Бизнес в 220 Вольт: как заработать на продаже солнечных электростанций
На стенах офиса московской компании «ЭкоВольт», выкрашенных в ярко-желтый цвет, висят солнечные панели разной величины. Показывая на приборный щиток, совладелец «ЭкоВольт» Евгений Слободянюк объясняет:
«Пользоваться этими установками проще, чем стиральной машиной. Нажимаете кнопку, поворачиваете рычажок перевода в активный режим, и у вас уже есть 220 В».
С 2009 года «ЭкоВольт» продала 1500 солнечных электростанций собственной конструкции для загородных домов и дач. Минувшим летом месячная выручка компании превысила 18 млн рублей. Как технический эксперимент, затеянный учредителями «ЭкоВольт», превратился в бизнес?
Инженер по образованию, Евгений Слободянюк с 2003 года занимается системной интеграцией — он акционер и коммерческий директор компании «Интегрис», в числе клиентов которой аэропорты Шереметьево и Домодедово, РЖД и «Аэрофлот». Однажды инженер «Интегрис», вернувшись из заграничного отпуска, предложил сконструировать бытовую солнечную электростанцию — максимально простую в установке и управлении. Слободянюк идею одобрил. Когда образец был готов, станцию решили установить на крыше особнячка, который «Интегрис» арендовал под офис. Место оживленное — Таганка, Воронцовская улица. Прохожие останавливались посмотреть и спрашивали: работают ли такие штуки в российских условиях? Кое-кто даже захотел купить подобное устройство.
«Мы отмахивались и говорили, что это пока только эксперимент. А они нас уверяли, что заплатят», — вспоминает Евгений. В тот день он принял два заказа. Партнерство в новом проекте Слободянюк предложил своему приятелю Василию Минтюкову, совладельцу арт-центров фотопечати SUN Studio в Москве и Сочи. Познакомились они на бизнес-конференции, оба были готовы вложиться в перспективный технологический проект. В 2009 году предприниматели зарегистрировали в равных долях ООО «ЭкоВольт». Большую часть стартовых инвестиций — 15 млн рублей за два года — они потратили на закупку комплектующих и технические разработки. Сборку электростанций организовали на базе склада рядом с офисом «Интегрис».
На рекламу предпринимателям тратиться не пришлось, хватало отзывов клиентов. На сайте «ЭкоВольт» по договоренности с некоторыми покупателями размещалась фотография дома с солнечными панелями и номер телефона владельца. Любой желающий мог позвонить и поинтересоваться, доволен ли он (сейчас на сайте публикуются только фото с примерными адресами).
Поначалу электростанции собирали по предзаказу для конкретного дома. Параллельно инженеры «ЭкоВольт» разрабатывали стандартное устройство. Наконец, в 2010 году компания выпустила первую массовую партию электростанций — 30 штук. Распродали их чуть быстрее чем за месяц, выручив около двух миллионов рублей. Но «ЭкоВольт» еще подпитывался за счет первых бизнесов учредителей.
Слободянюк с Минтюковым пытались работать на крупных заказчиков, продали несколько станций МЧС и Министерству обороны, но в итоге сосредоточились на рознице.
«Можно несколько лет обсуждать крупный проект, а можно каждый месяц продавать по 10–15 электростанций и зарабатывать, не дожидаясь, когда госзаказчик деньги выделит», — рассуждает Слободянюк.
«ЭкоВольт» предлагает семь вариантов электростанций по цене от 30 000 до 350 000 рублей — в зависимости от вырабатываемой мощности и целей потребления энергии. «У меня от станции работают два телевизора, холодильник и электрический насос», — рассказывает москвич Анатолий Калинин, установивший солнечную панель у себя на даче в 2011 году. На поиски источника электроэнергии он потратил около полугода, в «ЭкоВольт» ему предложили подходящий вариант за меньшие деньги, чем он был готов потратить.
Цены на свои станции владельцы «ЭкоВольт» определяли в сравнении со стоимостью основных вариантов получения энергии — топливных генераторов и подключения к электросетям. Поликристаллические панели они закупают у пяти постоянных поставщиков, комплектующие для генераторной части устройств производят по заказам другие компании. Какие именно, предприниматели не раскрывают. Сборочный цех Слободянюк и Минтюков оборудовали недалеко от Москвы, в промзоне за Третьим транспортным кольцом. В месяц там собирают около 100 электростанций. «ЭкоВольт» торгует еще и комплектующими, но их доля в общем объеме продаж не превышает 5%.
По словам Романа Кувычкина, коммерческого директора фирмы Sun Shines, солнечные электростанции на московском рынке продают около 15 компаний, из них только у трех имеется собственное производство. Sun Shines основана в мае 2010 года, продает около 40 стандартных электростанций в месяц, а также собирает станции по индивидуальным заказам. «О компании «ЭкоВольт» мы знаем, но с ней не соревнуемся, — говорит Кувычкин. — У нас общее дело: вместе развиваем рынок».
У «ЭкоВольт» есть розничные дилеры в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Казани, Астрахани и даже Архангельске. Параллельно компания договаривается о поставках станций с производителями деревянных домов и садовой техники и выстраивает b2b-направление — электростанции для АЗС, придорожных кафе и домов отдыха. Осенью ее ассортимент пополнится более мощными станциями, способными обеспечивать энергией такие объекты. Но и о рядовых потребностях в «ЭкоВольт» не забывают. Ее инженеры разрабатывают устройства для подзарядки мобильных телефонов и гаджетов, подходящие для установки на городских улицах, и блоки для точек Wi-Fi в парках.
В сентябре 2013 года «ЭкоВольт» прошел точку безубыточности.
«Все начиналось наугад, но мы хотели довести идею до бизнес-процесса. У нас получилось», — замечает Слободянюк, перелистывая свой каталог.
Осталось лишь убедить как можно больше потенциальных пользователей, что солнечная энергетика может эффективно работать и в России. Предприниматели ведут переговоры с сетью OBI — хотят открыть в ее магазинах шоу-румы с работающими электростанциями. За год они готовы потратить на такое «промо» 15–20 млн рублей. «Мы несколько раз могли пойти на удешевление продукции и заработать больше денег на росте продаж, — поясняет Минтюков. — Но тогда станции не выдавали бы заявленные характеристики круглосуточно. Теперь нужно показать это потребителям».