Зима только для взрослых и грустных: почему зумеры переезжают в теплые страны
В последние десятилетия в относительно благополучных западных странах появилась практика уезжать зимой туда, где теплее. В США даже появился специальный термин для таких «перелетных птиц» — сноубёрдинг (от английского snowbird — буквально «снежная птица»). В основном такие длительные зимние путешествия предпринимали пенсионеры, ведь им не нужно ходить на работу. Однако со временем — особенно после пандемии коронавирусной инфекции, которая сделала удаленку мейнстримом, — такие привычки распространились на людей всех возрастов.
При этом зумеры и миллениалы настаивают, что для них это не просто «зимовка», ими движут совсем другие потребности, чем те, которыми руководствуются «снежные птицы», их дедушки и бабушки. По их словам, они не просто переезжают в теплые края ради удовольствия и комфорта, а делают это, чтобы сберечь свое психическое здоровье. Поэтому в новой интерпретации термин слегка трансформировался — и теперь зумеры говорят о глоубёрдинге (glowbirding — где glow это «свет», «сияние»). Суть та же — переезд на зиму в теплые края, отличается только возраст переезжающих и их мотивация.
Сезон таких поездок, по данным онлайн-площадки для аренды жилья Vrbo, обычно начинается незадолго до Нового года и продолжается до конца марта, а основные направления — те, где много солнечного света, не обязательно на морском побережье. 80% зумеров отправляются на зимовку не в большой компании, а в одиночестве либо с одним партнером. Они утверждают, что так путешествия проходят более осмысленно. Однако уже на месте глоубердеры часто находят единомышленников своего возраста.
Один из таких зумеров-глоубердеров рассказывает: «Для моего поколения ценен опыт, для нас очень важно ментальное здоровье. Уехать из холодного места — это не просто выбрать хорошую погоду, для нас это ключевой способ справиться с сезонной депрессией».
Сезонное аффективное расстройство (САР или по-английски SAD, что буквально еще и означает «грусть») — это одно из расстройств настроения, при котором в целом у психически здоровых людей проявляются симптомы депрессии в определенный сезон. Чаще всего это связано с сокращением светового дня. Именно из-за этого расстройства в холодное и темное время года некоторые люди постоянно хотят спать, переедают или ощущают общий упадок сил. По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, около 5% всего взрослого населения США испытывают САР — это более 16 млн человек. По данным ВЦИОМ, среди россиян 30% жалуются на сонливость и упадок сил в осеннее время года, 10% — на нарушения питания и 2% — на снижение сексуального влечения. При этом тот же ВЦИОМ отмечал, что самое депрессивное именно для россиян время это не осень, а зима, особенно февраль.
Действительно ли дело в климате?
Причины САР не установлены до конца — есть множество спорных теорий. Некоторые исследователи считают, что более короткие дни и уменьшение количества солнечного света могут провоцировать химические изменения в мозге, приводящие к симптомам депрессии. Другие отмечают, что с сокращением света снижается количество серотонина — гормона счастья. Выработка мелатонина — гормона сна — наоборот, увеличивается. Зависимость САР от светового дня косвенно подтверждает тот факт, что процент людей, подверженных расстройству, заметно больше в северных регионах — в Финляндии, например, их около 12%,
Однако, говорит медицинский психолог Европейского медицинского центра Валерия Мошняцкая, слишком жаркий климат тоже может стать причиной дискомфорта и ухудшения психоэмоционального состояния: «Высокая температура провоцирует усталость, раздражительность и снижение концентрации внимания». При этом, считает эксперт, умеренно континентальный климат средней полосы России имеет свои преимущества: «Он привычен для большинства людей, а это способствует чувству комфорта и безопасности». Поэтому, говорит Мошняцкая, нельзя с уверенностью утверждать, что теплый климат всегда улучшает психоэмоциональное состояние, все зависит от индивидуальных особенностей человека и уровня его адаптации к климатическим условиям.
Влияет на состояние психики и витамин D — он участвует в синтезе серотонина и вырабатывается под воздействием солнечного света. По одной из версий, именно витамины и их влияние на психическое состояние объясняют, почему в Исландии сравнительно невысокий уровень депрессий, хотя там точно так же темно и холодно, как в скандинавских странах. Исследователи предположили, что это может быть связано с большим количеством рыбы, традиционно употребляемой исландцами, — она как раз богата витамином D, а также жирным кислотами, такими как Омега-3.
