по подготовке к ЕГЭ.  Осенью 2011 года Древаль и Половинкин начали переделывать учебную платформу. «Из сервиса с вебинарами проект превратился в комплексную экосистему для обучения», — поясняет Максим. После занятия ученикам на сайте «100ЕГЭ» открывается доступ к домашнему заданию и теоретическому материалу. Выполненные задания проверяются автоматически, система также показывает уровень освоения каждой темы, поэтому ученик или его родители могут видеть, над какими вопросами нужно еще поработать.

 

В 2012 году в «100ЕГЭ» появились курсы обществознания, истории, биологии, химии. Для привлечения учеников лучше всего подошел онлайн-маркетинг: группы в социальных сетях, видеоканал на YouTube с бесплатными мастер-классами по разбору задач ЕГЭ и ГИА. Аудитория проекта выросла до 10 000 человек,  число платных подписчиков превысило 500, а выручка перевалила за 15 млн рублей. Максим Древаль оставил работу в Mail.ru Group, куда перешел из «Яндекса». Интернет-школа теперь требовала больше сил и внимания. На следующий год проект вышел на самоокупаемость.

«100ЕГЭ» встал на коммерческие рельсы, и очень хорошо, что по-прежнему работает — многие образовательные проекты пропадают, не найдя себе места под солнцем», — рассуждает Тарас Пустовой, основатель сайта «Лекторий», демонстрирующего бесплатные лекции от преподавателей МФТИ. Новаторская система оценки домашних заданий помогла «100ЕГЭ» в мае 2013 года стать резидентом «Сколково», что позволило избавиться от налога на прибыль и НДС и снизить выплаты в социальные фонды. Количество зарегистрированных в проекте превысило 30 000 человек.

Известности «100ЕГЭ» добавило сотрудничество с МГУ и МФТИ — участие в проведении олимпиад «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы», а также заочного тура олимпиады «Физтех» (в 2013 году собрал более 20 000 школьников).

Победители вузовских олимпиад, как правило, получают в качестве награды поступление без экзаменов вообще или по профильному предмету. Прошлой осенью Древаль и Половинкин провели исследование: оказалось, около 20% поступивших в МФТИ и около 8% поступивших в МГУ на технические факультеты учились в «100ЕГЭ».

Нашелся и инвестор. В мае 2014 года «100ЕГЭ» объединился с «Нетологией» — онлайн-курсами обучения интернет-специальностям (выручка в 2013 году — 20 млн рублей). Сделку предложил совладелец «Нетологии» Максим Спиридонов, уже получивший инвестиции от фонда InVenture Partners. Контрольным пакетом объединенной компании в равных частях владеют основатели двух проектов, остальная часть, 13% долей, принадлежит InVenture Partners. Оценив компанию в $14,1 млн, фонд инвестировал $1,1 млн.

 

Деньги пошли на перезапуск «100ЕГЭ», давно переросшего систему подготовки к экзаменам, под новым брендом — «Фоксфорд». Увеличилось и количество курсов — с шестидесяти до ста с лишним, и их наполнение. Методистов, прежде работавших по временным договорам, взяли в штат проекта. И еще у «Фоксфорд» появился интерактивный учебник по всем школьным дисциплинам со статьями и видеороликами (с Microsoft уже заключен договор о предустановке на планшеты версии учебника под Windows).

Объем российского рынка репетиторских услуг доходит до $2 млрд в год. «Даже если нам удастся завладеть 10% рынка — это уже $200 млн», — мечтает Максим Спиридонов.

«Во многих региональных городах почти нет репетиторов, и у школьников даже нет вариантов, с кем позаниматься, — конкретизирует Максим Древаль. — А мы сможем до них дотянуться».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+