Стартап-суббота: покупка «Бери заряд!» и выход основателей из «Кухни на районе»
Дайджест охватывает события с 23 по 27 декабря.
Сделки
- «Яндекс» купил сервис аренды пауэрбанков «Бери заряд!». Сумма сделки не раскрывается. Он появится в приложении «Яндекс Go» в I квартале 2025 года. Холдинг планирует включить проект в новое бизнес-направление, куда также войдут каршеринг, сервис аренды самокатов и велосипедов. Его возглавит операционный директор «Яндекс Go» Артем Молчанов, а основным фокусом команды станет развитие арендной инфраструктуры. В частности, планируется расширить географию сервисов и нарастить количество зарядных станций и автомобилей в местах, где они больше всего востребованы. На сегодня у «Бери заряд!» 40 000 зарядных станций, им пользуются 6 млн человек, рассказал РБК сооснователь проекта Кирилл Кулаков. В следующие два года «Яндекс» собирается вложить в расширение сети свыше 2 млрд рублей. По словам Кулакова, по итогам 2024-го «Бери заряд!» ожидает двукратный рост выручки. По данным СПАРК, в мае сооснователям бизнеса Кулакову и Степану Ермаченкову принадлежало 42,45% и 6,38% акций сервиса соответственно, еще 12,84% было у Иннокентия Быстрова и 7,6% — у АО «Квантум а рус».
- Мобильный оператор T2 (ранее — Tele2) приобрел три AdTech-компании — Yabbi, Redllama и Plazkart. Условия сделок не раскрываются. Первая занимается разработкой программных комплексов (DSP и SSP) для рекламодателей, Redllama позволяет использовать аналитические инструменты для анализа рекламных кампаний, Plazkart работает с разными типами видеоинвентаря и развивает собственную платформу управления данными (DMP). Оператор рассчитывает, что данные и разработки этих проектов позволят лучше понимать поведение потребителей и предоставить рекламодателям новые инструменты. По собственным данным, T2 оказывает услуги в 69 регионах России и занимает третье место по количеству абонентов: в 2023 году компания обслуживала 48,1 млн клиентов. Выручка ООО «T2 мобайл» по РСБУ в 2023 году выросла на 18,7% и достигла 245,6 млрд рублей, прибыль увеличилась почти вдвое, до 44 млрд рублей.
- Крупнейшего производителя касс АТОЛ выкупил его бывший генеральный директор Роман Володин. Сумма сделки не раскрывается. Директор ретейл-направления ГК «КОРУС Консалтинг» Геннадий Тарантасов оценил ее в 1,5–2 млрд рублей. Компания займется разработкой новых моделей аппаратных решений, будет развивать собственное программное обеспечение (ПО), включая POS-терминалы (позволяют оплачивать покупки банковскими картами). По мнению Володина, у АТОЛ большой потенциал в области FinTech. Поэтому компания также займется партнерствами с банками и финансовыми учреждениями. Вдобавок команда намерена интегрироваться с платформами электронной коммерции и создавать инструменты для управления интернет-магазинами. По оценке гендиректора системы автоматизации ресторанов r_keeper Дарьи Разумовской, АТОЛ занимает до 40-45% рынка обычных касс и около трети — облачных. Источник, близкий к компании, рассказывал, что на ее покупку претендовали «Софтлайн», «Сбер» и «Т-Банк». Однако их оценка стоимости бизнеса могла не соответствовать ожиданиям собственников АТОЛ, предположил Тарантасов. АТОЛ основали Алексей и Ирина Макаровы в 2001 году. По данным СПАРК, им в компании принадлежит по 50%. Володин возглавлял бизнес до 13 ноября, пока его не сменил Александр Бочков. Выручка ООО «АТОЛ» в 2023 году составила 5,3 млрд рублей, прибыль — 227 млн рублей.
