К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Баскетбольная утопия: способна ли команда НБА стать драйвером развития города

Фото Diomedia
Фото Diomedia
Владелец клуба НБА Kings Вивек Ранадиве хочет превратить американский Сакраменто в «город XXI века». Как в основе его амбициозного плана оказалась спортивная команда?

Вивек Ранадиве решил сначала расположиться в своем скромном офисе в тренировочном центре баскетбольной команды Sacramento Kings, базирующейся в столице штата Калифорния Сакраменто. Но потом передумал. «Пошли лучше на площадку. У меня там сын тренируется».

Усевшись в пластиковое кресло на трибуне вокруг площадки, где его 26-летний сын тренировал броски в прыжке, новый владелец Kings расслабился, улыбнулся и стал говорить чуть громче — удары мяча заглушали его тихий голос.

И вдруг как бы между делом бросил: миллиард долларов, который он с партнерами вложил в Sacramento Kings, «станет одной из лучших инвестиций десятилетия».

 

Это вы о себе и ваших партнерах? «Нет, вообще лучшей, для всех».

Итак, совершим экскурс в жизнь 56-летнего Вивека Ранадиве. Он окончил Массачусетский технологический институт и Гарвардскую бизнес-школу, сколотил состояние в Кремниевой долине, вложившись в создание системы обработки информации для Уолл-стрит (основал компанию Tibco, принадлежащая ему доля сегодня оценивается более чем в $150 млн). Позднее его инновационные мысли насчет того, как правильно играть в баскетбол, чуть не сделали крохотную команду, в которой играла его 12-летняя дочь, лидером национального чемпионата — к изумлению куда более опытных и искусных соперников (эта история — осовремененная легенда о Давиде и Голиафе — была в 2009 году изложена в журнале New Yorker). Его первый набег на НБА принес успех: за три года стоимость небольшой доли (менее 10%) в Golden State Warriors почти удвоилась, поскольку оценка команды выросла с $450 млн до $800 млн. Свою долю в Warriors Ранадиве продал, купив Kings.

 

«Он не просто мыслит нестандартно, он вообще не признает никаких правил, — говорит Кевин Мейни, соавтор Ранадиве по книге The Two-Second Advantage («Преимущество в две секунды»). — Его правило: забыть о том, как это делалось всегда, и придумать, как это лучше сделать, если бы не было никаких правил».

Тем не менее все, что когда-либо делал Ранадиве, не идет ни в какое сравнение с тем, что он задумал сейчас. Купив Kings в июне прошлого года, он оставил команду в Сакраменто. «Сейчас мы строим город XXI века, — говорит он без тени сомнения или иронии. — Идея восходит к Древнему Риму, где город строили вокруг Колизея». Городу будет принадлежать новый стадион Sacramento Kings, а группа Kings будет застраивать прилежащий район, давая толчок развитию города.

Затея Ранадиве основана на модели «если-мы-построим-они-придут», которую часто используют, но далеко не всегда с успехом. На этот раз речь идет о Сан-Франциско. Если поднимутся цены в районе Залива, это вызовет миграцию на восток и создаст спрос в Сакраменто. «Здесь сосредоточены пищевая промышленность и объекты здравоохранения, а Сан-Франциско стал слишком дорог», — говорит он, намекая голосом на то, что многие здесь любят акцентировать: Сакраменто — это не Сан-Франциско. Что касается стадиона, то городу еще только предстоит утвердить его финансирование. Но это его не беспокоит. «Нет ничего интересного в том, чтобы прийти туда, где уже есть что-то крупное, — говорит он. — Интересно самому сделать что-то крупное».

 

Конечно, любой сведущий в спорте экономист скажет, что надо быть как минимум вторым Робертом Мозесом, чтобы все это осуществить. Столица Калифорнии — еще тот аутсайдер!

В Сакраменто мало корпоративных денег, это вам не Кремниевая долина. Безработица составляет 8%, и в госсекторе занято больше людей, чем в частном. Примерно 20% офисных площадей ждут арендаторов, и пока непонятно, кто будет жить в городе будущего, который собирается строить Ранадиве.