Анна Девятка, гештальт-терапевт, специалист психологической платформы Alter, уточняет, что дефицит витамина D может быть и в теплом климате: «Жить в тропиках не значит постоянно находиться на солнце — это практически невозможно, так как легко можно получить ожог или тепловой удар. Зато в теплых странах есть изобилие свежих фруктов и овощей, большой доступ к морепродуктам, к различным источникам белка. Это действительно влияет на общее физическое самочувствие и, как следствие, на настроение».
Однако, несмотря на множество косвенных доказательств влияния светового дня на психическое здоровье, исследование, проведенное в Университете Оберна, не подтвердило влияние сезонности на депрессивное состояние. «Идея сезонной депрессии может быть прочно укоренена в народной психологии, но она не подкреплена объективными данными», — пишут авторы.
Ухудшение состояния зимой могут испытывать и психически здоровые люди, у которых нет САР. Доктор Лоуренс Уэйнрайт, профессор Оксфордского университета, говорит, что холодная погода может оказывать влияние на психическое здоровье. Это происходит просто потому, что зимой люди меньше выходят из дома и в целом сокращают уровень активности. Помимо этого, говорит Уэйнрайт, зимой из-за сокращения светового дня сбиваются циркадные ритмы — цикл сна и бодрствования, — поэтому мы можем чувствовать себя вялыми. Третий фактор, по мнению Уэйнрайта, это психологические последствия ожидания худшего. «Хотя некоторые и могут улететь на зиму в теплое место, — отмечает он, — большинству из нас предстоит пережить много месяцев холодной погоды и коротких дней. Умственное переутомление и чувство страха, которое некоторые люди испытывают, понимая, что зима только началась и пройдет более 100 дней, прежде чем птицы весной снова запоют, могут быть сложным испытанием».
Глоубердеры из Москвы и Дзержинска
В попытках избавить себя от тяжелых месяцев без пения птиц и солнца молодые люди, в том числе из холодной России, все чаще принимают решение перебраться на зиму в теплые страны. Переехавший на зиму в Турцию тестировщик программного обеспечения Артем Русов рассказывает, что не понаслышке знаком с глоубердингом, и уверен, что это не просто модная тенденция, а способ улучшить психоэмоциональное состояние, снизить стресс и повысить продуктивность. «Работая в местах с мягким климатом, гораздо проще достигать баланса между работой и отдыхом, — делится он. — Ты чувствуешь себя более живым, мотивированным и, что немаловажно, уравновешенным».
Основатель платформы QA Playground Алексей Коледачкин, который проводит зиму в Италии, согласен, что жизнь в теплом климате значительно улучшает самочувствие: «Монотонная темнота, особенно с серым небом, ощущается тяжелым эмоциональным грузом, создавая иллюзию бесконечного цикла «проснулся — поработал — уснул». Поэтому теплые страны, где солнце встает рано и остается с нами до позднего вечера, — настоящий спасательный круг для продуктивности и настроения». Коледачкин рассказывает, что родился в городе Дзержинске Нижегородской области, одном из самых химически загрязненных городов из-за обилия предприятий: «Зимы там холодные, часто очень серые, а короткий световой день и работа в офисе совсем не оставляли сил и времени на что-то еще. Поэтому я решил уйти на удаленку и работать из мест, где после работы остаются время и силы на жизнь».
Анна Курманова, преподаватель йоги, рассказывает, что часто приезжает на Бали проводить семинары и занятия: «Моя основная аудитория — русскоязычные молодые люди. Однажды я поинтересовалась, чем их так привлекает Бали. Они в один голос ответили, что главные причины переезда для них это комфортный климат и возможность жить вблизи океана, а также возможность заботиться о ментальном здоровье. Каждый из фрилансеров буквально говорит, что работа над «менталкой» — must-have при плотном графике и дистанционной работе».
