К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Трудное золото

Трудное золото
ФСБ требует сурово наказать владельцев ювелирного холдинга «Алтын». Что не понравилось чекистам?

Москва, следственный изолятор Федеральной службы безопасности «Лефортово». Руководители ювелирного холдинга «Алтын» томятся здесь уже почти полтора года, но скоро сменят прописку. ФСБ закончила следствие, весной 70 томов отправятся в суд. Дело обещает стать самым громким процессом о золотой контрабанде — на скамью подсудимых вместе с мужем и тремя коллегами отправится знаменитая предпринимательница Антонина Бабосюк, совладелица «Алтына» и лицо его рекламной кампании.

Широкую известность Бабосюк получила в апреле 2009 года, когда некий Региональный общественный фонд «Наше тысячелетие» наградил бизнес-леди медалью «Человек тысячелетия». Факт получил мощное паблисити. Бабосюк не сходила со страниц популярных изданий и приветствовала москвичей с десятков уличных билбордов. Создавалось впечатление, что дела у хозяйки «Алтына» идут превосходно. Мало кто знал тогда, что параллельно развивается совсем другой сюжет.

Тремя месяцами ранее в Сладковском районе Тюменской области произошел эпизод, достойный сценария приключенческого фильма. По заснеженной дороге мчатся сани. Извозчик, местный житель Сергей Титенков, что есть силы нахлестывает лошадь, пытаясь улизнуть от «уазика» погранотряда. Тщетно. Пограничники догоняют экипаж и обнаруживают в повозке четыре чемодана, доверху набитых золотыми кольцами, браслетами и цепочками. Сначала Титенков заявляет преследователям, что золото не пересекало российско-казахстанскую границу — мол, он всего лишь перевозил 60 кг украшений из омского магазина «Алтын» в Москву, а по дороге заехал к родственникам. Но потом, по сведениям из органов, он все же признался, что перевозил контрабандный груз за вознаграждение в 40 000 рублей. ФСБ занялась «Алтыном».

 

Имиджевая кампания «человека тысячелетия» ничего не смогла изменить. Осенью триллер получил продолжение. Утром 7 октября в дверь квартиры на столичной Остоженке, где проживала Антонина Бабосюк вместе с мужем, также совладельцем «Алтына» Владимиром Феньковым, позвонили чекисты. А в это время флагманский магазин «Алтына» на Кузнецком Мосту уже штурмовал спецназ ФСБ. Все было как в кино: звон разбитых витрин, автоматчики в масках, крики перепуганных продавцов. Одновременно обыски прошли в других магазинах сети в Москве, Санкт-Петербурге и Омске. «Нас брали как бандформирование, которое оказывает сопротивление», — недоумевает Феньков. Свои ответы на вопросы Forbes он прислал из изолятора в Лефортове.

Членам «банды пятерых» — а ФСБ обвиняет руководителей «Алтына» не только в контрабанде, но и в организации преступного сообщества — грозит теперь до 15 лет лишения свободы.

 

Сплоченная команда

Пятеро подозреваемых топ-менеджеров — люди очень разные. Объединяет их умение слаженно работать друг с другом. Каждый сыграл в истории холдинга значительную роль.

Владимир Феньков. Он, собственно, и основал компанию в Киргизии, где жил в начале 1990-х. Вместе со своей сестрой Натальей Хайбулиной и другом Александром Мамонтовым Феньков в 1990 году выкупил квартиру на первом этаже дома в центре Бишкека и открыл в ней ювелирный магазин. Над названием голову не ломали: «алтын» по-киргизски — «золото». Год назад, когда от империи Фенькова — Бабосюк в России остался только один осколок, салон на Старом Арбате, его от греха подальше переименовали в «ЗУМ» — «Золотой универсальный магазин». Управляет салоном Наталья Хайбулина.