И все же у его идеи есть сторонники. Он и его партнеры — CEO Qualcomm Пол Джейкобс, бывший менеджер Facebook Крис Келли, основатель фитнес-клубов 24-Hour Fitness Марк Мастров и бывшая звезда НБА Шакил О’Нил — за $348 млн купили 65% Kings у бывших владельцев Джо и Гэвина Малуфов; исходя из этой суммы, команда оценивалась в $534 млн (человек, близкий к сделке, говорит, что 43% денег партнеры взяли взаймы). Впоследствии они увеличили свою долю до 72%, докупив акции у обанкротившегося местного девелопера Боба Кука.

Они также вложили $190 млн в строительство городского стадиона (общей стоимостью $448 млн), который должен открыться в 2016 году. И еще есть обременение: инвестиции размером $500 млн в  девелоперский проект в районе стадиона, который включает возведение офисов, магазинов, кондоминиумов и ресторанов. Этот миллиард (в совокупности) стал убедительным аргументом для совета управляющих НБА, который одобрил сделку, заблокировав продажу команды другой группе бизнесменов — CEO Microsoft Стиву Балмеру и инвестору Крису Хансену, которые хотели перевезти команду в Сиэтл.

В решении совета сыграла свою роль и готовность Ранадиве отказаться от денег НБА, и его поддержка мэра Сакраменто Кевина Джонсона, бывшей звезды НБА, игрока Phoenix Suns, — он, как все политики, не хотел прослыть парнем, при котором город лишился своей баскетбольной команды. Джонсон лично помогал Ранадиве нанимать персонал и заключать инвестиционную сделку со стадионом. «Это была сложная задача, — комментирует он. — Нас там не ждали».

 

Сейчас партнеры в самом начале игры: финансово неустойчивые Kings, которые с 2006 года ни разу не попали в плей-офф, не тянут на роль «паровоза» развития города.

Эта команда была создана в Рочестере, штат Нью-Йорк, в 1948 году и несколько раз меняла «прописку» — в Цинциннати, Канзас-Сити и Омахе, пока наконец в 1985 году не обосновалась в Сакраменто. После подъема 2000-х, когда Kings одержали серию внушительных побед и привлекли целый ряд талантливых игроков, таких как Крис Вебер, Майк Бибби и Педжа Стоякович, дела в команде складывались не лучшим образом. Семья Малуф несла убытки в других своих бизнесах и сокращала выплаты спортсменам, ослабляя команду и, соответственно, сокращая число болельщиков. В 2012–2013 годах аудитория матчей Kings сократилась до минимума в лиге — в среднем 13 700 на игру. Поползли слухи о том, что команда переедет в Вирджинию-Бич или в Анахайм. А уж переезд в Сиэтл и вовсе считался делом решенным, но тут возник белый рыцарь — Ранадиве.

Получив контроль, Ранадиве включился в проект с присущей ему верой, что найдется неожиданное решение для всех проблем, над которыми уже многие бились. На площадке новые камеры, компьютеры, базы данных обновят игру, как это уже произошло в бейсболе и футболе. За площадкой его команда стала первой, кто начал принимать в оплату модную кибервалюту — биткойны. Приложения, разработанные совместно с Qualcomm, поставляют беспрецедентные данные о клиентах — где они живут, что едят, на что тратят деньги. «Если сравнить с казино, то это как если бы мы знали, что человек только что трижды проиграл в «очко», и послали ему официанта с выпивкой, — говорит президент клуба Крис Грэнгер. — Мы можем очень точно сфокусироваться».

 

Пока новые владельцы команды ждут одобрения сделки, касающейся стадиона, они занимаются мелочевкой. Пытаются соединить спонсоров с фанатами, которые теперь могут подписаться на услуги здравоохранения от Kaiser Permanente, официального провайдера медуслуг для Kings. В начале сезона 10% от стоимости проданных на матчи билетов отчисляется на местную благотворительность. И несмотря на не очень удачный старт команды в январе, болельщики, кажется, поддерживают новых владельцев. Команда уже продала 5000 абонементов на новый сезон, аудитория матчей выросла на 17% и составляет 16 000 человек на игру.

Все аналитики сходятся в том, что Ранадиве предстоит еще много работы, прежде чем он сможет зафиксировать прибыль. Город будущего? Пожелаем ему удачи. Она ему, похоже, пригодится.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+