Расцветали яблони и груши: сколько приносит производство сырья для сидра
2001 год, аэропорт в Нормандии. У пассажира рейса, вылетающего в Москву, странная ручная кладь — пять тубусов с крохотными дырочками. Так владелец сети автозаправок Алексей Небольсин вез в Россию 200 черенков нормандских яблонь сидровых сортов. Сети заправок у него больше нет, а вот производство сидра пошло — в 2013 году созданная им компания «Яблочный спас» сбродила 500 тонн сидра, выручив от продаж 25 млн рублей.
Идея заняться производством яблочного сидра появилась у Небольсина в 2000 году, когда он гостил у своего друга, экс-полузащитника «Спартака» Валерия Карпина в Сан-Себастьяне, — его сильно впечатлило посещение местной сидрерии.
За следующие шесть лет Алексей объездил весь мир, изучая производство сидра от Испании до США. Исследования рынков, на которые были потрачены несколько сотен тысяч долларов, завершились неутешительным вердиктом экспертов: «Вы начинаете очень рискованный проект».
В отличие от стран, куда ездил Небольсин, в России культуры потребления сидра не было.
К тому же никто не выращивал яблоки сидровых сортов с большим содержанием танина — пришлось заняться и сельским хозяйством.
Адаптировать черенки «сидровых» яблонь из Нормандии на российской почве помогло подразделение Россельхозакадемии — НИИ садоводства и питомниководства. Сегодня на 18 га Ленинского района Подмосковья раскинулся цветущий яблоневый сад. Помимо селекционных яблок для производства сидра используются и отечественные сорта (к примеру, антоновка).
Яблоки закупают у местных фермеров, а состав купажа держат в тайне.
Производственная площадка, на которой работает всего восемь сотрудников, находится по соседству с яблоневым садом (в горячий сезон коллектив разрастается до 20-30 человек). Прессы для отжима сока, емкости для брожения (их изготовили по нужным размерам прямо в цехе), системы охлаждения и фильтрации — вот и все оборудование. Консультантов для проекта пригласили с родины сидра, из Страны Басков.
Свежий сидр хранится в гигантских танках — на протяжении года «Яблочный спас» продает только тот объем напитка, который удалось получить из собранных яблок. Общий объем инвестиций в запуск производства составил несколько десятков млн рублей личных средств.
Сочная ниша
Поначалу Небольсин пробовал делать массовый напиток, но оказалось, что потребители сидра не похожи на тех, кто любит пиво. Кратчайший путь к взыскательному клиенту — напиток из сока прямого отжима. На это и сделал ставку Небольсин: сидр под брендом St. Anton производится исключительно путем прямого отжима сока яблок сидровых сортов и его сбраживания, без сахара и искусственных добавок. Оправдались ли ожидания?
«Таким образом сидр в России не делает никто, — уверен бармен ресторана LavkaLavka Константин Пильберг. — Остальные производители используют в лучшем случае восстановленный сок, в худшем — диокcид серы». По словам представителя «Василеостровской пивоварни» Елизаветы Лазаревой, «такого способа переработки яблок больше ни у кого нет». Питерская пивоварня с апреля 2013 года производит сидр из концентрированного яблочного сока с добавлением дрожжей.
Но за двенадцать лет подросли не только сады «Яблочного спаса», но и агрессивно настроенные конкуренты: российский рынок сидра ежегодно растет на 25% и в 2013 году оценивался в 10-12 млн литров.
С 2011 года «Ливенский винодельческий завод», что в Белгородской области, тоже занялся производством сидра. Завод входит в холдинг «Славия», владеющий яблоневыми садами. С ноября 2014 года сидр из яблочного сока прямого отжима начнет производить и московский «Натуральный продукт». В его активе уже есть два вида сидра под торговыми марками «Вкусноваръ» (с консервантом и сахаром) и Pomme Royal (без консерванта, но тоже с сахаром). По словам коммерческого директора Дениса Лебедева, сок прямого отжима планируется получать не из селекционных яблок, а «из всех, которые нам несут — кто-то из своих садов, кто-то ворует, нам неважно откуда они, главное — яблоко должно быть твердым и кислым».
При этом Лебедев не стесняется признать заслуги конкурента: «Лучше, чем «Спас», сидр в России никто не делает». Такая лояльность объясняется просто: если бы не Небольсин, только начавшая развиваться отрасль сидра умерла бы еще два года назад.
Яблоко раздора
В 2010 году ставка акциза на алкогольные напитки выросла на 35%, а спустя еще два года под обязательное лицензирование попал и сидр. Бизнес Небольсина и других производителей оказался на грани краха: буквально за год из 40 производителей сидра осталось лишь четыре. «Яблочный спас» выжил за счет перепрофилирования на пивной напиток под тем же брендом. «Переход дался сложно: привозили напитки в магазины — а там они начинали бродить и взрываться прямо на полках», — вспоминает гендиректор «Яблочного спаса» Олег Щербаков.
Ситуация изменилась к лучшему благодаря лоббистским усилиям Небольсина, ставшему к тому времени членом президиума «Опоры России».
С 1 марта 2013 года лицензирование для медовухи, яблочного и грушевого сидра благополучно отменили.
Однако для его собственного проекта эта история оказалась крайне тяжелой. «Она отбросила нас на пять лет назад, в противном случае мы уже работали бы с прибылью, — рассуждает Щербаков. — О положительной рентабельности пока приходится только мечтать: завод работает в ноль.
Продукция «Яблочного спаса» продается в сетях «Перекресток», «Виктория», «Ашан», Billa, столичных магазинах «Азбука Вкуса» и LavkaLavka. Поставляют через дистрибьюторов. Напрямую «Спас» завозит свой напиток лишь в английский паб St. Peters & St. Anton и в сидрерию El Asador, которую открыл Небольсин. Там же продается и новинка «Яблочного спаса» — напиток пуаре, сброженный грушевый сок прямого отжима. Грушевый напиток — хороший способ отстроиться от конкурентов, которые пока работают только с яблоком. В 2013 году компания произвела 12 тонн пуаре, по итогам этого года рассчитывает удвоить объем. Подходящие груши нашли в средней полосе России.
Небольсин, осуществив свою бизнес-идею, в производство наигрался. В 2011 году он продал «Яблочный спас» (кому — не раскрывает). Его новое увлечение — рестораны-сидрерии. Пока это El Asador в Москве. До конца октября предприниматель планирует открыть и первую сидрерию в Крыму. К политике география, как уверяет бизнесмен, отношения не имеет. Просто в Крыму много яблочных садов и платежеспособных отдыхающих. Ностальгия многих из них по испанским сидрериям ему только на руку.