Антонина Бабосюк. Самая известная участница команды «Алтына» в компании не с первого дня. Она пришла к Фенькову в продавцы, когда два отца-основателя уже разругались и поделили торговые площади: в одной половине магазинчика Феньков продолжил торговать золотом, в другой Мамонтов продавал пневматические пистолеты, ножи, охотничью амуницию (по словам Бабосюк, сотрудничество зашло в тупик и Феньков расстался с компаньонами, выплатив им солидное выходное пособие). «Антонина раньше с лотков книжками торговала. В очках, рыженькая, совсем не такая, как сейчас», — вспоминают бишкекские знакомые Бабосюк. В 1995 году она окончила геофак Киргизского госуниверситета, защитив диплом на тему разработки золоторудного месторождения Джеруй. В «Алтыне» она быстро сделала карьеру — стала администратором, а заодно устроила личную жизнь. Выйдя замуж за Фенькова, Бабосюк стала его основным партнером по ювелирному бизнесу. Сама она считает такой поворот судьбы неслучайным: среди ее предков были золотодобытчики, а семью ее деда в тридцатых годах раскулачили и выслали в  Сибирь.

 

Валентина Шадрина. Вместе с пятью родственниками учредила в Пермском крае торговую компанию «Анастасия» (данные СПАРК), занималась коммерцией, но затем перешла в «Алтын», возглавив в 2007 году омский магазин холдинга. Шадрина провела в Лефортовском СИЗО всего три месяца — в январе 2010 года следствие отпустило ее под подписку о невыезде. Почему? Источники в холдинге называют две версии. Согласно одной, Шадрина практически не имела отношения к подозрительным поставкам золотых изделий из-за рубежа. По другой — она активно сотрудничала со следствием, чем и заслужила возможность выйти на свободу до суда. Сама Шадрина для прессы недоступна.

Владимир Суховеев. С Феньковым был знаком еще по Бишкеку — в магазине «Алтын» у Суховеева находился обменный пункт. Переехав в Омск, Суховеев предложил Фенькову открыть там ювелирный магазин. В марте 2004 года в Омске было зарегистрировано ООО «Ювелирный центр Алтын». Супруга Владимира Суховеева Наталья возглавляла омский магазин до того, как туда пришла Шадрина (после развода с мужем в 2009 году она стала личным помощником Антонины Бабосюк в питерском отделении холдинга). По версии следствия, именно Суховеев играл ключевую роль в поставках зарубежных изделий для «Алтына». В самом холдинге, однако, подозревают, что в последние годы, являясь сотрудником омского «Алтына», Суховеев активно работал на себя и на конкурентов.

Елтуган Джапаров. Начальник службы безопасности холдинга, гражданин Киргизии, бывший сотрудник МВД республики, полковник. О нем известно немного. Рассказывают такой эпизод: когда на питерском заводе компании начался обыск, Джапаров немедленно приказал демонтировать сервер и вывезти его на машине с территории завода. Но было поздно.

До «знакомства» с ФСБ сплоченная команда семейного ювелирного холдинга успела завоевать лидерские позиции на рынках трех стран СНГ: Киргизии, Казахстана и России.

Золото в Киргизии

С самого начала дела «Алтына» в столице Киргизии пошли в гору. «В то время золото было в дефиците, и они очень хорошо стали подниматься», — вспоминает о первых успехах компании Фенькова — Бабосюк опытный бишкекский ювелир Абай (имя по его просьбе изменено).

 

Во времена СССР Киргизия, Казахстан, Таджикистан не имели своей ювелирной промышленности. В республики поступали украшения с ювелирных заводов России. Но в начале 1990-х изменились правила игры: для вывоза украшений из России в страны СНГ надо было получить экспортную лицензию, а оплачивать поставки только в валюте. Легальный импорт свернулся, а спрос на золото в нестабильные 1990-е был очень высок.