- Производитель бионических протезов «Моторика» купил 50,1% в ООО «Завод специального оборудования», которое выпускает инвалидные коляски. Ранее эта доля принадлежала одному из совладельцев предприятия Николаю Кузнецову, по итогам сделки у него осталось 24,95%. Оставшимися 24,95% владеет другой сооснователь ООО «ЗСО» Павел Кузнецов. Сумма продажи не раскрывается, однако гендиректор агентства «INFOLINE-Аналитика» Михаил Бурмистров оценил ее в 300–350 млн рублей. Продуктовый портфель завода включает в себя более 30 моделей инвалидных колясок, санитарные стулья, подъемники и другие сопутствующие изделия. Предприятие производит более 40 000 изделий в год. В «Моторике» пояснили, что сделка поможет ей выйти сразу в несколько сегментов рынка инвалидных колясок — для детей с ДЦП, базовых механических и электрических колясок с опциями дооснащения для взрослых с ДЦП. По оценке компании, российский рынок инвалидных колясок достиг 8,8 млрд рублей к концу 2023 года. Гендиректор «Моторики» Андрей Давидюк заявил, что сделка также необходима для роста бизнеса и капитализации компании. В 2026 году она планирует провести IPO. Выручка «Моторики» по итогу 2023 года составила 1,8 млрд рублей, а прибыль — 635 млн рублей, следует из данных СПАРК. «Моторика» в 2014 году основал предприниматель Илья Чех. Ранее на этой неделе сообщалось, что компания привлекла 100 млн рублей от Московского венчурного фонда на финансирование подготовки к выходу на биржу.
- Платформа для автоматизации электронного документооборота «Цитрос» привлекла 100 млн рублей от Московского венчурного фонда и разработчика приложений для бизнеса SL Soft (по 50 млн рублей от каждого), сообщает РБК. Инвестиции пойдут на наем IT-специалистов для дальнейшего развития продуктов, а также продвижение платформы на рынке систем электронного документооборота. «Цитрос» позволяет решать различные задачи по работе с цифровыми документами — от создания шаблонов до архивного хранения. По данным СПАРК, выручка «Цитрос» в 2023 году составила 210,5 млн рублей, прибыль — 5,9 млн рублей. ООО «СЛ Софт» владеет 80% юрлица «Цитрос» с апреля 2023-го.
Банкротства
- Бренд женской одежды Noun подал заявление о банкротстве из-за 236,9 млн рублей долгов, пишет портал Shopper’s со ссылкой на судебные данные. Первое заседание назначено на 28 января 2025 года. Единственный кредитор компании — АО «Тилтех», венчурный фонд основателя сети «ВкусВилл» миллиардера Андрея Кривенко. В 2022 году структура инвестировала в проект 290 млн рублей, а в июле 2024-го выкупила его у основателя Сергея Пименова. Тогда же предприниматель заявил, что фонд лишил его бизнеса и вынудил покинуть марку без компенсаций, писал ранее Forbes. В ноябре 2024-го он рассказал Shopper’s, что впоследствии за ним ушла вся команда. Пименов основал бренд в 2012 году. Он производил одежду на собственном предприятии в Волгограде. Согласно данным СПАРК, в 2023 году выручка юрлица компании «Модная розница» выросла на 25,9%, до 393 млн рублей, убыток — на 166%, до 18 млн рублей. В 2024 году из-за плохих финансовых показателей Noun начал закрывать магазины. В итоге у сети осталось три торговые точки — в Адлере, Волгограде и Казани, тогда как в конце ноября их было 17. Гендиректор консалтинговой компании «Этерна» Дмитрий Томилин рассказал, что марка скоро закроет все бутики, так как бренд «не смогли раскрутить нужным образом, несмотря на инвестиции «Тилтеха». Консультант по коммерческой недвижимости сообщил, что бизнес ликвидируют.
