К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Зона риска: кто зарабатывает на поставках в СИЗО

Зона риска: кто зарабатывает на поставках в СИЗО
Снабжение следственных изоляторов продуктами и предметами первой необходимости оказалось прибыльным бизнесом, который профильное ведомство захотело курировать самостоятельно

В полшестого утра из ворот Перовской овощебазы на юго-востоке Москвы рабочие выкатывают несколько магазинных тележек, груженных продуктами. Ежедневно двести килограмм «скоропорта» отправляются на ближайшую свалку  —  продукты тут же разбирают бомжи. «Сразу после Нового года выбрасывали и по 400 кг», —  с тоской говорит Николай Моторный, создатель интернет-магазина «СизоМаг». Три склада на Перовской базе под завязку забиты товаром почти на 30 млн рублей: на стеллажах  лежат не только продукты, но и обогреватели, одеяла, бытовая химия, книги. До адресатов они так и не дойдут.

По российским законам, подсудимые и заключенные  имеют право получать разрешенные продукты с «воли», через родственников, или покупать их в торговых точках при СИЗО и колониях — в «тюрьмагах». В 2010 году Моторный запустил новую схему: начал снабжать арестантов всем необходимым через интернет-магазин «СизоМаг», заказать товары в котором могли как родственники арестантов, так и сами подсудимые с помощью мобильных терминалов в СИЗО.  Бизнес шел успешно: на начало 2014 года «СизоМаг» обслуживал 35 СИЗО и колоний в Москве, Подмосковье и Самарской области. Оборот компаний, входящих в проект Sizomag, составлял около 350 млн рублей. Весь объем рынка интернет-торговли с системой ФСИН Моторный оценивает в 100 млрд рублей. Ведомство внакладе не осталось: за передачу посылок адресатам тюремщики получали комиссию 18% – в 2013 году в бюджет было перечислено более 50 млн рублей. Но с начала 2015 года бизнес у Моторного кончился: ФСИН разорвал контракты, оплаченные посылки в СИЗО не пропустили. Теперь снабжением занимается структура ФСИН — ФГУП «Калужское», его возглавляет бывший бизнес-партнер заместителя директора ФСИН Олега Коршунова.

 От «тюрьмага» к интернет-магазину

«Это была самая настоящая клоака: чудовищная грязь, толкотня, запах пота смешивался с запахом колбасы, все продукты резалось одним ножом – и мыло, и сыр (при досмотре обычно продукты разрезаются, сигареты ломаются)», — вспоминает Николай Моторный свои первые впечатления от визита в комнату передач столичного изолятора Бутырка. В СИЗО Моторный, выпускник театрального вуза, оказался не случайно — в 2006 году он работал экспедитором в компании, которая доставляла продукты арестантам.

 

Снабжение тюрем всегда было полукриминальным бизнесом. Пока родственники арестантов толкались в очередях, чтобы передать посылку, тюремщики зарабатывали на проносе: нелегальная доставка с воли курицы гриль стоила 500 рублей, пачки сигарет — 200 рублей. “Приходилось со всей камеры собирать $500, чтобы оплатить “ноги” — сотрудника СИЗО, готового пронести сумку с продуктами без досмотра”, — рассказывает Forbes один из бывших арестантов Коломенского СИЗО.

Моторный придумал, как разгрузить бюро передач и сделать для арестантов открытый и удобный сервис. С идей интернет-магазина он пришел к руководству столичного управления ФСИН, но его, мягко говоря, не поняли. Несколько лет он слышал отказы. Но после смерти юриста Сергея Магнитского тюремное начальство решилось на либеральные эксперименты. На очередную просьбу Моторного дать хотя бы один изолятор: «Мы покажем, как это работает» — ему ответили: «Берите все!» 

 

«СизоМаг» он запустил в апреле 2010 года. «Первые месяцы мы возили в изоляторы по два-три заказа, народ - родственники и сами арестанты — в это дело не верил»,  вспоминает Моторный. Тогда возле каждого изолятора он поставил консультантов  студентов, которые рассказывали о новом сервисе и раздавали календарики. Реклама сработала: через полгода уже доходило до 700 заказов в день.

