Расклад на будущее: как и почему в России растет сегмент блогеров-предсказателей
Инфлюенсеры, которые прогнозируют будущее на основе даты рождения человека, — растущий сегмент в российской блогосфере. По наблюдениям генерального продюсера коммуникационного агентства «Дискурс» (входит в Ассоциацию блогеров и агентств, АБА) Максима Алексеева, количество таких специалистов в социальных сетях увеличилось «кратно» за последние несколько лет. А общий объем рынка эзотерических, астрологических и прочих схожих услуг в России растет на 20% в год и по итогам 2023-го достиг 2 трлн рублей.
Forbes пообщался с экспертами и специалистами в нише и выяснил, что влечет россиян к астрологии и нумерологии и сколько можно заработать на предсказаниях.
Нумеролог из телевизора
Астрология и нумерология — схожие дисциплины. В обоих случаях специалисты прогнозируют будущее на основе даты рождения. Но астрологи ориентируются на натальную карту — положение небесных тел в тот или иной день. Нумерологи же трактуют поведение человека и возможные изменения в его жизни с помощью особых цифровых расчетов.
Интерес к обоим направлениям в России начал расти в 1990-х. Распад СССР и перестройка пошатнули в людях уверенность в будущем, и они стали искать помощи в необычных источниках, рассуждает руководитель группы по работе с клиентами в инфлюенс-агентстве «Хайпфэктори» Ольга Пастухова. А познакомили с направлением массовую аудиторию во многом телевизионные передачи вроде «Битва экстрасенсов» (транслируется на канале ТНТ с 2007 года), которые стали выходить в этот период.
Благодаря телевидению об астрологии и нумерологии узнал, например, блогер Андрей Ткаленко (583 000 человек в YouTube, во «ВКонтакте» и Instagram, который принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России). Тогда, в 2007 году, он жил в украинском городе Белая Церковь, работал грузчиком на местном хлебокомбинате и, по собственным словам, «не понимал, куда движется его жизнь». Когда в одной из телевизионных программ специалисты спрогнозировали будущее гостя по его дате рождения, Ткаленко заинтересовался методикой и захотел глубже изучить направление.
Следующие несколько месяцев он читал профессиональную литературу, а вскоре стал проводить платные консультации, где отвечал клиентам на вопросы о карьере и личной жизни: какую сферу лучше выбрать, как добиться успеха и пр. Сеансы обходились в 50-300 гривен (120-700 рублей). В том же году Ткаленко несколько месяцев вел нумерологическую передачу на местном телеканале Best. Свои заработки в тот период он не раскрывает.
В 2000-е блог на тему астрологии завел Павел Чудинов. На сегодня он входит в десятку самых крупных блогеров в своем сегменте, по оценке маркетингового агентства «Хайпфэктори», — его аудитория во «ВКонтакте», Telegram и YouTube насчитывает 688 000 пользователей. На этих ресурсах он публикует гороскопы, а также рассказывает о влиянии планет на жизнь человека. По собственным словам, первое время он воспринимал блогинг как хобби и монетизировал увлечение только в 2009 году. Тогда он стал составлять натальные карты для пользователей за деньги. Начинал с 500 рублей за часовой сеанс и к 2013 году поднял ставку до 5000 рублей. Со временем он также запустил обучающие курсы для тех, кто хочет освоить азы профессии.
Непаханое поле
По воспоминаниям Чудинова, первые годы конкуренция в нише оставалась низкой. «Это было непаханое поле», — уверяет он. С этим согласна блогер Лилия Любимова (98 000 подписчиков в Instagram). Она завела аккаунт в социальной сети в 2015 году, когда, по ее словам, в нише все еще было от силы три-четыре человека.
Сегмент начал активно развиваться в пандемию, уверяют собеседники Forbes. Тогда в социальных сетях появились многочисленные паблики с гороскопами, прогнозами и новостями, связанные с ретроградным Меркурием, Луной в Юпитере и пр., рассказывает Алексеев из «Дискурса». Миллионы просмотров также набирали тематические ролики в TikTok, в которых блогеры делились предсказаниями на ближайшую неделю, месяц или год, рассказывали об особенностях знаков зодиака или чисел в дате рождения, о положениях в натальной карте и пр. По подсчетам генерального директора коммуникационного агентства Lampa Евгении Лампадовой, количество блогеров в нише за 2020-2021 годы выросло на 40%.
Ниша продолжила расти в 2022-м. Тогда на фоне «спецоперации»* россияне вновь столкнулись с неопределенностью по поводу своего будущего и стали активно обращаться за прогнозами к астрологам и нумерологам, отмечают собеседники Forbes. «В состоянии неопределенности люди ищут способы взять свою жизнь под контроль, эзотерика [и схожие направления] может давать это ощущение», — делится наблюдениями психолог сервиса «Ясно» Ирина Шевцова.
Как считает руководитель рабочей группы АБА и генеральный директор агентства инфлюенс-маркетинга «Почва» Георгий Лапшаков, не последнюю роль в популяризации направлений в последующие два года сыграло шоу «Натальная Карта», которое вышло в 2023 году на YouTube (сейчас его выпускают на видеоплатформе VK). В нем ведущие, включая победительницу рейтинга Forbes «30 до 30» в категории «Новые медиа» Олесю Иванченко, разбирают натальную карту гостя и делают расклад на картах таро. Первым шоу посетил ютубер Антон Шастун — к апрелю 2024 года видео с ним набрало почти 10 млн просмотров на YouTube. Сейчас количество просмотров выпусков достигает 20 млн. А за Иванченко в социальных сетях следят свыше 1 млн человек.
