К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Молодые селлеры, бум отелей и ликвидация IT-компаний: каким был 2024-й для бизнеса

Природный парк «Ергаки» в Красноярском крае. (Фото Александра Манзюка / ТАСС)
Природный парк «Ергаки» в Красноярском крае. (Фото Александра Манзюка / ТАСС)
Развитие внутреннего туризма и нехватка квалифицированных специалистов в 2024 году стали драйверами роста в некоторых сферах российского бизнеса. При этом в стране выросло количество ликвидаций в сегментах IT и ретейла, отмечают опрошенные Forbes эксперты. Это связано среди прочего с желанием предпринимателей воспользоваться господдержкой IT и низким порогом входа на маркетплейсы

В 2024 году в России вырос сектор обслуживания, в частности, сферы отдыха, развлечений, красоты и здоровья. По данным оператора фискальных данных «Платформа ОФД», в гостиницах и отелях медианная цена (наиболее популярная усредненная цена в категории, то есть средняя цена без аномальных скачков) на услуги выросла год к году на 29%, а число покупок — на 43%, в кинотеатрах — на 9% и 23% соответственно, в салонах красоты — на 10% и 14% соответственно. На фоне роста потребления рост наблюдался и в сегменте продовольственных товаров: медианная цена и число покупок в продуктовых магазинах увеличились на 7% год к году. Определяющим фактором роста в уходящем году оставались цены, — это в «Платформе ОФД» связывают с инфляцией, подорожавшей стоимостью труда и другими издержками бизнеса.

Сервис для проверки контрагентов «Контур. Фокус» отмечает рост малого бизнеса в России, но в основном за счет регистрации новых ИП (индивидуальный предприниматель), а не юридических лиц. Часть опытных предпринимателей оптимизируют свои проекты, закрывают юрлица и переводят деятельность на ИП. Новички в сфере также чаще выбирают ИП, так как с такой формой проще попробовать себя в бизнесе. «ИП может работать один, ему гораздо проще вести отчетность и распоряжаться финансами. Когда рынок волатилен, бизнесу свойственно перетекать в малые формы», — рассуждает эксперт сервиса Антон Яковлев. Так, по данным ФНС, на которые ссылается «Контур. Фокус», к декабрю 2024 года число ИП в России выросло на 7,16% по сравнению с 2023-м, до 4,6 млн, а количество юрлиц — только на 0,48%, до 3,2 млн.

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Forbes пообщался с предпринимателями из сфер, которые аналитики выделили как наиболее растущие или падающие, и узнал, как они провели уходящий год.

 

От Мурманска до Крыма

По данным «Платформы ОФД», наибольший прирост в 2024 году по сравнению с 2023-м показала категория «Гостиницы, отели, дома отдыха». Число покупок в сегменте увеличилось на 43%, а медианная цена на услуги — на 29%, до 8658 рублей. Опрошенные Forbes участники рынка подтверждают рост. Так, у онлайн-сервисов бронирования отелей и гостиниц МТС Travel и Bronevik количество бронирований в 2024 году выросло на 32% год к году, у «Яндекс Путешествий» — на 36%. Средняя стоимость номера в отеле на МТС Travel поднялась на 24%, до 5700 рублей, в «Яндекс Путешествиях» — на 20%, до 6890 рублей, а в «Суточно.ру» — на 10-15%, до 5000 рублей.

Рынок растет благодаря развитию внутреннего туризма. По оценке МТС Travel, туристический поток по стране в 2024 году увеличился на 10% год к году. В МТС пришли к такому выводу после анализа поездок своих абонентов. В «Яндекс Путешествиях» отмечают, что россияне стали более уверенными в своих планах, в том числе касающихся путешествий по стране. По данным сервиса, туристы теперь организуют отпуска сильнее заранее, меньше сомневаясь в том, что планы сорвутся. Так, летом 2024 года пользователи «Яндекс Путешествий» бронировали жилье почти на две недели раньше, чем в аналогичный период 2023-го — в среднем за 60 дней до заселения против 48 дней.