Если в ассортименте тюремных ларьков было 50-70 наименований, то у Моторного – около 600: продукты, одеяла, средства для мытья посуды, туалетная бумага, книги, журналы.

С каждым новым товаром ехали в СЭС и к начальнику изолятора, каждый сам решал, разрешить или нет то же одеяло, подушку или фумигатор – в некоторых СИЗО их до сих пор невозможно купить. «Конечно, никто бы не дал Моторному просто так поставить свое оборудование – у нас же режимный объект, а не санаторий, — вспоминает источник во ФСИН. — Все, что он покупал, — километры проводов, компьютеры и оргтехнику, холодильное оборудование, гриль-автоматы, разработку ПО, терминалы и т. п. — ставилось на баланс учреждений».

 

Четыре года спустя интернет-магазин обслуживал уже 35 СИЗО и колоний в Москве, Подмосковье и Самарской области. Ежедневно только в Москве Sizomag обрабатывал около 550 заказов от арестантов и их родственников на доставку продуктов, горячих обедов, кошерных и халяльных блюд. Средний чек — 2300 рублей.

Сделать заказ можно было на сайте интернет-магазина или через специальный терминал, установленный в СИЗО. В Москве у «СизоМага» было четыре склада, где шла «сборка» — формирование посылок и 18 автомашин для доставки. Каждая посылка пломбировалась.  «За то, что внутри, отвечали своим бизнесом. Никаких запрещенных предметов, ни стеклянной посуды, ни железных банок», — говорил создатель интернет-магазина.

В 2014 году, давая интервью для Forbes, Моторный увлеченно рассказывал о своих планах: работать с региональными колониями и добиться, чтобы арестанты сами выбирали еду, используя ноутбуки. В двух столичных СИЗО даже установили внутренние терминалы — арестант в сопровождении конвойного мог бы сделать заказ на корпусе. «СизоМаг» даже начал продавать франшизу на ведение бизнеса. «Все расходы берем на себя, обучаем. Первые два года нам не должны ничего», — уверял Моторный.  По его словам, маржа интернет-магазина составляла 12-13%, а  объем рынка  он оценивал в 100 млрд рублей. На интернет-торговле с учреждениями ФСИН российский бюджет может ежегодно получать от 5 до 5,5 млрд рублей. Разумеется, такие суммы привлекали не только Моторного.

Расстрельный бизнес

18 марта 2013 года к припаркованному возле «Матросской Тишины» Mercedes подбежал мужчина, разбил окно, трижды выстрелил в водителя, а потом выхватил у него из рук портфель. Стреляли в главного бухгалтера «СизоМага», а в портфеле находилась выручка из терминала. Бизнес у Моторного с самого начала был рискованным. Сперва им заинтересовались бандиты. «Приезжали такие расписные ребята, предъявляли какие-то претензии, — вспоминает Моторный. — Заказ якобы не доставлен — мы разбирались, оказывалось, такого адресата в изоляторе не было. Нас проверяли».  В одном из изоляторов, где работали дагестанцы, экспедитора «СизоМага» предупредили: «Давно у вас машина не горела? Зачем завезли Marlboro Light? Только мы сюда носим». В другом СИЗО попросили попридержать доставку, чтобы создать дефицит, а руководству изолятора можно было забросить свои продукты. Потом начались проблемы посерьезнее.

Осенью 2013 года Моторному сообщили, что изоляторы не смогут заключать договоры с его компаниями на поставку товаров. Руководство ФСИН приняло решение передать все торговлю в ведение “тюремных” ФГУП. Решать вопрос Моторного направили к начальнику финансово-экономического управления ФСИН Олегу Коршунову. Однокурсник министра финансов России Антона Силуанова, бывший зампред правления банка МБРР, Коршунов пришел в тюремное ведомство из финансового бизнеса. Коршунов в разговоре с Forbes не отрицал, что видит в системе золотую жилу, если, конечно, наладить современные коммерческие процессы: «Тут бессистемные заказы, бессистемные продажи. Каждый сам по себе!» Чиновник, по словам Моторного, высказался достаточно ясно: или Моторный работает с ФГУП, или не работает совсем.

