К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бизнес-провалы 2024 года: крахи империй, экраны смерти и судебные иски против звезд

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Кризисы, инфляция и геополитические проблемы продолжают сказываться на компаниях, и не все справляются с этими вызовами. В то же время некоторые из них страдают скорее от собственных неправильных решений, чем от проблем с прижимистыми инвесторами или снижением потребительского спроса. Рассказываем, что у кого пошло не так в 2024 году и какие из этого можно извлечь уроки

В уходящем 2024 году проблемы пришли в компании, которые считались оплотом стабильности. Цены на акции производителя мегахитов для геймеров Ubisoft упали до уровня 2013 года — их ставки на новую компьютерную игру Star Wars Outlaws не оправдывают надежд, а старые популярные игры уже не генерируют таких доходов, как раньше. Владельцы Avon в Великобритании подали заявление о банкротстве, чтобы погасить долг в размере $1 млрд — на компанию подали 386 судебных исков, в которых утверждается, что тальк в составе косметических продуктов бренда вызывает рак. Разработчик программного обеспечения Oracle закрыл свое рекламное подразделение Oracle Advertising, на которое потратил несколько миллиардов долларов из-за снижения доходности, а модный дом Burberry находится на грани разрушения из-за ряда неудачных решений и смены генерального директора —  рыночная капитализация компании снизилась на 37% за год.

Столкнулся со скандалами и модный дом Dior: в начале 2024 года стало известно, что компания платит подрядчикам за производство некоторых моделей сумок всего $57, а продает за $2780. Власти заявили, что Dior эксплуатировала работников китайских предприятий и содержала их в плохих условиях: сотрудники спали на рабочем месте, чтобы сумки можно было производить круглосуточно, многие из них находились в стране производства нелегально.

Затронули изменения и Международную федерацию футбола (ФИФА) — Клубный чемпионат мира, который должен пройти в следующем году, не интересует крупных глобальных спонсоров, поскольку до сих пор неизвестно, кто будет основным вещателем турнира в США, Европе, Азии и на других рынках, а качество самого мероприятия вызывает вопросы. 

 

Из всего этого многообразия провалов и скандалов мы выбрали топ-10, которые произвели больше всего шума и повлекли за собой самые масштабные последствия. 

Синие экраны смерти от CrowdStrike
Getty Images

Синие экраны смерти от CrowdStrike

19 июля 8,5 млн компьютеров по всему миру перестали работать. Всему виной обновление операционной системы Windows от CrowdStrike — компании, отвечающий за кибербезопасность. Сбой затронул и частных пользователей, и бизнес: авиакомпании, банки, поставщиков медицинских услуг, телекоммуникационные компании, розничных торговцев, пострадали даже рекламные щиты на Таймс-сквер в Нью-Йорке.

CrowdStrike предоставляет антивирусное программное обеспечение для устройств Microsoft на Windows. В России защитных решений от CrowdStrike и до 2022 года было немного, а сейчас они исчисляются единицами, так что в этот раз российские компании практически не заметили этот охвативший весь мир мини-апокалипсис.

Против компании подали многомиллионные иски — например, авиакомпания Delta Air Lines, которая просит покрыть связанный со сбоем ущерб. По данным Delta, этот баг в работе ПО привел к отмене 7000 рейсов в течение пяти дней. Ущерб был нанесен и другим компаниям, например, команде Mercedes на «Формуле-1» пришлось утром в день гонок срочно перезагружать программное обеспечение, чтобы принять участие в турнире.

Президент CrowdStrike Майкл Сентонас уже получил награду за самый эпичный фейл года на хакерской конференции Def Con в Лас-Вегасе. Он сказал, что поставит этот трофей на почетном месте в офисе компании, где каждый сотрудник, который придет работать в CrowdStrike, сможет увидеть его и вспомнить о случившейся катастрофе, чтобы больше не допускать такго.

Звездная команда, которая так ничего и не сделала
Када из сериала «Аркейн»

Звездная команда, которая так ничего и не сделала

Ради этого проекта Netflix схантил одних из самых известных специалистов рынка видеоигр — исполнительного продюсера Overwatch Чако Сонни из Blizzard, арт-директора Рафаэля Грассетти из Sony и Джозефа Статена из Xbox, но даже звездный состав не помог игровому подразделению Team Blue выйти на рынок. В октябре 2024 года студию закрыли без объяснения причин — за два года она не выпустила ни одной игры.

Team Blue должна была разрабатывать революционные для Netflix проекты на игровом рынке — мультиплатформенные ААА-игры, масштабные проекты с инвестициями в десятки и сотни миллионов долларов. Компания предлагала разработчикам зарплаты до $500 000 — планы были действительно грандиозными. Теперь пользователи в сети иронизируют: «Если они планировали выпускать игры того же качества, что и их сериалы, то нам крупно повезло». Эксперты The Verge считают, что с закрытием Team Blue экспансия Netflix на рынке видеоигр может окончательно закончиться.

