К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

С небес на землю: могут ли ученые успешно заниматься бизнесом

Фото Оли Ивановой для Forbes
Фото Оли Ивановой для Forbes
Группа «Унихимтек», выпускающая герметизирующую и огнезащитную продукцию, создана тремя химиками из МГУ. Как основателям компании удается совмещать науку и предпринимательство?

Для Виктора Авдеева, профессора и бизнесмена, графит — это все. «О графите можно рассказывать бесконечно, — поясняет он. — Углерод — вещество, из которого создаются как сверхтвердые, так и очень мягкие материалы. С теплопроводностью в 10 раз выше, чем у серебра, или с исключительными теплоизоляционными свойствами». Авдеев — заведующий кафедрой химической технологии и новых материалов химфака МГУ. Одновременно основной акционер и генеральный директор группы компаний «Унихимтек», выпускающей герметизирующую и огнезащитную продукцию на основе терморасширенного графита. Например, краску для электрокабелей, блокирующую возгорание в случае короткого замыкания. Графитовую фольгу, которая выдерживает температуры от –200 °C до +450 °C — универсальный материал для уплотнителей различного типа. Полутораметровый рулон такой фольги стоит в одном из зданий МГУ рядом с лестницей, ведущей на кафедру, где работает Авдеев. Студенты и гости отщипывают от серебристо-черного полотна кусочки на память.

Производство столь утилитарных вещей начиналось с задач космического масштаба. Тридцать лет назад кандидат химических наук Виктор Авдеев вместе с коллегами из МГУ (ныне совладельцами «Унихимтека») разработал технологию получения терморасширенного графита. Результатами заинтересовались в Министерстве общего машиностроения СССР, отвечавшем за аэрокосмическую промышленность. На химическом факультете МГУ была создана лаборатория химии новых углеродных материалов. Заказы поступали просто фантастические. Авдеев и его сотрудники колдовали над защитой космических объектов от лазерной и ядерной атаки. В итоге создали пластины из пенографита, расширяющегося стократно при сверхвысокой температуре — так, что лазер буквально увязал в нем.

Лаборатория жила за министерский счет. И когда в конце 1980-х финансирование резко сократилось, оказалась на грани распада. Нескольких лет хватило, чтобы за границу уехали 11 специалистов, работавших у Авдеева, — при штате лаборатории в 10 человек. «Мне самому предлагали создать лабораторию и даже бизнес в Европе, Китае, Индии, — вспоминает основатель «Унихимтека». — Но мне было уже за сорок, уезжать не хотелось. Моим коллегам, ныне профессорам Игорю Годунову и Сергею Ионову, тоже. И мы решили попытаться зарабатывать деньги в России».

 

К тому времени ученые имели около 30 авторских свидетельств. Виктор Авдеев уговорил ректора МГУ учредить на базе лаборатории малое государственное предприятие «Унихимтек». В 1992 году оно было преобразовано в АОЗТ, акции распределили между руководством, сотрудниками и университетом. Первой коммерческой продукцией стала графитовая фольга. «Унихимтек» предложил энергетикам использовать ее вместо традиционного асбеста. Большая часть аварий на электростанциях происходит из-за разгерметизаций, поэтому рынок энергетики был выбран как ключевой для компании.

На переговорах химики учились бизнесу. Выяснилось, что материалы, даже уникальные, сами по себе никому не нужны. Спрос есть на решения конкретных проблем. Так, совместно с энергетиками «Унихимтек» создавал свой ассортимент. «Мосэнерго», «Кировэнерго», «Челябэнерго» и «Тюменьэнерго» согласились даже приобрести доли в «Унихимтеке» (контрольным пакетом владели Авдеев, Годунов и Ионов). Все доходы шли на исследования и развитие производства.

 

Чуть смущаясь, Авдеев рассказывает: начиналось все с гаражей и подвалов.

Оборудование проектировалось под ограниченное пространство. Два помещения арендовали на московских ТЭЦ. К 1997 году, когда выручка «Унихимтека» достигла $5 млн, производство размещалось на восьми площадках, крупнейшей из которых был ангар площадью 600 кв. м в промзоне Очаково.

Ученых-предпринимателей такое положение не устраивало. В подмосковном Климовске Авдеев присмотрел здание,  принадлежащее «Конструкторскому бюро точного машиностроения» — военному предприятию, для которого 15 000 кв. м оказались лишними. «Унихимтек» арендовал и подремонтировал часть пустовавшего корпуса. Переговоры по выкупу всего здания затянулись на пять лет. Впрочем, деньги для сделки требовалось еще найти или заработать.

 

Нажмите на картинку для увеличения масштаба

Банковские кредиты были «Унихимтеку» недоступны — нечего предложить в залог. Постепенно Авдеев выстроил свою схему финансирования бизнеса. Прибыль вкладывалась в производственные мощности и расширение продуктовой линейки. Исследования по новым идеям проводились на гранты Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Если перспективность идеи подтверждалась, «Унихимтек» обращался в Российский фонд технологического развития, который выдает целевые беззалоговые кредиты с нулевой ставкой. Пять раз компании удавалось получить займы в РФТР. На помощь акционеров-энергетиков рассчитывать уже не приходилось. РАО «ЕЭС России» начали готовить к реформированию, энергокомпании избавлялись от непрофильных активов. Основателям «Унихимтека» пришлось выкупить доли «Мосэнерго» и других партнеров. Выручка компании, несмотря на рост, по-прежнему была невелика — около $8 млн в 2002 году. «И тут нам повезло», — вспоминает Виктор Авдеев.

