Почти треть (31%) молодых людей в России предпочитают «тихий отпуск» официальному и на постоянной основе практикуют путешествия или отгулы без оповещения работодателя. Еще 15% делали так пару раз, 18% только планируют опробовать подобный формат, а 16% хотели бы совмещать работу и путешествия или отдых, но им не позволяет специальность. Это показал опрос кадровой компании UTEAM и сервиса бронирования жилья «Островок», проведенный по просьбе Forbes. В нем приняли участие 1162 человека в возрасте от 18 до 30 лет.
Большинство респондентов (63%) в целом положительно относятся к идее «тихого отпуска», 30% — нейтрально, и только 7% считают ее неэтичной. Среди тех, кто практикует такой формат или планирует его попробовать, 36% видят в нем возможность для смены обстановки, треть — возможность жить в комфортном ритме и климате, а 30% готовятся к переезду в другой регион или страну и посвящает «тихий отпуск» подготовке.
«Тихий отпуск» стал трендом по всему миру с распространением удаленной работы после пандемии коронавируса. В США почти четыре из 10 миллениалов, опрошенных в рамках исследования компании Harris Poll, признались, что прибегают к такой практике. Они рассказали, что имитируют активность в приложениях для тайм-трекинга сотрудников, например двигают компьютерной мышью, чтобы экран не погас, а еще отправляют запланированные сообщения в нерабочее время, чтобы создать видимость усердной работы.
По словам руководителя отдела по подбору персонала UTEAM Анны Четаевой, «тихий отпуск» наиболее популярен как раз у молодого поколения работников — зумеров и миллениалов, которые ценят комфорт, свободу и возможность путешествовать. Часто молодые сотрудники на удаленке уходят в «тихий отпуск» из-за высоких нагрузок и постоянных переработок, добавляет она: «В таких ситуациях воркейшн (подвид «тихого отпуска», когда работающий в удаленном формате сотрудник едет с ноутбуком в другую страну, не предупредив руководителя. — Forbes) становится способом отдохнуть и перезагрузиться, справиться с выгоранием, когда официальный отпуск взять не получается».
В «Островке», в свою очередь, наблюдают рост спроса на продолжительные бронирования и считают это следствием роста интереса к «тихим отпускам». По данным сервиса, в 2024-м россияне на 12% чаще, чем в прошлом году, бронируют отели и апартаменты по России на срок более трех недель и на 20% чаще — на период от двух до трех недель. В основном для длинных бронирований люди выбирают загородное жилье, отмечают специалисты сервиса. «Можно предположить, что спрос формируют туристы, не имеющие собственную загородную недвижимость, но при этом желающие обеспечить себе качественный отдых на природе без отрыва от рабочих обязанностей», — говорится в их исследовании.
Среди тех, кто не планирует «тихий отпуск», почти половина (46%) объясняет это страхом за то, что совмещение отдыха с работой без предупреждения компании испортит коммуникацию с коллегами. Около трети (32%) переживают, что руководитель об этом все же узнает, 29% предпочитают четко разделять работу и отдых, почти четверть (24%) не хотят рисковать своим положением на работе, 22% стараются быть честными с работодателем, 15% любят работать в офисе, а каждый десятый беспокоится, что «тихий отпуск» скажется на продуктивности.