Пока самых больших успехов в том, что касается компьютерных игр, Netflix добивается на поприще их адаптаций: сериал «Tomb Raider: Легенда Лары Крофт» и мультипликационный сериал «Аркейн» в основном понравились и критикам, и аудитории. Последний даже получил премию «Эмми».

— Вы продаете машины? — Нет, просто показываем...

— Вы продаете машины? — Нет, просто показываем...

«Вы продаете машины?» — спросил в соцсети X (заблокирована в России) Илон Маск в ответ на новость о ребрендинге компании Jaguar Land Rover, которая теперь принадлежит индийской компании Tata Motors. Компания громко заявила о том, что намерена ориентироваться на более молодую и современную аудиторию, поскольку теперь Jaguar будет производить только электрические автомобили. Ребрендинг включает в себя новый логотип и шрифт, но больше всего Маска и других потенциальных покупателей Jaguar потрясло красочное рекламное видео с участием моделей — за весь ролик в кадре ни разу не появился ни один автомобиль. Зато прозвучало множество лозунгов, которые олицетворяют скачок автопроизводителя в современность: «Жить ярко», «Ничего не копировать» и «Избавляться от обычного». Это возмутило консервативных экспертов и поклонников бренда.

Управляющий директор компании Роудон Гловер сказал Financial Times, что после выхода рекламного ролика компания столкнулась со «шквалом нетолерантности»: «Если мы будем играть так же, как все остальные, мы просто не выживем. Поэтому нам не следует превращаться в исключительно автомобильный бренд. Мы хотели отойти от традиционных автомобильных стереотипов».

Эксперты Business Insider, однако, считают, что ребрендинг был все же чересчур направлен на молодую аудиторию, интересующуюся актуальной социальной повесткой. «Jaguar изменил слишком много вещей одновременно, — отметил основатель маркетингового агентства W.Bradford Уилл Сиарс. — Обновление логотипа — это уже огромное изменение, а в сочетании с концептуальной рекламой без машин —  это уже перебор для потребителя». «Пытаясь угодить всем, Jaguar, возможно, в конечном итоге не угодил никому», — пишет Гордон Янг, главный редактор The Drum.

В конце концов автопроизводитель опубликовал более подробную информацию о своем готовящемся в выпуску электромобиле Jaguar Type 00, который пока находится на стадии прототипа. Пользователи уже сказали, что он больше похож на розовый Бэтмобиль, чем на реальный автомобиль для реальных людей.

Миллионная ставка Sony

Миллионная ставка Sony

Sony сняла с продажи свой шутер Concord всего через две недели после запуска — за это время игру купили всего 25 000 раз. Кроме того, после своего дебюта 23 августа у Concord было всего 697 одновременно играющих геймеров на платформе Steam и с тех пор он не поднялся выше, скорее, наоборот — 3 сентября игроков было 130. Это крайне низкий показатель.

Игра разрабатывалась восемь лет, и это был дорогостоящий проект с кинематографическими сценами — на него уже потратили $200 млн, а общий бюджет должен был составить $400 млн. Что интересно, Sony приобрела проект только в 2023 году, и, вероятно, делала на него большие ставки. Лиам Дин, главный аналитик Omdia, сказал: «Цифры из Steam настолько плохи, что даже без точных данных от PS5 мы можем быть уверены, что игра продается очень плохо».

Однако, возможно, игра не закрыта насовсем — директор Firewalk Studios сообщает, что сейчас в компании будут пытаться найти новые способы простимулировать продажи игры.

Среди причин провала аналитики называют плохой маркетинг, высокую цену и, что более важно, отсутствие уникального предложения на перенасыщенном рынке игр в жанре шутеров. Игра стоила $40 — это очень много с учетом того, что многие конкуренты — бесплатные. The Guardian также пишет, что провал игры — это лишь общий симптом игрового рынка, потому что создание проектов так дорого и занимает так много времени, что игра может потерять свою актуальность за те годы, пока готовится к выходу.

Boeing и отвалившаяся дверь
Reuters

Boeing и отвалившаяся дверь

Репутация Boeing уже несколько лет вызывает вопросы — начиная с 2018-го, когда с разницей в полгода произошли крушения двух самолетов 737 Max. Но в этом году кризис значительно усилился. В январе задняя дверь Boeing Max 9 отвалилась во время полета и приземлилась на заднем дворе преподавателя естественных наук из Портленда в Орегоне. Федеральное авиационное управление США (ФАА) отозвало лицензию у девяти самолетов компании, их производство было приостановлено. Также ФАА потребовало, чтобы Boeing разработала комплексный план действий для установления нового стандарта безопасности.