 

Развитие сервисов бронирования стимулирует рост рынка жилья для туристов, отмечают собеседники Forbes. Путешественники реже бронируют жилье напрямую в отелях и чаще пользуются специализированными платформами, говорит основатель и владелец сервиса бронирования отелей и квартир «Твил» Алексей Черепахин. Генеральный директор «Платформы ОФД» Дмитрий Батюшенков подтверждает, что благодаря отечественным онлайн-площадкам путешественникам стало легче организовывать отдых.

Самыми популярными направлениями у туристов в уходящем году, по данным MTC Travel, были Москва, Санкт-Петербург и агломерация Большого Сочи (крупная курортная территория, расположенная в Краснодарском крае на Черноморском побережье). На эти направления пришлось около 30% всех онлайн-бронирований на площадке. В «Яндекс Путешествиях» на обе столицы и Краснодарский край пришлась почти половина всех поездок пользователей с мая по сентябрь. А самыми быстрорастущими направлениями оказались курорты Краснодарского края, выступающие альтернативой переполненному Сочи — село Витязево (рост числа бронирований в 2,2 раза год к году), Геленджик и поселок Лазаревское (в 1,8 раза), перечисляют в MTC Travel. «Яндекс Путешествия» наиболее быстрорастущими регионами называют Алтай, республики Северного Кавказа, Крым и Русский Север (север европейской части России). 

Россияне стали чаще ездить и в небольшие старинные города, такие как Ростов Великий (двукратный рост числа бронирований), Коломна и Рыбинск (в 1,6 раза в обоих случаях), а также Кострома (в 1,5 раза), рассказывают в MTC Travel. В «Яндекс Путешествиях» добавляют, что спрос на поездки в малые города на новогодние праздники в начале 2025-го по сравнению с прошлым сезоном вырос на 70%. Самыми быстрорастущими направлениями оказались Шуя в Ивановской области, Лодейное Поле в Ленинградской области и Алупка в Крыму. 

 

На фоне путешествий в России растет число новых гостиниц. Так, 15% партнеров-арендодателей «Яндекс Путешествий» за последние два года запустили новый отель или апартаменты. Набирают популярность и относительно новые типы жилья, например, глэмпинги. Размещение в них обычно дороже, чем в других видах размещения — до 11 000 рублей за ночь. За 2024 год число отелей и апартаментов на «Яндекс Путешествиях» увеличилось более чем вдвое, на «Суточно.ру» — на треть, до более чем 320 000 объектов. 

Директор по маркетингу «Суточно.ру» Айрат Мусин подтверждает позитивный тренд, но добавляет, что число поездок по стране растет быстрее, чем количество отелей и гостиниц. По его мнению, ситуация в ближайшие годы не изменится и соответствовать спросу не получится. Это связано с тем, что строительство туристических объектов требует масштабных вложений, а стоимость кредитования растет на фоне ключевой ставки. Осенью она достигла рекордных 21%. По наблюдениям Мусина, особенно сложно с размещением на Черноморском побережье, Дальнем Востоке, в Карелии и Калининградской области. С ним соглашаются в MTC Travel, отмечая, что в высокий сезон качественных отелей и гостиниц часто не хватает. В результате растет спрос на более бюджетные варианты размещения и, как следствие, стоимость номеров. Сглаживать дефицит номерного фонда и сдерживать рост цен позволяет краткосрочная аренда жилья, добавляет Мусин. Согласно исследованию «Яндекс Путешествий», жители крупных городов стали больше интересоваться гостиничным делом или сдачей недвижимости в краткосрочную аренду. К примеру, по данным «Яндекс Поиска» (есть у Forbes), в 2024 году россияне на 15% чаще ищут информацию, как сдать жилье на недолгий срок.

