К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как группа QIWI поточным методом выращивает идеи внутри компании

Как группа QIWI поточным методом выращивает идеи внутри компании

Получив по Skype или по почте видеоролик от президента группы QIWI Андрея Романенко, его подчиненные уже не удивляются. «Так проще фиксировать идеи: увидел что-то — снял, мысли наговорил, и ничего писать не надо. Все в компании тоже взяли на вооружение», — говорит Романенко.

Одна из последних его идей для развития бизнеса крупнейшей в мире компании по приему моментальных платежей — авторизация в системе QIWI Кошелек с аккаунтов в соцсетях, что позволяет подтянуть туда друзей с соцсети и обмениваться с ними электронными деньгами. В мае с подачи одного из сотрудников QIWI запустила новую схему перевода денег между пользователями для владельцев айфонов — для перевода достаточно стукнуть два гаджета друг об друга (технология Bump) и подтвердить согласие на транзакцию.

Целенаправленная работа с идеями, которые могут быть полезны для компании, началась, когда Романенко заметил, что поступает слишком много предложений от сотрудников (1500 человек), поставщиков услуг (2500 в России, 1500 за рубежом), агентов, которые устанавливают терминалы (более 300 000 точек по всему миру). «Это все можно назвать экосистемой QIWI. Компания известная, большая, $12 млрд оборота. Поэтому к нам приходит много людей, предлагая разные проекты внутри QIWI, около QIWI или за деньги», — говорит Романенко.

 

Выходят на любого сотрудника, к кому нашли доступ. Десятки идей приходят ему в личную почту — если идея зажгла, Романенко может назначить встречу или состыковать с ключевыми по данному направлению сотрудниками (если идея хороша, но не вписывается в бизнес QIWI, Романенко отправляет ее в фонд AddVenture или выступает частным инвестором).

В какой-то момент поток предложений стал настолько велик, что Романенко решил создать в компании отдел развития. С 2008 года этот отдел собирает и прорабатывает все предложения, поступившие в компанию: есть ли мировые аналоги, какие были сделки, аудитория, перспективы и т. д. Самые дельные — по 20–30 в месяц — включают в презентацию для правления. Пять входящих в него человек, принимая в расчет четыре критерия с разными весами, дают оценки каждой идее, на их основании принимается решение о том, делать проект или нет. Предпочтительнее, например, если инициатор идеи готов сам заниматься ее развитием и предлагает не покупку доли в своем стартапе, а проведение допэмиссии — значит, хочет вкладывать в развитие.

 

Дальнейшую схему работы с идеями отладили как конвейер. Если идея одобрена, создается рабочая группа по проекту. Менеджером чаще всего становится тот, кто принес идею, либо специально нанятый человек. Он сам набирает себе команду. В рабочую группу входят специалисты QIWI из функциональных подразделений: «командированный» в нее юрист оценивает риски и легитимность, финансист пишет бизнес-план, IT-специалист — схему транзакций. Срок проработки зависит от сложности проекта. За ходом любого проекта можно следить онлайн. Если команда меняется — все ходы записаны, новых людей легко ввести в курс дела. Поскольку проекты так или иначе связаны с технологиями, после запуска проект передают в IT-службу с четким описанием всех процедур: кто проект поддерживает, кто контролирует.

Все идеи можно разделить на четыре группы. B2B-проекты рассчитаны на повышение выручки с точки. Пример — услуга по продаже авиа и ж/д билетов через терминалы, которой пользуются около 100 000 человек в год (при средней цене билета $200 сервис позволяет собирать около $20 млн). Идею торговать электронными билетами принес полтора года назад один из сотрудников (в QIWI креативность стимулируют материально). Были сомнения, будет ли услуга востребована. Но, убедив авиакомпании попробовать, не прогадали.

К B2C-проектам относится все, что дает дополнительные возможности пользователям. Например, геолокационный сервис AlterGeo предложил QIWI позиционировать точки продаж в своем приложении — любой пользователь, зайдя в него с мобильного устройства, может увидеть, где ближайшие к нему терминалы. Такой сервис сделали и на портале QIWI Кошелек — партнеры из AlterGeo помогли позиционировать все точки и наложить на карту.

 

В последнее время в компанию поступает все больше идей, связанных с монетизацией портала, куда ежедневно заходят для работы со своими счетами 1,5 млн человек — сейчас, например, QIWI занимается реализацией крупного кобрендингового проекта.

Интересны и идеи по развитию банка (в прошлом году QIWI приобрела у одного из своих акционеров «1 Процессинговый банк», переименованный в QIWI-банк). Один из последних реализованных проектов — привязка карты QIWI Visa Virtual, которой можно расплачиваться в интернете, не засвечивая свою банковскую карту, к балансу виртуального кошелька: теперь не надо отдельно переводить деньги со счета на карту.

«Идей столько, что наши 350 программистов перегружены. Я бы еще столько же нанял, если бы на рынке были такие же толковые», — говорит Романенко. Объем вложений не ограничен. Пока все проекты укладывались в сумму $0,5-5 млн. Но, говорит Романенко, сейчас в стадии проработки есть проект, на реализацию которого потребуется около $20 млн. Подробностей не раскрывает: «Никогда не надо рассказывать, что собираешься делать — форы перед конкурентами не будет».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+