Минпромнауки России объявило конкурс инновационных проектов государственного значения. Победителям обещали субсидии на «цикл работ от создания перспективного продукта до освоения промышленного производства». «Унихимтек» подал заявку. Авдеев уверяет: он знать не знал, что в экспертную комиссию входит Борис Литвак — директор департамента инвестиций ТНК-ВР. Среди клиентов «Унихимтека» был Рязанский НПЗ, принадлежавший ТНК-ВР, — там компания выполнила заказ на герметизацию оборудования фенольного цеха, устранив так называемое допустимое прокапывание. Благодаря голосу Литвака и отзывам энергетиков «Унихимтек» вышел в финал и получил 400 млн рублей. Правда, не сразу, а в течение четырех лет.

«Исполнитель: ЗАО «Унихимтек». Разработана технология, и освоено серийное производство уплотнительных и огнезащитных материалов нового поколения, — докладывал министр образования и науки Андрей Фурсенко в декабре 2006 года на заседании правительства. — Данные материалы используются в атомной и тепловой энергетике, на железнодорожном транспорте, в транспортном машиностроении, авиакосмической и нефтегазовой отраслях, химической промышленности, в жилищно-коммунальном хозяйстве».

Виктор Авдеев признает: если бы не конкурс, его компания еще долго росла бы из малого предприятия в среднее.

 

На 400 млн рублей субсидии нашлось столько же частных инвестиций (имена инвесторов гендиректор «Унихимтека» не раскрывает). Здание в Климовске было куплено, оборудовано. Объем производства за четыре года увеличился пятикратно.  Планируя расширение, Авдеев задумался об исследовательской базе. Собственных сил компании не хватало. В 2003 году при МГУ появилось ЗАО «ИНУМиТ» — «Институт новых углеродных материалов и технологий» (61% акций у «Унихимтека», 26% — у МГУ, остальные — у РФТР и Фонда содействия развитию малых форм предприятий). Сейчас в штате «ИНУМиТ» свыше 60 сотрудников, каждый третий — кандидат либо доктор наук. Годовая выручка — 100–120 млн рублей. На учредителя приходится не более 30% суммы контрактов, заключенных институтом. Работа по сторонним заказам, по словам Авдеева, не только приносит доход, но и позволяет поддерживать «критическую массу специалистов разных областей знаний».

Он доволен тем, что «Унихимтек» связал фундаментальность с утилитарностью. Взять, к примеру, уплотнительный профиль для металлических дверей. Материал — из сферы космических технологий. Способен на четыре часа защитить помещение от проникновения продуктов горения. Аналогичные материалы закупают производители лифтов. «Мы выбрали «Унихимтек» в качестве поставщика после успешных испытаний дверей шахты на огнестойкость», — поясняют в отделе снабжения Карачаровского механического завода (группа  «Промсвязькапитал»). Металлические муфты с термографитовым вкладышем внутри позволяют строителям использовать в домах пластиковые канализационные трубы вместо чугунных. В случае пожара вкладыш разбухает от нагревания, муфта перекрывает трубу, и огонь дальше не распространяется. Новинка от «Унихимтека» — теплопроводящие графитовые панели для радиаторов отопления и систем кондиционирования (крепить можно хоть на потолок, потребляют вдвое меньше энергии, чем металлические). Заказчик  — финская компания Itula, крупный производитель таких устройств.

Но о потребностях неземного порядка в «Унихимтеке» не забывают. Для авиационной корпорации «Рубин» в «ИНУМиТ» разработали технологию производства тормозных дисков для самолетов на основе углеродного композита. Для «Объединенной авиастроительной корпорации» — высокопрочные композиционные материалы (углеродное волокно с полимерными связующими), пригодные для производства различных частей корпуса и крыльев самолета. «Команда Авдеева умеет быстро создавать нестандартные материалы и изделия, — комментирует Леонид Комм, вице-президент ОАК по программам и инновациям. — По некоторым направлениям его разработки помогут отказаться от закупок аналогичной продукции по импорту для построенного недавно завода в Ульяновске».

«Унихимтек» теперь — это три предприятия (в Климовске, Кирово-Чепецке, Челябинске), 700 сотрудников, 35 000 наименований продукции. Годовой оборот — свыше 2 млрд рублей.  Группа кредитуется в Сбербанке, Абсолют Банке, Райффайзенбанке. В собственности у нее около 200 патентов. Виктор Авдеев говорит, что освоена (доведена до уровня технологии или конечного продукта) примерно четверть изобретений. «Перспективы очевидны, — замечает профессор-предприниматель. — Главное — помнить: задача не в создании новых материалов, а в решении проблем заказчика с их помощью. Я своим студентам объясняю: если вы работаете над какой-то идеей, то должны понимать, кто ее купит. Фундаментальность научного результата от этого не уменьшится, и вы будете знать, кто вам заплатит за возможность заниматься наукой».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+