Стартап-суббота: «Светофор» в Малайзии и покупка доли Acronis
Forbes продолжает рубрику «Стартап-суббота» — еженедельный дайджест новостей из мира стартапов, венчура, малого и среднего бизнеса. В нем мы рассказываем о проектах, которые привлекли инвестиции, новых стартапах или выходе уже существующих в другие страны и сферы, а также о спорах между российскими компаниями и других событиях
Дайджест охватывает события с 5 по 9 августа.
Сделки
- Шведская инвестиционная фирма EQT купит контрольный пакет акций разработчика систем защиты данных Acronis, сообщает издание EU-Startups. Стороны не раскрыли детали сделки, но уточнили, что компанию оценили выше, чем по итогам последнего инвестиционного раунда, который состоялся в 2022 году. Тогда в нее вложили $250 млн по оценке $3,5 млрд. По данным TechCrunch, EQT могла оценить разработчика в $4 млрд. Acronis основали в Сингапуре в 2003 году выпускники МФТИ Сергей Белоусов и Илья Зубарев. Последний ранее входил в список 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes (в 2016 году его состояние оценивалось в $600 млн). С 2008 года компания зарегистрирована в Швейцарии.
- Образовательный холдинг Skillbox продал 10% в международной сети школ рисования Grafika ее сооснователю Андрею Ломтеву. По итогам сделки доля предпринимателя в ООО «Творческое образование» (юрлицо школы) выросла с 47,37% до 57,37%, следует из данных СПАРК. Аналитик Freedom Finance Global (владеет одноименным брокером) Владимир Чернов оценил 10% компании в 29–60 млн рублей. Ломтев основал сеть вместе с партнером Юрием Самохваловым в 2016 году. За восемь лет она разрослась до 60 филиалов в России, Белоруссии и Молдове. Согласно данным СПАРК, за 2023 год ее выручка составила 137,3 млн рублей, чистая прибыль — 58 млн рублей. Skillbox приобрел миноритарную долю в Grafika в 2022 году с намерением ее увеличить до конца 2023-го, сообщал источник Forbes.
- Российский производитель натуральных напитков и продуктов re-feel привлек 50 млн рублей от российского фонда 3 STREAMS, сообщает Rusbase. Средства направят на расширение продуктовой линейки, улучшение сервиса и увеличение клиентской базы. Компанию в 2020 году запустили основатели коммуникационного агентства Setters Евгений Давыдов, Александра Жаркова и Алина Чичина. В 2022 году в нее инвестировал ресторатор Александр Сысоев. Он вложил около $100 000 по оценке 170 млн рублей. По итогам прошлого года ООО «РЕ-ФИЛ» (юрлицо проекта) нарастило годовую выручку почти вдвое, до 80,3 млн рублей, следует из данных СПАРК. На сегодня основная доля в компании — 64,25% принадлежит Чичиной.
Запуски
- Российская сеть дискаунтеров «Светофор» планирует выйти в Малайзию, сообщает портал Shopper’s. По данным источника издания, компания ожидает разрешение на работу от Министерства внутренней торговли страны. Под каким названием планируется открыть магазины, пока неизвестно. Сеть «Светофор» открыли в России братья Сергей и Андрей Шнайдеры вместе с матерью Валентиной Шнейдер. Семья Шнейдер ранее входила в список 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes (в 2021 году ее состояние оценивалось в $650 млн). До этого они занимались продажей алкоголя. Первую зарубежную точку компания запустила в 2019 году под брендом Mere в немецком городе Лейпциг. Со временем сеть нарастила географию присутствия в Европе: сейчас она работает в семи странах, включая Бельгию, Испанию и Францию. Согласно официальному сайту Mere, в планах компании — открыть 105 дискаунтеров в Польше, а также точки в Румынии, Германии и Азербайджане.
- Сервис заказа еды и продуктов «Яндекс Лавка» открыл первый офлайн-магазин общей площадью 230 кв. м в Пресненском районе Москвы. О том, что «Яндекс» планирует запустить продуктовые минимаркеты, издание Shopper’s сообщало еще в середине июля. Компания не раскрыла объем инвестиций в точку. По оценке управляющего партнера консалтинговой компании Retaility Дмитрия Токарева, они могли составить 7-8 млн рублей. Как рассказали Forbes в компании, магазин работает в тестовом режиме, есть ли в планах новые точки, в «Яндекс Лавке» не раскрыли.
Цифры
- Более 60% уехавших за рубеж айтишников работают на компании, связанные с Россией, пишут «Ведомости» со ссылкой на результаты опроса IT-рекрутингового агентства NewHR. Непосредственно с российским бизнесом сотрудничают 25% опрошенных, еще 36% — с зарубежными предприятиями с российскими корнями. Только 27% релокантов трудоустроены в иностранные фирмы. Как рассказала изданию основательница NewHR Кира Кузьменко, освоиться за рубежом российским специалистам во многом мешает разница в культурных кодах: «В некоторых случаях люди не готовы принимать новую культуру и предпочитают работу в культурно близкой среде». Более половины респондентов при этом хотели бы сменить работодателя на иностранного, следует из результатов опроса.
- Объем российского рынка e-grocery (онлайн-торговли продуктами питания) во II квартале 2024 года упал на 3,2% по сравнению с I кварталом, до 300 млрд рублей, пишет «Коммерсант». Согласно оценкам аналитического агентства INFOLine, сильнее всего объем заказов сократился на маркетплейсе Wildberries — на 22,4%, до 22,9 млрд рублей. На Ozon падение составило 7,9%, до 25,8 млрд рублей, у сети гипермаркетов «Ленты» — на 7,7%, до 17,7 млрд рублей, у сервиса доставки продуктов «Купера» (ранее «Сбермаркет») — на 6,7%, до 52,7 млрд рублей, у сети супермаркетов «ВкусВилл» — на 4%, до 44,8 млрд рублей. Эксперты, опрошенные изданием, связывают тренд с изменением потребительского поведения, ростом цен на продукты и общим сокращением доходов населения в России.