Но на этом проблемы не закончились. Boeing взялись проверять ФБР,  Министерство юстиции и Национальный совет по транспортной безопасности — все это связано с многочисленными несчастными случаями и обвинениями в халатности в процессе производства. Как будто бы этого было недостаточно, в сентябре 33 000 рабочих Boeing объявили забастовку на два месяца. И хотя компании удалось договориться с бастующими, возвращение к стабильному производству самолетов не будет быстрым, сообщает генеральный директор Boeing.

С 2019 года авиапроизводитель показал $40 млрд убытков, и, судя по всему, ситуация усугубится. Среди самых серьезных проблем, которые еще грозят Boeing — обещание избранного президента Дональда Трампа ввести большие тарифы на импорт из Китая. Boeing является крупнейшим экспортером Америки и поэтому очень уязвим в случае любой торговой войны.

Взлом Ticketmaster

Взлом Ticketmaster

20 мая хакерская группировка ShinyHunters взломала американскую компанию по продаже и распространению билетов Ticketmaster и получила доступ к данным 560 млн клиентов. Спустя неделю эти данные попытались продать в даркнете за $500 000 — файл размером в полтора терабайта предположительно включал личную информацию пользователей Ticketmaster: имена, номера кредитных карт, электронные письма, домашние адреса и номера телефонов.

Тем не менее в компании заявили, что не считают, что инцидент оказал «существенное влияние на бизнес-процессы или финансовое состояние», и не думают, что взлом окажет существенное влияние в будущем. Через полтора месяца после произошедшего та же хакерская группировка потребовала у Ticketmaster несколько миллионов долларов выкупа — ее члены заявили, что получили доступ к штрих-кодам для сотен тысяч билетов на тур Тейлор Сфит Eras, и опубликовали примеры данных, которые есть у них в распоряжении.

Ticketmaster не стал платить хакерам — в компании заявили, что такие штрих-коды не будут действительными при предъявлении на концертах, так как актуальные их версии обновляются каждые несколько секунд. Все эти инциденты и прохладная реакция компании не понравились многим покупателям, которые выдвинули против Ticketmaster иски. Кроме клиентов, которые обвиняют продавца билетов в безответственном отношении к личным данным, иск против Ticketmaster подало Министерство юстиции США, которое обвиняет компанию еще и в нарушении антимонопольного законодательства.

Очень странные дела у единорога Bolt
Aaron Kotowski for Forbes

Очень странные дела у единорога Bolt

Райан Бреслоу считал себя королем Кремниевой долины — он даже поменял свое второе имя на «Король». Его финтех стартап-единорог Bolt, разработчик сервиса для оплаты товаров в один клик, привлек финансирование на $1 млрд и стал любимчиком венчурных фондов. Еще два года назад Бреслоу был одним из самых молодых миллиардеров мира по версии Forbes USA — в 2022 году его компанию оценили в $11 млрд, а личную долю соучредителя — в $2 млрд. В том же году в Bolt инвестировали такие гиганты Уолл-стрит, как BlackRock и H.I.G. Growth.

В следующие полтора года Бреслоу потерял все, и не в последнюю очередь из-за собственных недальновидных решений. В июле 2023-го иски против него подали инвесторы стартапа — его обвиняли в растрате миллионов долларов компании из-за просрочки внесения оплаты по личному кредиту, обеспеченному за счет корпоративных средств. В иске заявлено, что вместо продажи собственных акций и закрытия долга предприниматель разрешил снять с банковского баланса фирмы $30 млн. Кроме того, за последние два года Бреслоу неоднократно пытался задействовать капитал Bolt для получения крупных кредитов.

Кредит на $30 млн, который и стал началом конца, предприниматель взял в ноябре 2021 года, и в его условиях было прописано, что если он не сможет погасить задолженность, его погасит Bolt с правом на изъятие части ценных бумаг в качестве компенсации. Когда правление Bolt потребовало возместить уплаченные деньги, а Бреслоу отказался это делать, инвесторы и подали в суд. В конечном итоге стоимость Bolt рухнула, и в январе компания выкупала акции у инвесторов и сотрудников со скидкой 97%. Сам Бреслоу ушел с поста CEO и в 2024 году выбыл из списка Forbes.

Однако история вокруг стартапа и его харизматичного лидера продолжает развиваться. Осенью 2024 года неожиданно появилась поразившая венчурный мир новость о том, что Райан Бреслоу намерен вернуться к роли CEO и привлечь $450 млн инвестиций. Он также разослал инвесторам письмо с благодарностью за участие в этом инвестиционном раунде. Правда, вскоре выяснилось, что большинство упомянутых им инвесторов не подтверждали свою готовность давать стартапу деньги. В настоящее время этот загадочный новый инвестиционный раунд приостановлен судом, разбирательства продолжаются.