 

Колонии и СИЗО Москвы, Подмосковья, Центральной России отходили ФГУП “Калужское”. Его директор - Андрей Мухетдинов, давний знакомый и деловой партнер Коршунова. По данным СПАРК, Мухетдинов и Коршунов были совладельцами нескольких компаний - ООО “Автодрайв”, ЗАО “Мебельная фабрика “Ольховская”, ООО “Корпорация Нефтегазопереработка”.

Основатель социальной сети Gulagu.net Владимир Осечкин говорит, что  Моторного фактически вынудили работать через ФГУП “Калужское”, отдать им все наработки и имущество. Моторный уверяет, что он оплатил не менее 35 млн за услуги, которые ФГУП так и не оказал.

.wysiwyg-forbesbreak {display:block;border:0;border-top:1px dotted #ccc;margin-top:1em;width:100%;height:12px;background: transparent url(/sites/all/modules/custom/forbes_wysiwyg_plugins/plugins/forbesbreak/images/breaktext.gif) no-repeat center top;}


С появлением ФГУП в 2014 году компании, работавшие по программе «СизоМаг», стали платить 20% от полной стоимости реализованного товара не в бюджет, а прямиком ФГУП. Унитарные госпредприятия же обязаны перечислять в бюджет 25% от своей прибыли.  По данным СПАРК, выручка ФГУП “Калужское” в 2013 году была 122 млн рублей, прибыль - всего 2 млн рублей, значит, в бюджет переведено около 500 000 рублей. «Почему деньги, которые раньше перечислялись в бюджет страны, сейчас перечисляются в коммерческое подразделение ФСИН? — недоумевает Осечкин. — Сравните  52 млн, который платил в бюджет «СизоМаг», и 500 000 от ФГУП - майоры и полковники будут всячески занижать свою прибыль».

 

Проверки Счетной палаты РФ показали, что в 2011 году средний показатель рентабельности тюремных ФГУП составил 3,2%, в 2012-м - 1,7% и, как отмечал аудитор СП Сергей Мовчан в феврале 2014 года, “наблюдается тенденция к дальнейшему снижению рентабельности по чистой прибыли”.

За несколько часов до Нового, 2015 года Моторный получил письмо, что договор с ФГУП заканчивается 31 декабря 2014 года. И приписка: «Было приятно с Вами работать, с наступающим Вас Новым годом!» К этому времени уже были приняты, оплачены, обработаны и завезены продукты и товары во все столичные изоляторы на 11 млн рублей – их тюремщики должны были раздавать арестантам все январские каникулы. Но ничего не раздали.

«Наши машины не пускают на территории СИЗО, товар гниет, мы оформляем отказы и возвращаем деньги, остальное, купленное в декабре, тоже придется выбросить», — говорит Моторный.

В ответ на вопросы Forbes пресс-бюро учреждения сообщило: претензии ФСИН к компании Моторного в том, что они не заплатили деньги за оказанные услуги, не выполнили требования по обезличиванию интернет-заказов, отказались перейти на “прозрачное” ПО, не докладывали продукты в заказы. Моторный показывает более 4000 благодарностей от клиентов и говорит, что ни одной содержательной претензии он не получал: заказы маркировались штрихкодом, за недовложения по договорам отвечал ФГУП. Теперь Моторный сам подает иск к “Калужскому” на 22 млн рублей.

 

Ссылки на ФГУП

Сейчас, когда компании Моторного выбиты с рынка, оформить заказ в интернете можно через www.skladsizo.ru и www.skladsizo.su. На сайте интернет-магазина www.skladsizo.ru  стоит логотип ФГУП “Калужское”. А по указанным телефонам отвечают, что это компания Intax. По данным сайта WhoisHistory, домен www.skladsizo.ru зарегистрирован Intax в декабре 2011 года. 

Intax - давний конкурент Моторного. Ее совладельцы - Николай Каплун с сыном Филиппом. Каплун-старший – бывший директор коммерческого департамента «Роснефти» (работал там с 1998 по 2007 год, в 2008-м ушел в бизнес-структуры). Недавно его имя всплыло в связи с утечкой клиентской базы швейцарского банка HSBC, в котором Каплун открыл счет. В «Роснефти» работают несколько бывших высокопоставленных сотрудников ФСИН: экс-руководитель ведомства Юрий Калинин и его заместитель Эдуард Петрухин.

