Торговля на маркетплейсах стала самым популярным направлением бизнеса у зумеров
Почти треть (32%) предпринимателей в возрасте 15–26 лет занимаются онлайн-торговлей и продажами товаров через маркетплейсы. К такому выводу пришли аналитики банка «Точка» в исследовании, которое провели по просьбе Forbes. В декабре они изучили данные около 600 000 своих клиентов — представителей малого и среднего бизнеса. Доля молодых предпринимателей составляет более 10% от количества клиентов банка.
На втором месте у зумеров строительство и ремонт — этим занимаются 9% предпринимателей, далее следуют IT и разработка — 8%. В топ-5 также вошли перевозки и курьерская доставка (7%), еще по 4% предпринимателей занимаются бизнесом в сфере рекламы и продвижения, общепита и гостиниц, сдачи в аренду недвижимости.
Молодежь более продвинута в современных технологиях, чем старшее поколение, поэтому интернет-торговля им ближе, говорит эксперт по экономической безопасности бизнеса сервиса для проверки контрагентов «Контур.Фокус» Антон Яковлев. По сравнению с классической торговлей бизнес на маркетплейсах выгоднее, так как покрывает более значительную часть потребительского рынка. Также он не требует самостоятельного производства товаров, специального образования или навыков — в отличие от той же IT-сферы, дизайна или строительства, подчеркивает Яковлев.
Торговля на маркетплейсах популярна и среди других возрастных групп. Предприниматели в возрасте 27–39 лет тоже выбирают интернет-торговлю чаще, чем другие сферы бизнеса, но доля занимающихся ей людей меньше, чем среди зумеров — 18%. У людей в возрасте 40 лет и старше бизнес на маркетплейсах на третьем месте — его ведут 10% предпринимателей. Чаще они работают в сфере строительства (18%) и в перевозках (11%).
Выручка молодых предпринимателей в среднем вдвое ниже, чем у их старших коллег. Например, торговля на маркетплейсах приносит им на 46% меньше, чем более взрослым предпринимателям, и в четыре-пять раз меньше, чем сверстникам в других сферах. Аналитики «Точки» считают, что причина может быть в том, что зумеры за счет небольшого опыта еще не успели получить доверие клиентов — из-за этого им может быть сложно продавать свои товары или услуги. Также на выручку могут влиять психологические особенности, свойственные зумерам. «Они не перерабатывают, ценят work-life balance и не держатся за одну сферу, а вместо этого ищут себя», — считают авторы исследования. По мнению Яковлева, невысокая выручка — следствие низкого входного порога по навыкам и знаниям: молодежь из-за нехватки опыта часто не умеет выстраивать эффективную экономическую модель бизнеса. У старшего поколения больше опыта, поэтому и подход к бизнесу другой, говорит он.
Наиболее успешны зумеры в гостинично-ресторанном секторе и сдачи недвижимости в аренду — в этих областях их выручка тоже ниже, чем в среднем у старших предпринимателей, но всего на 15% и 24% соответственно. Яковлев считает, что это может быть связано с особенностями бизнеса. «Если изучить формат, то видно, что более молодые предпочитают небольшие кафе, кондитерские, кофейни, тогда как старшее поколение — полномасштабные рестораны, зачастую сетевые», — говорит эксперт.