Стартап-суббота: новый раунд Perplexity и продажа аналога Zoom с российскими корнями
Forbes продолжает рубрику «Стартап-суббота» — еженедельный дайджест новостей из мира стартапов, венчура, малого и среднего бизнеса. В нем мы рассказываем о проектах, которые привлекли инвестиции, новых стартапах или выходе уже существующих в другие страны и сферы, а также о спорах между российскими компаниями и других событиях
Дайджест охватывает события с 16 по 20 декабря.
Сделки
- Американская поисковая система на базе искусственного интеллекта (ИИ) Perplexity привлек $500 млн по оценке $9 млрд, сообщает Bloomberg со ссылкой на осведомленный источник. Раунд возглавила американская венчурная компания Institutional Venture Partners, которая специализируется на быстрорастущих технологических проектах и входит в совет директоров стартапа. Perplexity отказалась от комментариев изданию. Компанию в 2022 году запустили сооснователь и вице-президент аналитического сервиса Databricks Энди Конвинский, экс-инженер в сервисе обмена знаниями Quora Джонни Хо, экс-исследователь OpenAI Аравинд Шринивас и белорус Денис Ярац, который до этого занимался исследованиями ИИ в Meta (признана экстремистской и запрещена в России). Perplexity позиционирует себя как замена Google. Сервис генерирует ответ на запрос пользователя с указанием источников информации, тогда как традиционные поисковики выдают наборы ссылок. В апреле 2024-го стартап оценивался в $1 млрд, в июне — в сумму до $3 млрд. В числе его инвесторов — New Enterprise Associates (вкладывал в Coursera и Robinhood), инвесткомпания Bezos Expeditions Джеффа Безоса, Nvidia, бывший гендиректор YouTube Сьюзен Воджицки и другие.
- Холдинг «Авито» купил рекламные сервисы AdRiver и Soloway. Маркетплейс стал владельцем 100% ГК Internest, в которую входят эти продукты. Сделка завершится до конца года, ее сумма не раскрывается. Глава информационно-аналитического агентства «INFOLine Аналитика» Михаил Бурмистров оценил ее в 2–2,5 млрд рублей. Основанный в 1997 году AdRiver помогает размещать рекламные баннеры на онлайн-ресурсах и получать вознаграждения за их показы. Soloway, запущенная в 2005 году, — быстро запускать видео и баннерную рекламу на сайтах, в мобильных приложениях и на Smart TV. По словам представителей «Авито», клиенты AdRiver и Soloway — крупнейшие рекламодатели и рекламные агентства. Старший управляющий директор «Авито Рекламы» и «Авито Услуг» Артем Кумпель заявил, что сделка позволит холдингу «в ближайшей перспективе» запустить собственную рекламную сеть. «Таким образом, бренды смогут расширить охват целевой аудитории и базу потенциальных клиентов», — добавил он.
- «Ростелеком» вложился в разработчика цифровой платформы для ретейла Imredi, сообщает «Интерфакс». Сумма сделки и размер полученной доли не уточняются. По данным ЕГРЮЛ, ООО «Коммит Кэпитал», венчурный фонд телеком-оператора, 13 декабря получил 3,69% в ООО «Имреди». В ближайшее время «Ростелеком» планируют нарастить долю до 25%. Imredi объединяет решения для контроля стандартов, управления задачами, операциями и сотрудниками, а также промо-акциями и доступностью товаров (OSA). По данным СПАРК, ООО «Имреди» зарегистрировано в мае 2017 года. В 2023 году выручка юрлица составила 192,4 млн рублей, прибыль — 100,4 млн рублей. Платформа станет ядром цифрового бизнеса оператора для ретейла, позволит расширить каналы продажи и клиентскую базу, а также ускорит развитие портфеля продуктов и сервисов, что «поможет укрепить позиции «Ростелекома» в качестве ведущего игрока рынка цифровизации розничных сетей», заявили в компании.
- Американская платформа для создания и управления онлайн-опросами QuestionPro купила SpatialChat, аналог Zoom, пишет GlobeNewswire. Условия сделки не раскрываются. SpatialChat представляет собой онлайн-пространство с виртуальными комнатами, где пользователи отображаются в небольших круглых рамках. Они могут перемещаться по комнате — отдаляясь и приближая к разным собеседникам, они перестают слышать одних и слышат других — как если бы это происходило в реальности. Проект в 2018 году запустил экс-аналитик в инвестфонд ABRT Venture Fund Алмас Абулхаиров вместе с партнерами Владимиром Закоуловым, Романом Скважем, Андреем Грудкиным и Сергеем Алексеенко. Сделка с QuestionPro позволит стартапу расширить присутствие на глобальном рынке и «даст больше возможностей для развития своих технологий и интеграции передовых возможностей искусственного интеллекта для виртуальных фокус-групп, корпоративных мероприятий и сотрудничества в командах», пишет GlobeNewswire. По данным издания, у SpatialChat более 6 млн пользователей в 169 странах, сервисом пользуются Google, McDonald's, McKinsey & Company, Гарвардский университет, Массачусетский технологический институт (MIT) и другие глобальные игроки.
Запуск
- Минэкономразвития планирует запустить pre-IPO-биржу (предварительное публичное размещение) для малых технологических компаний. Она включена в федеральный проект «Технологии» национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» на 2026–2029 годы. Благодаря проекту у бизнеса появится доступ к публичному рынку капитала, а это поможет росту голубых фишек (наиболее крупные, ликвидные и надежные проекты со стабильными показателями доходности) и «единорогов», считают в ведомстве. Pre-IPO смогут проводить стартапы с оценкой и объемом размещения до 5 млрд рублей, которые ищут средства на масштабирование, запуск новых продуктов, расширение географии присутствия, импортозамещение, разработку инноваций и др. У претендентов должен быть совет директоров или другой орган корпоративного управления. В Минэкономразвития рассчитывают, что в течение пяти лет оборот биржи составит 30–50 млрд рублей.
Цифры
- Торговля на маркетплейсах оказалась самым популярным направлением бизнеса среди зумеров — ею занимаются 32% предпринимателей в возрасте 15–26 лет, показало исследование банка «Точка», проведенное для Forbes. Молодежь более продвинута в современных технологиях, чем старшее поколение, поэтому интернет-торговля им близка, объясняет тренд эксперт по экономической безопасности бизнеса сервиса для проверки контрагентов «Контур.Фокус» Антон Яковлев. Вдобавок, порог входа в такой бизнес — низкий, так как не требует самостоятельного производства товаров, специального образования или навыков. При этом из-за нехватки опыта зумеры не всегда могут выстроить эффективную экономическую бизнес-модель, поэтому получают меньше выручки, чем старшие коллеги, говорит Яковлев. Торговля на маркетплейсах приносит им на 46% меньше, чем более взрослым предпринимателям, и в четыре-пять раз меньше, чем сверстникам в других сферах.
- За 11 месяцев 2024 года рекламодатели потратили 4,7 млрд рублей на интеграции в соцсетях X (бывший Twitter), Facebook и Instagram (принадлежат Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России ), несмотря на их блокировку, сообщают «Известия». Эта сумма в восемь раз больше, чем за аналогичный период 2023 года. Выросли и доходы крупных лидеров мнений (с аудиторией свыше 800 000 человек) — на 20% год к году, рассказали изданию в Ассоциации блогеров и агентств (АБА). Суммарно пятерка крупнейших блогеров в России заработала 130,5 млн рублей, что на 21 млн больше, чем за 11 месяцев 2023-го. В АБА связывают тренд с увеличением стоимости размещений, а не притоком новых рекламодателей в соцсети.