В середине 1990-х «Алтын» представлял собой типичный семейный бизнес. По документам предприниматель Феньков сдавал площади магазина своей жене и давал ей золотые изделия на реализацию. Золото в «Алтын» поставляли давальцы, холдинг Фенькова работал за комиссию. Позже аналогичная схема работы будет использована и в Казахстане, и в России. Самые крупные поставщики «Алтына» были из соседнего Казахстана. Чтобы привлечь покупателей, «Алтын» развернул широкомасштабную рекламную кампанию. В Бишкеке наставили билбордов, по радио и телеканалам крутили ролики: «Магазин «Алтын» — золото, а не магазин». За этот слоган местный рекламщик Олег Хорошевский получил от руководства компании в подарок золотую печатку. «На рекламу они уже тогда денег не жалели», — ностальгически вспоминает Олег.

В 1996 году Феньков открыл ювелирный завод. Под производство он арендовал пустующий цех обувной фабрики «Чолпон». Директором завода назначил ветерана труда Петра Степанова, деда Антонины Бабосюк. «Они были далеки от ювелирного производства, но старались приглашать специалистов, — рассказывает Абай. — Купили итальянскую литейку, привезли закрепщиков из Германии крепить камни». Завод, где работало несколько сотен сотрудников, выпускал обручальные кольца, цепи, серьги.

По словам киргизского ювелира, именно Феньков на государственном уровне пролоббировал создание в Киргизии Пробирной палаты и даже дал денег на покупку оборудования. Позже Пробирная палата неоднократно проверяла золото «Алтына». «Приходили, смотрели в лупу и уходили довольные», — говорит Абай.

 

В Россию через Казахстан

В начале 2000-х Феньков решил переводить дела в Россию. «Бизнес в России был более цивилизованным, чем в других постсоветских республиках. Нам казалось, здесь нам будет работать проще»,— рассказывает теперь бизнесмен, сидя в камере Лефортово.

На пути «Алтына» на север лежал Казахстан — в 2004 году в республике появились первые магазины. «В Алматы «Алтын» произвел фурор — таких очередей в канун праздников не знавали и продуктовые магазины!» — вспоминает местный тележурналист Алексей Буряк. Казахские ювелиры насторожились: «Алтын» обрушил на покупателей агрессивную рекламную кампанию, обещая фантастические скидки 50–70% на золото — товар, который, как считается, с каждым годом только дорожает. «Ювелирные изделия низводились до стирального порошка, маргарина!»— негодует почетный председатель Казахстанской ассоциации ювелирного бизнеса (КАЮБ) Ильяс Сулейменов.

Сулейменов познакомился с Феньковым в 2004 году на выставке «Ару» (КазЭкспо). «Мы тогда высказали ему замечания по поводу некорректного поведения «Алтына» на рынке», — вспоминает он. В ответ Феньков заявил, что казахским ювелирам «Алтын» не помеха: они ориентируются не на элиту и средний класс, а на людей, падких на дешевизну, которых не волнует качество. «У меня от этого разговора осталось двоякое впечатление, — рассказывает Сулейменов. — С одной стороны, очень грамотный и креативный маркетолог, психолог и социолог; с другой — человек, не слишком обремененный моралью».

В России первый магазин «Алтын» появился летом 2003 года на Старом Арбате. Маркетинговая политика была такой же агрессивной, как в Казахстане. Московский ювелир Альберт Генералов вспоминает, что «Алтын» первым в своей отрасли выпустил на улицу зазывал, которые совали прохожим буклеты и приглашали зайти за покупками. «В другие магазины покупатели заходят как в музей, посмотреть, а в «Алтыне» всегда стояла очередь», — говорит Генералов.

 

Бизнес быстро рос: облицованные мрамором и зеркалами салоны открывались в Москве, Санкт-Петербурге и Омске. И везде массированная реклама, зазывалы, подарочные сертификаты и скидки. «Мы были первыми, кто на информационном поле позиционировал ювелирные украшения как товар массового потребления», — объясняет Антонина Бабосюк через своих адвокатов.