Несмотря на эти трудности, участники рынка уверены, что сегмент отелей продолжит расти в 2025 году. Повышение спроса ускорит развитие инфраструктуры, будут открываться новые объекты размещений — как крупные, так и небольшие с низким инвестиционным порогом входа, ожидает директор по развитию бизнеса сервиса «Яндекс Путешествия» Анна Очеретько. Директор по маркетингу «Суточно.ру» Айрат Мусин прогнозирует рост отельного рынка в 2025-м на 20-30%. По его словам, внутренний туризм будет развиваться за счет расширения географии поездок, программ и форматов путешествий и предложений по аренде жилья в регионах. Впрочем, Черепахин из «Твил» допускает снижение спроса в новом году из-за оттока туристов на зарубежные курорты в случае завершения «спецоперации»* на Украине.

Новые приоритеты

По данным банка «Точка», у бизнеса из сферы профессионального обучения (коды ОКВЭД 85.2, 85.21, 85.22, 85.23) на конец 2024 года наблюдается наибольший рост по годовому обороту — на 104%. За последний год число компаний в сегменте увеличилось на 5%, а в сравнении с 2021-м оно практически утроилось (+31%). Наиболее востребованными направлениями среди работодателей аналитики банка называют дизайн, программирование, SMM и маркетинг. 

Как объясняют в компании, интерес работодателей к обучению сотрудников растет на фоне общей цифровизации экономики, которая требует от работников новых навыков, а также необходимости импортозамещения зарубежных IT-продуктов. Во многом столь бурный рост профессионального обучения в «Точке» связывают и с развитием дополнительного профессионального образования (ДПО, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию). 

 

Генеральный директор образовательной компании Ultimate Education Павел Мосейкин подтверждает высокий спрос на взрослое профессиональное образование в России. Он это тоже связывает с высоким уровнем нехватки квалифицированных специалистов, а также запросом россиян на смену деятельности. «На рынке по-прежнему высокий спрос на прикладные программы, в том числе с возможностью получения новой профессии и дальнейшего трудоустройства», — говорит он. Наиболее востребованными среди клиентов EdTech-компаний он называет профессии в IT, дизайне, юриспруденции и помогающие специальности, такие как психолог, нутрициолог и коуч. 

Образовательный холдинг Skillbox в 2024 году также зафиксировал растущий интерес студентов к программам ДПО, в частности, по нутрициологии, биохакингу и психологическим курсам. Но наибольшая доля EdTech-продуктов в сегменте по-прежнему приходится на IT-курсы, подчеркивает CEO «Яндекс Практикума» Илья Курмышев. В компании уверены, что направление будет расширяться на фоне возникновения новых IT-профессий, таких как тренер искусственного интеллекта (ИИ), промпт-инженер, нейроиллюстратор и специалист по этике ИИ, сохраняющейся нехватки кадров и потребности в освоении цифровых навыков у представителей других специальностей.

Данные агентства Smart Ranking, впрочем, показывают, что сегмент ДПО замедлил темпы роста в уходящем году: в III квартале 2024-го они снизились до 13% год к году, тогда как в тот же период 2023-го выручка игроков этого сегмента выросла на 38,6%. Среди основных причин такой динамики эксперты называют рост ключевой ставки, который сделал рассрочки и кредиты на курсы менее доступными для населения. СЕО образовательной онлайн-платформы «Нетология» Марианна Снигирева считает, что повышение ставки привело к снижению покупательской способности и, как следствие, стагнации EdTech-рынка в 2024 году. С ней соглашается Курмышев, говоря, что в уходящем году рынок рос медленно и нестабильно.

Снигирева из «Нетологии» полагает, что снижение B2C-продаж в сегменте мог компенсировать рост B2B. По ее наблюдениям, компании продолжают инвестировать в обучение сотрудников и в результате в нишу корпоративного обучения «устремились практически все EdTech-игроки». «Это напрямую связано с запросами рынка труда: наем новых сотрудников стал существенно дороже, поэтому бизнесу выгоднее инвестировать в переобучение и развитие существующих кадров», — рассуждает Марианна. По итогам 2024 года выручка «Яндекс Практикума» в B2B-сегменте выросла на 56% по сравнению с 2023-м. В апреле прошлого года компания запустила корпоративную образовательную платформу «Грейд», а в этом году обновила ее, позволив пользователям создавать индивидуальные траектории обучения — работодатель может выбрать курсы, которые необходимо пройти конкретному сотруднику.