Карина Тагирова, бизнес-коуч и предприниматель, тоже регулярно ездит на зимовку в теплые страны. Она признается, что в Москве постоянно ощущает приступы апатии из-за вечной серости за окном: «Когда ты постоянно видишь солнце, даже мозг по-другому работает. Если в Москве мы с мужем не можем проснуться даже в 10:00 без будильника, то на Бали просыпаемся в 6-7, хотя ложимся в то же время, — признается Тагирова. — Теплый климат однозначно увеличивает желание жить, настроение улучшает. Чувствуешь легкость, потому что можешь накинуть легкую одежду и за пару минут оказаться у моря». Еще одна причина, по которой они с мужем уезжают зимовать в теплые страны, — это окружение: «На Бали живут действительно продвинутые ребята, потому что, конечно, чтобы на всю зиму поехать в тепло и хорошо здесь жить, нужны деньги. Поэтому тут живут люди, которые в своей области достигают результатов, они очень интересные — получается полезный нетворкинг».
Маркетолог Ксения Петрова рассказывает, что родилась в Башкортостане, где температура зимой могла опускаться до минус 38°C: «Когда появилась возможность дистанционной работы, я переехала на зиму в Сербию. Я заметила, как мое здоровье и самочувствие значительно улучшилось — волосы стали гуще, кожа чище, а результаты от физических нагрузок нагляднее».
Психолог и бизнес-тренер по личной эффективности и лидерству Анастасия Сусекова рассказывает, что люди, живущие в теплых регионах, ощущают себя более счастливыми: «Даже визуальные образы — солнечные пейзажи — способствуют формированию позитивного настроя. Это объясняет, почему жители южных стран часто демонстрируют более высокий уровень счастья». Анна Девятка из Alter рассказывает, что еще один положительный фактор пребывания в теплом климате — это позитивные ассоциации с привычным летом и теплыми воспоминаниями, в том числе из детства: «Лето — это каникулы, радость, свобода и беззаботность».
Молодые взрослые в зоне риска
Исследование, проведенное страховой компанией по охране здоровья и жизни Vitality, показало, что молодые работники на 224% чаще страдают депрессией, чем их коллеги возраста 50+. Кроме того, согласно недавнему отчету Gallup, зумеры больше остальных поколений подвержены депрессивным состояниям и другим расстройствам. «Мои клиенты из поколения Z в целом подавлены неопределенностью, связанной с безработицей и высокой стоимостью жизни», — говорит Эрика Бассо, психотерапевт из Калифорнии.
Согласно многолетнему исследованию, опубликованному в 2023 году, почти две трети (65%) представителей поколения Z сообщили, что за последние два года испытывали по крайней мере одно нарушение психического здоровья. Эти цифры ниже для всех остальных поколений, включая миллениалов (51%), представителей поколения X (29%) и бумеров (14%).
Однако, говорит Анна Девятка, сравнивать поколения между собой довольно сложно: «Во-первых, у нас намного меньше данных о предыдущих поколениях. Во-вторых, люди более старшего возраста изначально не так хорошо информированы о ментальном здоровье. Можно с уверенностью сказать, что сейчас люди намного больше знают об этой теме и свободно говорят о психологических проблемах — в каком-то смысле это даже стало модно. Забота о своем состоянии среди зумеров и миллениалов становится одобряемым стилем жизни».
Действительно, среди молодых взрослых забота о ментальном здоровье стала трендом — зумеры чаще обращаются к психотерапевтам и гораздо охотнее говорят о психологических проблемах, чем постепенно снижают стигматизацию психических расстройств в обществе. Анастасия Сусекова рассказывает, что осознанность определяет отношение нового поколения к здоровью: «Зумеры понимают необходимость использования превентивной медицины, медитативных и дыхательных практик для поддержания здоровья. В условиях постоянного стресса и перегрузки информацией молодые люди ищут способы справиться с напряжением». Возможно, именно поэтому представители поколения и стали популяризировать глоубердинг.
Велнес-туризм (отдых, направленный на улучшение физического и психоэмоционального состояния) в мире стал одним из самых быстрорастущих секторов отрасли — ожидается, что к 2027 году объем этого рынка достигнет $1,4 трлн. «Велнес-туризм в России можно считать новым направлением отдыха, — считает Николай Переславский, руководитель отдела экономических исследований CM Service. — По данным Союза туриндустрии, в сезон доля оздоровительного туризма составляет до 20% от общего количества поездок и до 43% в межсезонье, а доля велнес-туризма в экономике туристической отрасли составляет величину порядка 5,11%». Хотя в классическом понимании велнес-туризм — это посещение ретритов, спа-процедур и медитативных практик, со временем направление расширилось — и теперь включает в себя поездки, направленные на улучшение психического здоровья, куда можно отнести и глоубердинг.