Фантастические скидки на самом деле были маркетинговым трюком: стоимость украшения поднималась, к примеру, на 200%, а потом на него объявлялась скидка 60–70%. При этом грамм золота стоил практически столько же, сколько в соседних магазинах. «Алтын» был создан для покупателей, которые хотят купить украшения дешевле золота», — замечает гендиректор торгового дома «Эстет» Андрей Панферов.

Под вывеской «Алтына» работало с десяток мелких компаний. Две из них, к примеру, арендовали торговые площади на Старом Арбате, три — на Большой Садовой. У каждой фирмы были свои счета, директора, своя бухгалтерия, но все они, как утверждают в ФСБ, были аффилированы и строго подчинены руководству «Алтына». Именно эти компании принимали украшения на реализацию у трех десятков комитентов: заводов-изготовителей, частных ювелиров, оптовиков-перекупщиков. По разным оценкам, доля давальческого золота на прилавках «Алтына» составляла около 10%. «Магазины устанавливали наценку порядка 45–50% (в соседних магазинах 60–70%). Продавали хорошо, деньги возвращали вовремя в течение месяца», — подтверждает поставщик ювелирных изделий «Алтына» Владимир Тимошин.

Насколько крупным был бизнес Фенькова и Бабосюк? В то время в России насчитывалось около 20 000 ювелирных магазинов, а у «Алтына» было всего шесть крупных салонов. Для сравнения: «Ювелирная сеть 585» насчитывала 415 магазинов, «Адамас» и «Алмаз-Холдинг» имели примерно по 170 салонов. Тем не менее, по утверждению партнеров холдинга, на «Алтын» приходилось порядка 30% всего продаваемого золота в Питере и Москве. По словам экспертов, в разы меньше. Проверить это утверждение практически невозможно: «Алтын» не раскрывал своих показателей, не входил в Гильдию ювелиров России. «Алтын» раздражал многих — своей рекламой, скидками, своей позицией — что они сами по себе», — признается топ-менеджер крупной ювелирной компании. В противовес Гильдии ювелиров России Феньков и Бабосюк создали в августе 2009 года свой альтернативный «Союз ювелиров».

 

У «Алтына» были амбициозные планы — холдинг планировал выйти на одну из самых престижных мировых площадок ювелирной торговли Mall of Arabia в Дубае. В сентябре 2009 года было зарегистрировано российско-германское ООО «Часовой завод «Алтын». Компания должна была выпускать золотые часы, которые бы продавались через сеть «Алтына». Для закупки оборудования активно привлекались кредиты, в том числе у частных лиц. Непогашенная сумма, по неофициальным оценкам, составляет порядка €90 млн; в самом «Алтыне», впрочем, это не комментируют.

К октябрю 2009 года, то есть к моменту арестов, у «Алтына» было два ювелирных производства — в Бишкеке и Санкт-Петербурге, шесть салонов в России, восемь — в Казахстане, три — в Киргизии и один в ОАЭ. А затем, как говорит Феньков, «холдинг разгромили».

Кто прикрывал «Алтын»

По версии следствия, в 2005–2006 годах Антонина Бабосюк и Владимир Феньков, решив монополизировать ювелирную розницу в России, наводнили прилавки контрабандным золотом. Купленные в Турции, Италии, Китае и ОАЭ ювелирные изделия переправляли в Казахстан и Киргизию, а уже оттуда, минуя таможенный контроль, в Россию. Руководство холдинга обвиняют сейчас в контрабанде (ч. 4 ст. 188 УК РФ) и организации транснационального преступного сообщества (ст. 210 УК РФ), действовавшего на территории нескольких государств.