 

В «Нетологии» в B2B-сегменте пока «скромный» объем продаж, но платформа ожидает, что ниша продолжит расти в следующем году. Skillbox рассчитывает, что в 2025-м одним из драйверов EdTech-рынка станет среднее профессиональное образование (СПО, его получают в колледжах, техникумах, чтобы стать специалистами-практиками и работниками среднего звена). По оценке компании, в России свыше 4 млн человек осваивают программы СПО. 

Но главной тенденций 2025 года станет фокус EdTech на рентабельности, прогнозируют собеседники Forbes. «Для большинства игроков стратегия инвестиций в масштабирование без оглядки на убытки перестала быть актуальной. Рынок уже слишком конкурентен, стандарты качества выросли, изменилась экономическая ситуация в целом, и быстрый рост практически невозможен», — поясняет Курмышев. 

Теперь для развития бизнеса необходимо быть прибыльными и повышать маржинальность «сложившегося продуктового портфеля», добавляет он. Мосейкин из Ultimate Education также видит тенденцию к росту бизнеса в уже занятых нишах и «пересмотру рыночной парадигмы в сторону увеличения прибыли». Снигирева прогнозирует, что на фоне замедления взрывного роста рынка повышение эффективности операций и снижение издержек станут необходимыми для «выживания [бизнеса] в новых экономических реалиях».

Двигатель торговли

Согласно данным сервиса для проверки контрагентов «Контур. Фокус», лидером по количеству ликвидаций бизнеса в 2024 году стал ретейл (код ОКВЭД 47 «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами»). За 11 месяцев 2024 года в этой отрасли количество юрлиц уменьшилось на 21,8% по сравнению с тем же периодом 2023-го — с 242 784 до 199 333. Эксперт сервиса Антон Яковлев объясняет это активным выходом на маркетплейсы молодых предпринимателей, у которых не всегда хватает опыта для ведения бизнеса: «Эта сфера насыщена стартапами, так как ОКВЭД 47 универсальный для маркетплейсов. Молодые предприниматели активно пробуют свои силы на этих площадках, но у кого-то получается, у кого-то нет».

 

Такое мнение подтверждают результаты исследования банка «Точка», проведенного в декабре для Forbes. Торговля на маркетплейсах оказалась самым популярным направлением бизнеса среди зумеров — ею занимаются 32% предпринимателей в возрасте 15–26 лет. Молодежь более продвинута в современных технологиях, чем старшее поколение, поэтому интернет-торговля им близка, объяснял тренд Яковлев. Вдобавок порог входа в такой бизнес низкий, так как не требует самостоятельного производства товаров, специального образования или специфических навыков. При этом из-за нехватки опыта зумеры не всегда могут выстроить эффективную экономическую бизнес-модель, поэтому получают меньше выручки, чем старшие коллеги, говорил эксперт сервиса «Контур. Фокус»: торговля на маркетплейсах приносит им на 46% меньше, чем более взрослым предпринимателям. 

Ozon, «Яндекс Маркет» и Wildberries отказались от комментариев по поводу роста ликвидаций торговых бизнесов. В то же время в пресс-службе Wildberries & Russ рассказали, что за первое полугодие 2024-го количество активных продавцов на площадке выросло на 32% год к году. На «Яндекс Маркете», по собственным данным, по итогам III квартала уходящего года число активных селлеров составило 90 700, покупателей — 18,2 млн, а товарооборот вырос на 50% год к году. На Ozon по итогам III квартала число активных продавцов увеличилось на 50%, превысив 550 000 предпринимателей, рассказали в компании. Их оборот рос быстрее, чем у маркетплейса — на 64% год к году по итогам этого периода против 59%. 

