«Дочка» билайна инвестировала в сервис краткосрочной аренды жилья
Венчурная структура «Вымпелкома» «Хайв» инвестировала в армянский сервис краткосрочной аренды жилья Keygo, запущенный в 2023 году бывшими сотрудниками «Яндекса», рассказали Forbes в компании. По итогам сделки «Хайв» получил 11,22% в стартапе. Ее сумму стороны не раскрывают.
Общий размер раунда составил 150 млн рублей. В нем также приняли участие текущие акционеры компании — основатель девелоперской компании RBI Эдуард Тиктинский, директор бизнес-группы электронной торговли «Яндекса» Даниил Шулейко, сооснователь музыкального сервиса Muzlab («СберЗвук Бизнес») Виктор Христенко и др. Они инвестировали в компанию в октябре 2023 года $500 000 (больше 50 млн рублей). По итогам нового раунда оценка Keygo выросла с $3,5 млн до $7 млн (около 700 млн рублей).
На привлеченные средства сервис намерен выйти в Россию и страны СНГ — Грузию, Казахстан и Узбекистан. В компании объяснили интерес к рынкам активным ростом туризма в этих регионах. В то же время там нет игроков, которые бы работали по модели Keygo, утверждают в компании. Стартап арендует жилье у собственников, обустраивает и сдает через свою онлайн-платформу и туристических агрегаторов Airbnb, Booking, Ostrovok.ru и «Суточно.ру», а также занимается дальнейшим обслуживанием помещений. Платформа Keygo позволяет собственникам следить за жильем и своими доходами, а арендующим — без прямого контакта со сдающими заселяться и выезжать из апартаментов, заказывать дополнительные услуги и связываться с поддержкой.
Председатель общественной организации «Союз отельеров» Роман Сабиржанов соглашается с тем, что у Keygo нет аналогов на российском рынке. Крупные агрегаторы («Суточно.ру», «Авито», «Циан», Ostrovok.ru и др.) не обслуживают объекты, а получают только комиссию с их сдачи. Вместе с этим более мелкие компании, берущие на себя управление помещениями, не обладают IT-платформами для автоматизации процессов и стандартами качества обслуживания квартир, которые есть у Keygo.
Ему вторит основатель сервиса для самостоятельной организации путешествий «Погнали!» Евгений Елфимов. По его мнению, Keygo на фоне потенциальных конкурентов — агрегаторов и локальных малоизвестных компаний — выделяет экосистема IT-сервисов, которая позволяет собственникам контролировать объекты. Сабиржанов добавляет: для «Хайва» сделка стала стратегической, она позволит билайну усилить позиции в туристической отрасли.
После ухода западных вендоров в 2022 году — сервисов бронирования жилья Booking, Airnbnb и планирования путешествий Tripadvisor — занять нишу стремится отечественный бизнес. По данным аналитического агентства Dsight и Forbes Russia, за последние два года в России заключили как минимум шесть M&A-сделок (по слиянию и поглощению) и пять инвестиционных раундов в сфере TravelTech (технологий для путешествий).
Рынок краткосрочной аренды жилья опрошенные Forbes эксперты при этом называют одним из самых перспективных. В 2023 году его объем составил 231 млрд рублей, к 2026-му Центр стратегического развития прогнозирует рост до 495 млрд рублей, сообщали «Ведомости». По оценкам сервиса путешествий МТС Travel и платформы Bronevik.com, спрос на посуточную аренду жилья в этом году растет примерно в шесть раз быстрее, чем спрос на классические отели. За 10 месяцев 2024 года количество бронирований апартаментов выросло на 110% год к году, а отелей — на 20%, рассказали Forbes в компаниях. В то же время стоимость аренды квартиры в среднем на 45% ниже, чем в отелях с тремя-четырьмя звездами.
Keygo в феврале 2023 года основали бывшие сотрудники «Яндекса» Геворг Бегларян и Дмитрий Сигов — они запускали и развивали сервисы «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Еда» на международных рынках. Сервис стартовал сразу в двух странах — Таиланде и Армении, но со временем решил сфокусироваться на последней, посчитав этот рынок более перспективным. Сейчас под управлением Keygo — более 100 объектов в Ереване. К концу этого года компания рассчитывает выйти на выручку до 150 млн рублей.
В «Хайве» и билайне от комментариев отказались.