Миллионы на звездах
Собеседники Forbes полагают, что спрос на астрологические и нумерологические прогнозы будет и дальше расти. «Ситуация в мире не меняется в лучшую сторону, поэтому люди продолжают искать ответы на вопросы о своему будущем», — рассуждает Пастухова из «Хайпфэктори». Впрочем, выходить новым блогерам в сегмент не стоит, считает Алексеев из «Дискурса». По его наблюдениям, в последние пару лет в российских социальных сетях появилось «рекордное число» предсказателей, и рынок уже заполнен. Среди его представителей есть как люди старше 50 лет, так и зумеры и миллениалы, говорит Лампадова из Lampa. По наблюдениям маркетолога платформы для аналитики блогеров WholsBlogger Александры Ворониной, те, кто вышел в сегмент еще в 2000-2010-х, зачастую незадолго до этого пережил карьерное выгорание или не мог найти себя в профессии. Те же, кто приходят в астрологию и нумерологию после 2020-го, пытаются через эти направления найти себя, добавляет она.
На сегодня крупнейшие инфлюенсеры в нише — Анжела Перл (почти 3,5 млн подписчиков в Instagram, YouTube и других социальных сетях), Кристина Егиазарова с 2 млн подписчиков и Василиса Володина c 1,2 млн подписчиков. Эксперты, с которыми пообщался Forbes, затрудняются оценить их доходы, так как те практически не продают рекламу и зарабатывают на частных консультациях и сопутствующих услугах. Так, у Володиной, которая с 2008 по 2020 годы вела шоу «Давай поженимся!» на «Первом канале», цены на консультации доходят до 300 000 рублей. Она также продает индивидуальные гороскопы и календари «удачных дней» в разных сферах — цены на них достигают 10 000 рублей. Перл зарабатывает на вебинарах по астрологии, таро и рунам. Цены на них варьируются от €100 до €300 (от 10 600 до 32 000 рублей).
Ткаленко, по собственным словам, также не делает рекламные интеграции, так как ему интереснее развивать блог и проводить частные консультации. Последние приносят ему порядка 320 000 рублей в месяц. Еще около 650 000 рублей выручки в месяц он получает благодаря образовательным программам по нумерологии, которые проводит вместе с супругой Татьяной с 2012 года. Они представляют собой серию онлайн-вебинаров, в которых пара объясняет значения чисел от 1 до 31 в жизни человека, учат составлять нумерологические карты и на их основе делать прогнозы на будущее и пр. Курсы проходят раз в три месяца и привлекают в среднем по 30 студентов.
Чудинов зарабатывает по 500 000 рублей ежемесячно, и часть этой суммы ему приносят рекламные интеграции в YouTube и Telegram. Он, в частности, рекламировал холдинг VK и сеть книжных магазинов «Читай-город». В последней рассказали Forbes, что решили обратиться к блогеру, посчитав, что у него лояльная аудитория. Стоимость интеграции стороны не раскрыли. По оценкам основателя инфлюенс-агентства Hype Agency Григория Зорина, блогеры из ниши в VK и Telegram могут зарабатывать на рекламе от 50 000 рублей до 200 000 рублей в месяц.
Волшебные решения
Если говорить об аудитории блогеров, то чаще всего на них подписаны женщины, уверяют собеседники Forbes. А большинство запросов на консультации связано с личными отношениями или карьерой. Среди тех, кто покупают услуги астрологов и нумерологов, немало топ-менеджеров и предпринимателей. Так, по словам Чудинова, к нему не раз обращались владельцы строительных фирм, производств пищевой промышленности, IT-проектов. Среди клиентов Дмитрия Шимко (почти 400 000 подписчиков в YouTube, «ВКонтакте», Instagram и Telegram) есть владельцы и руководители крупных компаний — например, партнер «Газпрома» в сфере трубопроизводства. Название предприятия он вспомнить не смог.
По наблюдениям Шевцовой из «Ясно», к астрологам и нумерологам зачастую обращаться те, кто разочаровался в психологии по разным причинам. С ней соглашается Алексеев из «Дискурса», добавляя, что занятия с психологом требует много усилий, поэтому массовая аудитория зачастую предпочитает им «более простые и понятные эзотерические направления».
Соосновательница психологической платформы Alter Ольга Китаина называет обращение к нумерологу или астрологу в кризисной ситуации «прикладыванием подорожника к больным местам»: «Ни астрология, ни нумерология не являются науками и никаких проверок, доказывающих их объективность, за сотни лет существования не прошли». Она при этом признает, что некоторые специалисты могут приносить пользу, но только если выступают «утешителями» — пытаются успокоить человека, ни к чему его не призывая.
Тех же, кто подталкивает клиентов к активным действиям, она считает опасными. «Обращение к ним может заставить человека переложить ответственность за свою жизнь на вымышленные прогнозы и предпринять действия, которые способны навредить ему и окружающим», — поясняет Китаина. Ей вторит Шевцова, отмечая что «кризис» может отключить сознание человека — в этот момент он склонен игнорировать здравый смысл и верить в «волшебные» быстрые решения. «Поэтому [в любой ситуации] важно сохранять баланс между альтернативными методами и наукой», — заключает она.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.