К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Вопрос на миллион: какие сегменты рынка фемтех привлекают инвесторов

 Фото Олега Елкова / ТАСС
Фото Олега Елкова / ТАСС
Мировые вложения в технологии, направленные на поддержание женского здоровья, уверенно растут. За неполный 2024 год они составили $1,1 млрд против $934 млн в прошлом году. Какие сегменты так называемого фемтеха больше других привлекают инвесторов и с какими проблемами сталкиваются стартапы в нише — в колонке для Forbes рассказывают директор по инвестициям Kama Flow Сергей Гайворонский и инвестиционный аналитик Kama Flow Анна Лабунец

Фемтех (от англ. female technologies — «женские технологии») объединяет стартапы, которые сфокусированы на здоровье и специфических проблемах женщин, включая трекеры менструации, беременности, технологии для диагностики онкологии и пр. Вложения в этот сегмент в мире уверенно растут, несмотря на общее замедление венчура. За неполный 2024 год компании, которые занимаются поддержкой женского здоровья, собрали $1,1 млрд. В 2023 году объем инвестиций в сектор составил $934 млн. Часть суммы обеспечил мегараунд Flo, который состоялся во II квартале 2024 года. Компания, основанная белорусскими предпринимателями, привлекла $200 млн от глобального фонда прямых инвестиций General Atlantic. По итогам раунда оценка компании превысила $1 млрд, что сделало ее первым «чисто цифровым» приложением в сфере фемтеха, достигшим статуса «единорога» в Европе. 

Telegram-канал Forbes Woman
Про женщин, которые меняют мир
Подписаться

Почему ниша растет

По данным PitchBook, женщины составляют около половины населения Земли. Однако объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в сфере здравоохранения, направленных конкретно на женское здоровье, не превышает 4%. Это огромный разрыв между спросом и предложением продуктов и услуг. Он и привлекает к себе предпринимателей. 

К другим ключевым драйверам ниши можно отнести следующие тренды: 

 
  • женщины все меньше стесняются обсуждать свое здоровье и готовы делиться чувствительной информацией в том числе с онлайн-сервисами. Этому способствуют различные международные программы, такие как правительственная «Стратегия женского здоровья Великобритании» (UK Women’s Health Strategy) или «Большие вызовы глобального здравоохранения» (Global Grand Challenge) от благотворительного фонда Билла и Мелинды Гейтс, медицинские учреждения, которые предлагают регулярные чекапы женского здоровья, а также эксперты и лайфстайл-блогеры; 
  • современные женщины не торопятся заводить детей — рожать первенца в 45 лет постепенно становится нормой. При этом выносить ребенка в более зрелом возрасте может быть сложнее, чем в молодости. Поздняя беременность также связана с рисками развития хромосомных заболеваний, гестационного диабета у младенца. Отсюда спрос на решения, которые помогают лучше контролировать течение беременности; 
  • по данным опроса GOBankingRates, в США 70% женщин полностью или частично управляют бюджетом домохозяйства. По миру этот показатель составляет 28,5%, отдельно в развитых странах — 42%.   

Какие сегменты фемтеха привлекают больше всего денег 

Фемтех-сфера очень разнообразна. Она охватывает 12 направлений, включая тесты на беременность и овуляцию, средства диагностики и лечения заболеваний, характерных для женщин. 

Наибольший объем инвестиций в 2018–2023 годах привлек сегмент «Общее здоровье и благосостояние» ($2,2 млрд). Сюда относятся приложения для мониторинга общего состояния здоровья, подбора витаминов и даже занятий спортом. Стартапы наподобие SOS, который устанавливает вендинговые автоматы с предметами личной гигиены (прокладками, салфетками и дезодорантами) в общественных местах, также попадают в эту категорию. К слову, SOS осенью 2023 года привлек $7,6 млн. В эту сферу вкладываются чаще, чем в другие сегменты фемтеха, поскольку она требует меньше вложений в исследования и разработку. 

