Нет права на бренд
Любому покупателю по силам провести базовую оценку франчайзера, и первый шаг на этом пути — убедиться, что у компании есть должным образом зарегистрированный в Роспатенте товарный знак, говорит руководитель компании Topfranchise.ru, председатель комитета франчайзинга «Опоры России» Василь Газизулин. А если нет, то с франшизой точно будут проблемы. Как ни странно, такие примеры до сих пор встречаются.
Плохая история франчайзера
Для начала стоит просто проверить компанию через поисковик в интернете. Яндекс многое выдает даже просто по ИНН, проверку контрагентов предлагают помогают провести сайт ФНС и банковские приложения, советует Газизулин. «Официальные задолженности, аресты товарных знаков, счетов, судебные процессы — это даже не красные, а черные флаги, и обо всем этом сегодня можно узнать из открытых источников», — объясняет он. Стоит посмотреть и на динамику точек франчазинговой сети: если их становится меньше, то, скорее всего, с развитием по этой модели какие-то проблемы.
Экстремальная экономическая модель
Сейчас франшизы, за исключением самых дорогих, стоимостью от 5 млн, в среднем окупаются за два года, и если франчайзер называет более долгий срок — это повод изучить его предложение повнимательнее, говорит создатель некоммерческой организации «Экосистема развития франчайзинга и предпринимательства», основатель FranchCamp Константин Урванцев. Но еще хуже, когда вам обещают окупаемость через полгода, что вызывает очевидные сомнения в реальности бизнес-модели, подчеркивает он. Кстати, стоит помнить, что большинство компаний рассчитывают среднюю окупаемость по показателям успешных точек, так что на практике она может быть ниже, особенно у больших брендов из ретейла, напоминает Юрий Михайличенко из Российской ассоциации франчайзинга.
Закрытость франчайзера
Если продавец франшизы отказывается предоставить контакты других своих франчайзи — это очень плохой признак, уверен Урванцев. Просить контакты — нормальная, даже обязательная практика, ведь постоянное взаимодействие франчайзи друг с другом и с головной компанией, встречи, общие чаты — едва ли не ключевой критерий, который сразу выдает хорошую франшизу, считает он.
Непубличность первого лица компании — тоже риск нарваться на недобросовестного франчайзера, считает Газизулин, так как скрытность и работа по франчайзингу несовместимы. Потенциального партнера также должен насторожить отказ предоставить документы, связанные с деятельностью компании. Например, учитывая сегодняшние реалии, перед покупкой франшизы у продавца косметики или электроники импортного производства вполне резонно попросить таможенные документы и сертификаты на товар. Если компания их не хочет показывать, то, скорее всего, есть проблемы с легальностью поставок.
Обещание 100% успеха
Это первый сигнал к тому, чтобы не работать с франчайзером, говорит Газизулин. «Если франчайзер уверенно гарантирует полный возврат средств, вложенных в проект, надо особенно внимательно читать предлагаемый договор — скорее всего, он так составлен, что исполнение его в части гарантий невозможно», — рассказывает гендиректор футбольных школ «Чемпионика» Андрей Кравченко. Или, продолжает он, что еще печальнее, франчайзер нацелен не на долгосрочную работу, а только на продажу как можно большего числа франшиз без понимания, как дальше будет их поддерживать. Обещание сходу выкупить бизнес, если дело не пойдет, должно настораживать, соглашается директор по развитию сети салонов «Пальчики» Светлана Хапаева. Франчайзер отдает партнеру свой опыт, свой бренд, свои технологии, но забрать все предпринимательские риски на себя не может, объясняет она.
Пакет без продолжения
Сказать, что такое «настоящая» и «ненастоящая» франшиза, с опорой на закон сейчас нельзя, государство никак это не регламентирует, и сам термин «франшиза» не фигурирует ни в одном законодательном акте, напоминает Газизулин. Но у серых, недобросовестных франшиз всё взаимодействие с франчайзи заключается, как правило, в подписании договора и передаче единожды подготовленного стандартного пакета документов, говорит член наблюдательного совета «Экосистемы развития франчайзинга и предпринимательства» Светлана Рацеева. Настоящий же франчайзинг — это фабрика предпринимателей, поэтому сильные франшизы передают партнерам обширный инструментарий для работы и готовы к обучению и наставничеству франчайзи на всех этапах, от старта до масштабирования бизнеса, заключает она.