Сергей Пашинин, технический директор Intax, рассказывает Forbes, что компания начинала свой бизнес с  разработки и установки мультимедийных платежных терминалов. Они стояли, например, на железнодорожных вокзалах. Уже после того, как Моторный запустил «СизоМаг», к Intax  обратились представители одного из столичных СИЗО и попросили автоматизировать их  магазины и ларьки. Моторный пришел со своим бизнесом и обеспечивал интернет-магазины своим товаром, а СИЗО были заинтересованы в том, чтобы получать деньги со своего оборота. “Когда Моторный заходил со своим «СизоМагом» в учреждения, их ларьки загибались, а доходы стремились к нулю. Моторный был монополистом на этом рынке”, - говорит Пашинин.

Однажды он пришел в изолятор и увидел свои компьютеры, стоящие  в углу, на их месте были терминалы Моторного: “Хорошо, что не забрал. Но он срисовал нашу схему работы”. Моторный возражает: он начал работать на 1,5 года раньше. До 2014 года Intax поставкой продуктов не занималось, а лишь автоматизировало процессы: установили ПО для магазинов следственных изоляторов и компьютеры на корпусах, подключенные к сети. С 2014-го руководство изоляторов попросило Intax, по словам представителя компании, самих закупать и привозить им товар.  В конце 2014-го ФГУП “Калужское” из двух конкурирующих программ оставило одну. Теперь аффилированная с Intax компания “Юникс-Альянс” и еще шесть фирм поставляют посылки в СИЗО, а общее руководство процессом осуществляет ФГУП “Калужский”.

 

«В интернет-магазине Каплуна цены всегда были выше наших, и нам не раз намекали, что надо бы их «подтянуть» до общего уровня», - говорит Моторный. Судя по чекам Intax, которые оказались в распоряжении Forbes, в январе цены на овощи взлетели в 2,5 раза: помидоры продавали по 400 рублей за кг, огурцы — по 300 рублей. Родственники сидельцев направили десятки жалоб в ФАС и правозащитникам, цены тут же упали. Представитель Intax говорит, что цены менялись из-за роста курса валюты, но сейчас они снизились.

“Жалобы на ФГУП “Калужское” были в течение года: они не выполняли поставки в изоляторы Московской области или привозили все с большой задержкой, — вспоминает Андрей Бабушкин из Совета по правам человека при Президенте РФ. — По моему мнению, ФГУП что-то недоговаривает или вообще обманывает свое руководство: Моторного просили перед Новым годом обеспечить месячный запас товаров, что он и сделал, а потом без предупреждения разорвали с ним договор”.

Во ФСИН, напротив, уверяют, что ведомство после передачи торговли ФГУП только выиграло: “Торговый оборот увеличился более чем в 2,5 раза, создана понятная и управляемая структура”. В ведомстве заметили, что в 2015-м планируют расширить сеть интернет-магазинов для СИЗО Рязанской, Орловской и Липецкой областей. Однако на вопросы, где еще появились интернет-магазины, сколько они заработали и как распределяется прибыль ФГУП и формируются цены, не ответили. 

Осечкин вспоминает, что в начале 2013 года ФСИН выделил региональным управлениям деньги — в общей сложности около 3 млрд рублей на создание ларьков и интернет-магазинов. По информации источников Gulagu.net в колониях, на них были куплены некачественные сигареты, лапша быстрого приготовления и продукты низкого качества, которые никто не брал. По его словам, забрав под себя тюремную интернет-торговлю в Москве,  ФГУП “Калужское” в родной Калужской области онлайн-продажу для арестантов до сих пор не организовал. "Потратив эти деньги, так и не удалось создать аналог интернет-магазина «СизоМаг» на территории всей страны, - уверяет Осечкин. - И вместо того, чтобы масштабировать идею Моторного, направлять в бюджет десятки миллиардов рублей ежегодно, единственную честную бизнес-схему разрушили, по сути, рейдерским способом забирают готовый бизнес”.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+