Подозрения в нарушении законов пали на «Алтын» еще в «киргизский период». В 1996 году налоговая полиция возбудила против Фенькова уголовное дело по статье «Уклонение от налогообложения», а бывший следователь налоговой полиции Богдан Плотников спустя несколько лет заявил в интервью, что уже в середине 1990-х на прилавки якобы поступало контрабандное золото из Казахстана, Эмиратов и Турции. Впрочем, доказательств у него не было и обвинение в контрабанде Фенькову не предъявляли.

 

Что касается налоговых претензий, то они рассыпались в суде — в 1997 году Свердловский райсуд Бишкека предпринимателя оправдал. По словам Фенькова, главным интересом органов следствия была конфискация золота: «Сколько тогда мы недосчитались, теперь уже неважно. Ну, хотели некоторые погреть руки под эгидой государства».

Не все гладко шло у «Алтына» и в Казахстане. В 2005 году компания хотела вступить в ассоциацию КАЮБ, но ее заявка была отклонена. Поводом, как вспоминает исполнительный директор КАЮБ Усманжан Исламов, послужил скандальный эпизод: в аэропорту Алма-Аты был задержан контрабандный груз из Дубая стоимостью около 10 млн тенге ($86 000) — ювелирные изделия и часы из золота. (Сейчас руководство холдинга заявляет, что «к  тому контрабандному золоту «Алтын» не имел никакого отношения, и никаких уголовных дел по контрабанде в Казахстане не было»). А еще раньше «Казахстанская правда» написала про неких теневиков из Киргизии, которые контрабандой ввозят десятки килограммов золотых изделий, подкупают чиновников и силовиков. «Владельцы «Алтына» успешно откупались от всех проверок, а позже, как и в Москве, обзавелись «крышей», — уверен Исламов.

Кто же прикрывал «Алтын»? СМИ выдвигали разные версии: в Казахстане холдинг якобы находился под покровительством экс-мэра Алма-Аты Виктора Храпунова (его жене принадлежали ювелирные салоны) и Тимура Кулибаева — зятя президента Казахстана. В Киргизии многие думали, что Феньков пользовался покровительством семьи президента Акаева, а потом — клана Бакиева, но сам предприниматель заявил, что никаких дел с правящими семьями в Киргизии не имел и давления с их стороны не испытывал и что у его «Алтына» и «КыргызАлтына» Максима Бакиева, сына экс-президента Киргизии, всего лишь похожие названия.

Несомненно, у Фенькова были свои люди на таможне и в правоохранительных органах. Но чтобы «Алтыну» помогали министры и президенты? «Такой железобетонной «крыши» не было, — уверяет информированный человек из окружения предпринимателя. — Вопросы разруливались по ситуации, были нужные связи, подарочками отделывались».

 

Разруливать становилось все сложнее. В июне 2009 года Владимир Путин, недовольный результатами борьбы с контрабандой, поинтересовался у силовиков: «Где посадки?» Ему было отчего занервничать: нелегальный импорт буквально заполонил ювелирный рынок. К примеру, в 2009 году российские ювелиры изготовили 72 т золотых украшений (27 млн штук), при этом в страну было легально ввезено 4 т импортных украшений, а нелегально — почти 40 т (данные Гильдии ювелиров России).

В Россию контрабандное золото идет из Арабских Эмиратов, Турции, Италии, Израиля, а в последнее время еще и из Китая. Это неслучайно: на Востоке дешевая рабочая сила, отлаженное производство и более благоприятные, чем в России, налоговые условия. В мусульманских странах, к примеру, есть только один обязательный налог «закят», составляющий 2–3% от оборота. В итоге золото оказывается очень дешевым. Чтобы оно осталось таким же и в России, его нужно «грамотно» ввезти.

На чем зарабатывают контрабандисты? При ввозе в Россию ювелиры платят ввозную пошлину 20%, НДС 18% — итого 38%, объясняет Ирина Алексеева из «Русской ювелирной сети». После этого грамм золота 333-й пробы, который в Турции стоит $17, дорожает примерно еще на $6,5. Контрабандный товар вдвое дешевле. В итоге даже крупные компании используют нелегальный импорт — готовые изделия или их части, например замочки на цепочки. Если работать полностью легально, уверяют специалисты крупных ювелирных компаний, прогоришь.

