К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Pre-IPO фонд «ВИМ Инвестиций» стал совладельцем сервиса аренды жилья «Суточно.ру»

Фото DR
Фото DR
Pre-IPO фонд под управлением компании «ВИМ Инвестиции» стал владельцем 16,03% в ульяновском сервисе бронирования жилья «Суточно.ру». Сумма сделки могла составить до 2 млрд рублей, а сам сервис может готовиться к IPO. Ранее источники говорили, что в покупке «Суточно.ру» заинтересован VK

«Фонд пре-АйПиО 2» под управлением акционерного общества «ВИМ Инвестиции» стал владельцем 16,03% сервиса онлайн-бронирования квартир «Суточно.ру», следует из данных СПАРК. Сделку заключили в марте 2024 года. Обе компании отказались ее комментировать. 

Управляющий венчурными фондами Sk Capital Александр Чайкин оценивает сумму сделки в 1 млрд рублей, а весь сервис — в 6–7 млрд рублей. Он считает, что всю компанию оценивали по мультипликатору 2x к выручке 2023 года, и предполагает, что около трети инвестиций пошли на выкуп долей у основателей «Суточно.ру». Глава сервиса бронирования жилья Tvil Алексей Черепахин согласен с цифрами, которые озвучил Чайкин. Оценка основателя консалтингового агентства в отрасли гостеприимства HotConsulting Романа Сабиржанова немного скромнее: он предполагает, что 16,03% стоили в пределах в 720–960 млн рублей, а всю компанию оценили в 4,5–6 млрд рублей. Источник Forbes на TravelTech-рынке оценивает сделку по покупке доли в «Суточно.ру» в 1,5–2 млрд рублей.

Привлечение инвестиций от pre-IPO фонда может быть стратегическим шагом для масштабирования бизнеса и подготовки к выходу на публичный рынок, считает Сабиржанов. Об этом говорит также основатель сообщества travel-предпринимателей Travel Startups Леонид Пустов: «Судя по всему, компания готовится к IPO». Такая стратегия может быть необходима «Суточно.ру», чтобы конкурировать с крупными сервисами в отрасли посуточной аренды жилья, говорит источник Forbes на TravelTech-рынке: «В сегменте «посутки» готовится большая битва, для этого нужны деньги, а IPO — способ привлечь их без кредитования». Более сильным игроком в этой нише источник называет «Авито Путешествия», а также отмечает, что конкуренцию может составить сервис «Яндекс Путешествия», который недавно вышел на рынок аренды квартир.

Чайкин тоже говорит о жесткой конкуренции в сегменте посуточной аренды квартир: «У ряда игроков «глубокие карманы», соответственно, нужны дополнительные инвестиции на развитие продукта, стимулирование арендодателей и маркетинг. Плюс, [нужен] запас на случай ценовой войны». Он не исключает, что «Суточно.ру» готовится к IPO, но, скорее, в перспективе нескольких лет. Вероятной альтернативой он считает продажу стратегическому инвестору вроде «Яндекса», Avito или Циан.

Черепахин из Tvil рассказал Forbes, что «ВИМ Инвестиции» предлагали ему продать свой сервис, чтобы обеспечить слияние с «Суточно.ру» перед IPO. Собеседники не пришли к компромиссу по условиям, и сделка не состоялась. Гендиректор «ВИМ Инвестиций» на вопрос Forbes об этом к моменту публикации не ответил.

Текущие инвестиции нужны «Суточно.ру» для продолжения агрессивной маркетинговой политики, считает гендиректор сервиса бронирования отелей МТС Travel Вадим Мельников: «Рекламный рынок в сегменте ОТА (онлайн-турагентств. — Forbes) перенасыщен крупными игроками». По его мнению, в следующем году борьба только усилится, так как присутствие на рынке нарастит «Авито Путешествия». Мельников добавляет, что, судя по приобретенной доле, сделка пока имеет портфельный, а не стратегический характер. 

По мнению Сабиржанова, для pre-IPO фонда «ВИМ Инвестиций» сделка — это возможность вложиться в перспективную компанию на этапе перед IPO, что может принести значительную прибыль в будущем. Сейчас доля «Суточно.ру» на TravelTech-рынке составляет 11%, сервис занимает третье место после «Островка» (29%) и «Яндекс Путешествий» (23%), говорит он. Чайкин считает, что «Суточно.ру» демонстрирует «прекрасные темпы роста», которые, вероятно, сохранятся в среднесрочной перспективе. По данным СПАРК, выручка «Суточно.ру» в 2023 году составила 3,12 млрд рублей, прибыль — 464,4 млн рублей. В 2022 году показатели составляли 1,71 млрд рублей и 87,2 млн рублей соответственно. 

В июле 2022 года покупкой «Суточно» заинтересовался холдинг VK (ранее Mail.ru Group), рассказывали Forbes источники. Холдинг намеревался расширить экосистему после ухода из России западных турагрегаторов Booking и Airbnb — на долю первого приходилось от 40% до 90% онлайн-бронирований. Ранее Forbes писал, что на рынке тогда начался передел: освободившееся место стали занимать такие компании, как «Островок», «Яндекс Путешествия», «Броневик» (в 2022 году его приобрел МТС) и другие. Мельников из МТС считает, что распределение доли Booking до сих пор не закончилось. 

Ульяновский предприниматель Юрий Кузнецов основал «Суточно.ру» в 2011 году. Согласно опросу сервиса Qqrenta, сделанного специально для Forbes, в 2022 году сервис был самой популярной в России системой бронирования у владельцев жилья после ухода Airbnb и Booking.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+