Скандал вокруг P. Diddy и крах его многомиллионной империи
Getty Images

Скандал вокруг P. Diddy и крах его многомиллионной империи

P. Diddy (настоящее имя — Шон Комбс) — американский рэпер и музыкальный продюсер, который уже более 20 лет является одним из самых влиятельных продюсеров и артистов в американской развлекательной индустрии.  Он оказался в центре одного из самых шокирующих скандалов года. Против него выдвинуты многочисленные обвинения в сексуальном насилии, домогательствах, педофилии и торговле людьми. В его домах в Лос-Анджелесе и Майами 25 марта прошли одновременные полицейские рейды, которые транслировались в прямом эфире CNN. Сейчас он находится в тюрьме в ожидании суда.

Интересно, что первые обвинения в насилии против Комбса прозвучали еще в 90-х годах — тогда он не был осужден, но его неоднократно обвиняли в жестоком обращении как бывшие жены, так и бывшие сотрудники, и даже другие рэперы — Джей Коул и Дрейк.

При этом Комбс не только рэпер и продюсер, но и предприниматель. Его компания Combs Enterprises развивала десятки брендов: линия одежды Enyce, сеть ресторанов Justin's, альтернативная форма баскетбольного клуба Dallas Mavericks, водочный бренд Cîroc, вечеринки White Party для знаменитостей и др. В 2022 году Forbes оценил его состояние в $1 млрд, что сделало его вторым самым богатым хип-хоп-исполнителем после Jay-Z, которого, к слову, теперь также обвиняют в сексуальных преступлениях. В июне 2024 года Forbes оценил состояние артиста в $400 млн — это более чем в два раза меньше, чем два года назад.

Носимые AI-гаджеты — «они просто не работают»

Носимые AI-гаджеты — «они просто не работают»

Эти устройства, по сути телефоны без экрана, обещали освободить своих хозяев от смартфонов. Создатели Humane AI Pin, одного из таких гаджетов, говорили, что за ними — будущее, в котором мы проводим меньше времени в смартфоне и больше — в реальном мире. Вместо того, чтобы открывать приложения и пялиться в «черное зеркало» смартфона, достаточно просто спросить о чем угодно у значка AI Pin — и искусственный интеллект, вшитый в устройство, ответит на все ваши вопросы и выполнит необходимые действия.

AI Pin стоимостью $699 вышел в апреле — и с треском провалился. В период с мая по август было возвращено больше AI Pins, чем куплено, согласно внутренним данным о продажах, полученным The Verge. Около 1000 покупок были отменены еще до отправки, а всего было оформлено возвратов на сумму более $1 млн. Это связано с тем, что, согласно отзывам пользователей, большую часть времени устройство просто не работает, а в остальное время работает очень медленно. В августе 2024 года в общей сложности было куплено около 10 000 устройств, при этом Humane надеялась продать около 100 000 в течение первого года.

Конкурент AI Pin — Rabbit R1 тоже подвергся жесткой критике. Устройство стоило более чем в три раза дешевле — всего $199 — и вызвало волну интереса на международной выставке CES 2024. Оно базируется на инновационной системе, которая позволяет устройству автоматически выполнять задачи, а также обучаться в процессе использования. На предпродаже было продано около 10 000 устройств, а всего — около 100 000. Однако уже в сентябре, спустя пять месяцев после запуска сообщается, что из всех покупателей гаджетом постоянно пользуется только около 5000 человек. Что тоже можно рассматривать как провал.

Radford Motors и машины, которых никогда не было

Radford Motors и машины, которых никогда не было

Немногие в «Формуле-1» пользуются таким же уважением, как Дженсон Баттон. В качестве гонщика Баттон принял участие более чем в 300 гонках Гран-при и заслужил репутацию одного из величайших спортсменов. После ухода из автоспорта он решил заняться производством высококлассных автомобилей и совместно со звездой телевизионных шоу по реставрации автомобилей Антом Энстидом создал компанию Radford Motors.

Radford Motors быстро привлекла внимание коллекционеров и автолюбителей, которые хотели увидеть, что же за автомобили создаст бывшая звезда «Формулы-1». Дебютная модель Type 62-2 была данью легендарному Lotus Type 62, также был выпущен вариант Track Edition стоимостью $1 млн — за эту цену покупатели должны были получить в придачу доступ к персонализированным гоночным тренировкам с самим Дженсоном Баттоном.

С 2022 года было куплено несколько сотен спорткаров. Клиенты отправляли депозиты в размере от $100 000 до $750 000, но никто так и не получил свой автомобиль. Согласно искам, поданным разъяренными покупателями, Radford Motors неоднократно откладывала даты доставки транспортных средств, прежде чем в конечном итоге предложила «график возврата денег». На данный момент компания не предоставила ни одной машины, как и не вернула депозиты — только подала заявление о банкротстве.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+