 

Второй по объему инвестиций сегмент ($1,1 млрд) — репродуктивное здоровье и контрацепция, следует из данных платформы для инвесторов Dealroom. Он охватывает широкий набор бизнес-моделей, от приложений для мониторинга репродуктивного пути пациента до клиник, которые занимаются экстракорпоральным оплодотворением (ЭКО). Так, Aprisity, первая виртуальная клиника по лечению бесплодия, привлекла €17 млн в 2022 году. Популярность сегмента связана с многими факторами. И один из них — растущий уровень бесплодия в мире. Сегодня одна из шести пар не может зачать ребенка. А это драйвит спрос на ЭКО и другие репродуктивные решения. 

Третий по объему инвестиций сегмент ($839,6 млн) — сервисы и продукты для диагностики, профилактики и лечения онкологических заболеваний у женщин, например рака груди или шейки матки. Яркий пример — платформа Endomag. В апреле 2024 года ее приобрел американский дистрибьютор медицинского оборудования для диагностики и хирургии Hologic. Сумма сделки составила примерно $310 млн. Интерес к сегменту связан с печальной статистикой онкологических заболеваний. Только в США число выявленных случаев рака молочной железы растет на 0,5% ежегодно. 

Что мешает развитию сектора 

Хотя объем финансирования фемтеха растет, его все равно недостаточно. В 2023 году венчурные инвестиции в эту нишу составляли лишь 3,5% от общих вложений healthtech (технологии в сфере здравоохранения). А дефицит средств затрудняет масштабирование существующих решений. 

 

Почему так? Венчурные инвесторы зачастую сфокусированы на стартапах, которые либо уже получают выручку, либо с высокой вероятностью принесут ее в течение года, тогда как развитие фемтех-решений требует длительных исследований и разработки (RnD), клинических испытаний и ожидания разрешений на выпуск продуктов от регулирующих органов.  

Еще одна смежная проблема: доминирование мужчин в инвестиционной сфере. А они склонны недооценивать важность и пользу фемтех-решений, так как плохо их понимают. Так, по данным отчета организации European woman in VC («Европейские женщины в венчуре»), в Европе лишь 9% активов находятся под управлением женщин. Более того, женщины-предприниматели, как правило, собирают вдвое меньше инвестиций во время раунда, чем мужчины. Для фемтеха, где 70% стартапов основаны женщинами, это одна из самых острых проблем. 

Как выглядит российский рынок фемтех

Отрасль имеет огромный потенциал в России. На 2023 год в стране проживали 35 млн женщин репродуктивного возраста, и все они — потенциальные пользователи фемтех-решений. На отрасль уже смотрят крупные российские экосистемы. Так, в 2023 году холдин VK представил линейку сервисов «Родители и дети» для молодых родителей, а телекоммуникационный оператор МТС в этом году запустил wellness-приложение для женщин Clatch. Оно среди прочего помогает отслеживать и прогнозировать цикл.

Впрочем, если анализировать исключительно инвестиционные сделки, то может показаться, что в этой сфере ничего не происходит. За последние два года инвестиции собрали разве что сервисы по подбору витаминов, такие как VitoBox, Vitamania и Halsa. Но их было бы неправильно относить только к фемтех, так как они не фокусируются исключительно на женщинах. Последняя крупная сделка c фемтех-проектом состоялась в 2021 году, когда стартап Mami.chat (организует консультации с врачами для женщин) привлек $500 000 от совладельца сети клиник «Мать и дитя» и других инвесторов. 

Почему так мало сделок? В России нет институциональных инвесторов, которые систематически поддерживали бы отрасль. К тому же фемтех, как правило, теряется среди множества других medtech-решений (медицинские технологии). Впрочем, число стартапов и объем инвестиций будет расти.

 

Одним из основных драйверов станет импортозамещение ушедших из России сервисов и технологий. Влияние окажет и политика, направленная на повышение рождаемости.

Большую роль сыграет и развитие женского предпринимательства. Такие проекты, как FLOW (Female Leaders Opportunities and Wholeness, программа для женщин по формированию стратегии личностного и профессионального развития) от «Школы управления Сколково» или программа «Женское лидерство» от Б1 (бывший EY), вдохновят многих женщин на реализацию своих карьерных и бизнес-амбиций. В России уже растет число руководительниц. Анализ кадровой компании UTEAM показал, что в 2023 году 34% претенденток на управленческие должности получили соответствующий оффер от работодателя. В 2021 году эта доля составляла 23%.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+