- Онлайн-платформа для занятий с логопедом MySpeech подала заявление в суд о банкротстве из-за долгов. Они составляют 8,8 млн рублей, сообщает Rusbase. По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, в списке кредиторов более 110 физических лиц и структура «Т-Банка» — ООО «Т-Покупки». Совладельцами официального юрлица проекта «Моя речь» остаются его сооснователи Игорь Охримчук (42,61%) и Оксана Макейкина (30,28%), еще 27,11% принадлежат ООО. С августа текущего года 20 физлиц вышли из капитала «Моей речи», их доли передали на баланс юрлица. Клиенты MySpeech утверждают, что школу закрыли в сентябре 2024-го, а их попросили написать заявления на возврат денег, пишет Rusbase со ссылкой на сайт отзывов «Это развод». Часть предполагаемых студентов пожаловалась, что по состоянию на ноябрь они средства обратно не получили. При этом компания активно поднимала инвестиции. В марте 2024 года «Ведомости» писали, что MySpeech привлекла 17,5 млн рублей. Весной 2023-го проект получил неназванную сумму от управляющего партнера образовательной платформы Skyeng Александра Ларьяновского, сооснователя онлайн-платформы для занятий фитнесом FitStars Ильи Капустина и других бизнес-ангелов. Основатели MySpeech ранее работали в Skyeng: Охримчук — директором прямых продаж, а Макейкина — директором департамента массового рекрутинга. Предприниматели запустили онлайн-платформу в августе 2021 года. По данным СПАРК, выручка ООО «Моя речь» за прошлый год составила 33,2 млн рублей, убыток — 26,2 млн рублей.
Перестановки
- Совладельцы «Кухни на районе» Олег Козырев, Кирилл Родин, Алексей Колесников, а также «О2О Холдинг» (предприятие, созданное в 2019 году банком «Сбер» и холдингом Mail.ru (теперь VK), который вышел из СП в 2022 году) вышли из числа учредителей компании. Согласно данным ЕГРЮЛ, сейчас у проекта два акционера, один из них — скрыт. Вторым остается гендиректор компании Антон Лозин, находящийся под домашним арестом по делу об отравлении пользователей сервиса. Летом 2024 года более 417 клиентов «Кухни на районе» заразились ботулизмом, двое погибли. После этого сервис приостановил работу, а Следственный комитет по Москве возбудил уголовное дело об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (статья 238 УК). Источник Forbes на фудтех-рынке утверждает, что «Сбер» в последние месяцы «ходил и предлагал выкупить («Кухню на районе») разным компаниям в этом секторе». Другой собеседник издания в одном из сервисов доставки еды уточнил, что банк искал покупателя на «Кухню на районе» еще год назад. По его словам, уже тогда проект был в «плачевном состоянии с точки зрения сходимости экономики» и терпел убытки.
- Основатель Dodo Brands Федор Овчинников уходит с поста председателя Совета директоров компании. Об этом он объявил в своем Telegram-канале. С 1 января 2025 года эту позицию займет операционный директор Dodo Brands Андрей Петелин. «Мы работаем вместе с 2011 года, с момента открытия первой пиццерии в Сыктывкаре. Все 14 лет Андрей занимал ключевые роли в управлении компанией и развитии бизнеса», — написал Овчинников. Предприниматель останется ключевым акционером бизнеса и членом Совета директоров. «Продолжаю принимать активное участие в стратегическом развитии нашей компании», — добавил он.
Цифры
Мессенджер Telegram оказался самой дорогой площадкой для размещения рекламы у блогеров в России, показало исследование агентства диджитал-маркетинга RTA и Ассоциации развития интерактивной рекламы в России (АРИР) (есть у Forbes). Почти 60% опрошенных, среди которых есть бренды и агентства, назвали цену за просмотр (cost per view, средняя стоимость, которую рекламодатель платит за просмотр своей рекламы пользователями) на этой площадке самой высокой в нише. Второе место по этому показателю занял хостинг YouTube (его назвали 17% респондентов), третье — социальная сеть «ВКонтакте» (14%). Сопредседатель комитета по Influencer Marketing АРИР Александр Кукса объясняет высокую стоимость размещения рекламы в мессенджере ее эффективностью и отсутствием рекомендательного трафика на каналы. «Telegram достаточно часто показывает высокую конверсию в продажи, и это приводит к росту спроса, а значит, к увеличению стоимости [интеграций]. А отсутствие алгоритмической ленты, с одной стороны, снижает охваты, но с другой — увеличивает ценность сообщения», — объяснил он.