Наталия Дубинникова, HR-менеджер, основатель HR-агентства Favourite Partners, уверена, что пока рано фиксировать массовую миграцию «удаленщиков» в теплые страны: «В 2023 году сервис Pressfeed выяснил, что 56% россиян, работающих в удаленном режиме, предпочитают зимовать в России. Второе и третье место в топе заняли Турция и Таиланд с 8,7% и 8,5% соответственно».
Президент инвестиционной платформы «ИнвойсКафе» Геннадий Фофанов, наоборот, считает, что глоубердинг уже становится популярным среди молодых россиян: «Очевидно, что при наличии широкой инфраструктуры для русских в таких странах, как ОАЭ, Турция, Бали, Таиланд или Вьетнам, и достаточной лояльности принимающей стороны, спрос со стороны россиян на длительную зимовку в других странах вполне может и дальше нарастать. Дополнительным драйвером тут выступает наличие возможности работать удаленно, которая со времен пандемии стала набирать популярность у зумеров и миллениалов, многим из которых род деятельности это позволяет».
Зимовка на удаленке
Однако не все работодатели будут рады тому, что их молодые сотрудники могут отправиться в теплые страны восстанавливать психическое здоровье. Министерство труда и социальной защиты в своем официальном письме от 09.09.2022 №14-2/ООГ-5755 «О возможности заключения трудового договора о дистанционной работе с гражданином, имеющим двойное гражданство и проживающим за пределами РФ» констатирует: «Оформление отношений с лицами, проживающими за рубежом, по трудовым договорам противоречит законодательству и влечет серьезные риски для российского рынка труда».
Кирилл Мариненко, адвокат Московской коллегии адвокатов «Интеллект и право», говорит, что у работодателей есть причины избегать рисков трудовых отношений с лицами, находящимися за рубежом: «Например, согласно статье 312.7 ТК, работодатель обязан проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Предположим, работник за границей получает травму во время исполнения профессиональных обязанностей. Работодатель должен провести расследование, в противном случае он может быть привлечен к административной ответственности, однако осуществить такие мероприятия за рубежом практически невозможно. Мало какому работодателю захочется брать на себя подобную ответственность». Юрист и член правления Московской торгово-промышленной палаты Наталья Виргур уточняет, что помимо ответственности работодателя и сотрудника по действующему законодательству Российской Федерации они также могут нарушить законы страны, где находится работник.
Однако возможность удаленной работы — одна из ключевых ценностей сотрудников нового поколения, в том числе потому, что это дает им возможность заботиться о своем ментальном здоровье. Анна Моренец, бывший маркетинг-директор «Золотого яблока», говорит, что зумеры и миллениалы это digital native — поколения, им комфортно работать в удаленном формате: «Жесткие рамки рабочего дня и директивная офисная работа может не учитывать личную продуктивность каждого сотрудника и, таким образом, напротив, снижать общую эффективность».
Наталия Дубинникова говорит, что в условиях нынешнего кадрового голода компании борются за людей и пытаются сохранить своих сотрудников самыми разными способами: «Согласиться на удаленку или гибридный режим — это один из действенных способов удержать сотрудника. По моим наблюдениям, примерно восемь из десяти компаний практикуют удаленку в той или иной степени. Даже самые строгие и консервативные компании из числа наших клиентов учатся перестраивать свои бизнес-процессы под удаленный формат, лишь бы не потерять людей». Если у сотрудника в договоре прописан удаленный формат работы, говорит Дубинникова, то он не обязан говорить, где он находится: «Он может работать за ноутбуком в своей квартире, в соседнем кафе или на пляже Бали — работодатель не имеет права требовать привязки к определенной территории».
Моренец уточняет, что у удаленной работы в России многообещающие перспективы, но такая практика сталкивается с серьезными законодательными вызовами, а спрос на удаленный формат работы сильно превышает предложение: «На российском рынке практику зимовки сотрудников в теплых странах поддерживает крайне небольшое количество работодателей. Некоторые команды «Авито», а также небольшое количество компаний платформы «Сбер» могут работать полностью удаленно, однако для российского рынка это скорее исключение, чем правило».
Дубинникова согласна, что спрос пока превышает предложение: «За год число резюме с запросом на удаленный или гибридный формат работы выросло на 92%, но всего 10% вакансий содержат такое предложение. При этом в среднем сотрудники на удаленке получают на 10 000 рублей меньше, чем офисные работники».