Заметнее всего на Ozon выросла категория Fashion (в нее входят одежда, обувь, аксессуары, ювелирные украшения) — в этом году ее оборот увеличился вдвое год к году, до 380 млрд рублей, рассказали в пресс-службе компании. Внутри категории особенно быстро растет выручка российских брендов — более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Кроме того, на Ozon стало больше поставщиков в категориях DIY (англ. Do it Yourself — «сделай сам») и «Мебель». Это связано с высоким спросом на такие товары. В этом году он увеличился на 84% в деньгах и 74% в штуках. Заметнее всего на маркетплейсе росли продажи столярных изделий (+166% в деньгах), стройматериалов (+160%) и изоляционных материалов (+137%). В категории «Мебель» за 11 месяцев 2024-го спрос в деньгах вырос на 75%, в штуках — на 53%. Наибольший прирост год к году по итогам ноября 2024-го показали покупки кроватей (+239% в деньгах), шкафов и гардеробов (+140%), кухонных гарнитуров (+125%). При этом 70% продаж приходится на мебель, произведенную в России. Тренд, в свою очередь, связан с расширением логистической инфраструктуры Ozon для крупногабаритных товаров, уточнили в компании. 

Стать IT-компанией

На втором месте по росту количества ликвидаций в 2024 году оказались IT-компании (код ОКВЭД 63 «Деятельность в области информационных технологий»), следует из данных «Контур. Фокус». За 11 месяцев уходящего года в этой отрасли количество юрлиц уменьшилось на 16,4% по сравнению с тем же периодом 2023-го — с 5743 до 4935. По словам Яковлева, из-за активной поддержки IT-компаний со стороны государства после начала «спецоперации» многие предприниматели начали открывать бизнес в этой сфере. Однако не у всех были компетенции для развития таких компаний, добавляет эксперт: «Не всегда получается эффективно совместить разработку ПО и управление бизнесом — это разные навыки, в итоге [предпринимателям] приходится закрываться, не найдя нишу и не сформировав систему продаж и маркетинга». 

 

Помимо этого, не все компании соответствуют требованиям государства к аккредитации IT-бизнеса, например, не получают необходимую долю дохода от профильной деятельности (минимум 30%), добавляет Яковлев. С ним соглашается исполнительный директор разработчика веб- и мобильных сервисов Tiqum Юрий Гизатуллин. По его словам, льготные ипотеки, пониженные налоги и иммунитет от мобилизации «возбудили у многих предпринимателей желание» заниматься IT. «Но не у всех получилось реализовать IT-составляющую [бизнеса], что привело к потере статуса IT-компании в реестре Минцифры, дающего все соответствующие бонусы. С этим и связаны ликвидации», — заключает Гизатуллин. 

Мешают и общие для отрасли трудности. Среди основных сложностей 2024 года Гизатуллин называет дефицит кадров и конкуренцию за специалистов. «Проблема нарастает уже два-три года, в России не хватает, по разным данным, от 500 000 до 1 млн айтишников», — отмечает Гизатуллин. Эти проблемы подтверждает и генеральный директор сервиса для безопасных сделок с проектными исполнителями Solar Staff Владимир Корицкий. 

Тем не менее рынок растет на фоне высокого спроса на программное обеспечение. Его, в свою очередь, драйвит уход западных вендоров и сервисов из России после событий 2022 года, говорит исполнительный директор Tiqum. Впрочем, в 2025 году динамика может замедлиться из-за отмены нулевого налога на прибыль IT-компаний, прогнозирует Корицкий — со следующего года бизнесу придется платить налог по ставке в 5%. По мнению главы Solar Staff, из-за этого компаниям потребуется пересмотреть свои корпоративные стратегии, в частности, перераспределить бюджеты с учетом отмены льготы, найти дополнительные источники инвестиций или инструменты повышения эффективности бизнеса. «По всей видимости, некоторые предприниматели приходят к выводу, что игра не стоит свеч и решают ликвидировать свои организации уже в этом году, не дожидаясь изменений в налоговом законодательстве», — заключает Корицкий.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+