Контрабандный трафик «Алтына», по версии следователей ФСБ, выглядел так. В Стамбуле сотрудники компании скупали золотые украшения. Их переправляли в Киргизию, на завод в Бишкек, или в Казахстан. Поскольку Киргизия — член ВТО, даже за легально ввезенное турецкое золото надо заплатить всего 5% от стоимости партии. Тот, кто возит золото «вчерную», тратится только на взятки. Из Киргизии и Казахстана изделия перевозились в Россию. В деле «Алтына» фигурирует два эпизода контрабанды: в январе 2009 года в Тюменской области задержали сани незадачливого перевозчика Титенкова, а в апреле того же года в Омской области у другого курьера в машине нашли 20 кг золота.

 

«История с санями больше похожа на анекдот. Зачем «Алтыну» такие топорные схемы?» — недоумевают партнеры «Алтына». Действительно, есть более изящные варианты. Очень часто нелегальный импорт выдают за свой товар, легализуя через собственную мастерскую, объясняет независимый эксперт Владимир Тесленко. Заводы холдинга в Бишкеке и Санкт-Петербурге, считают в ФСБ, как раз и были «прикрытием» — перевалочной базой для легализации контрабанды. На украшения ставили клейма и бирки российских производителей и потом их продавали через магазины «Алтына». «Наших клиентов не обвиняют в подделке клейм, но в материалах дела это сквозит», — говорит представитель защиты ювелиров.

Один из главных вопросов, на которые предстоит ответить следствию: какова была доля контрабанды на прилавках «Алтына»? Для этого надо знать объемы «Алтына», но эти цифры всегда были закрытыми. По словам Владимира Фенькова, на заводе в Санкт-Петербурге только за последние два года было изготовлено более 2 т изделий. Следствие утверждает, что мощности завода не позволяли производить такое количество ювелирных украшений. «Эти 300 ювелиров на заводе могут сделать тонну золота легально, а еще пять завезти нелегально», — полагает Алексеева.

Однако ни Феньков, ни Бабосюк своей вины не признают и настаивают, чтобы их дело рассматривал суд присяжных.

Особый сигнал ювелирам

Почему «Алтын», если он занимался контрабандой, просуществовал так долго? В России компанию проверяли и раньше: ОБЭП, таможня, Пробирная палата. И ничего не обнаружили. «Менеджеры инструктировали продавцов: работайте спокойно, мы под Лужковым», — рассказывает один из партнеров «Алтына». Показательная история произошла с ювелиром Альбертом Генераловым. В 2006 году его вызвали на беседу в таможню. «Люди в костюмах от Brioni подробно расспрашивали про «Алтын» и происхождение товара», — рассказывает Генералов.

 

Сразу после ареста руководство холдинга заявило, что атака на «Алтын» — это рейдерский захват, организованный конкурентами. Сейчас Феньков и Бабосюк считают, что это была показательная акция: «И для этого выбрана была идеальная мишень — самая разрекламированная на информационном поле компания. Еще и с периферии, не жалко».

Половина ювелиров занималась отмыванием нелегального импорта через легальные заводы, неофициально подтверждает отраслевой эксперт. Возникает вопрос: почему внимание правоохранительных органов привлек именно «Алтын»? «Деятельность «Алтына» при всех нарушениях (которые, может быть, найдет следствие) в принципе ничем не отличалась от работы других ювелирных компаний. Значит, дело не в нарушениях. Ювелирам дали особый знак. Профессионалы его, без сомнения, поняли», — несколько туманно объясняет арестант Феньков. Но догадаться, что он имеет в виду, в принципе можно.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+