К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Нетоксичная атмосфера: как зумеры-руководители изменят управление бизнесом

Фото Annie Spratt / Unsplash
Фото Annie Spratt / Unsplash
В соответствии с теорией поколений, люди, родившиеся в 1996–2012 годах, относятся к поколению Z. Им не довелось жить в мире без цифровых технологий и социальных сетей. Поэтому про них даже говорят, что они выросли со смартфонами в руках. Многие из Z-поколения уже вышли на рынок труда, а некоторые даже заняли руководящие должности. О том, как меняется управление бизнесом с приходом зумеров в менеджмент, в колонке для Forbes рассказывает эксперт в организационной эффективности и проведении крупных трансформаций в компаниях Артем Шуваев

В России самая массовая возрастная группа среди топ-менеджеров крупного бизнеса — 40–50 лет. Однако уже сейчас некоторые бизнес-юниты в отечественных компаниях возглавляют представители поколения Z. Согласно данным исследовательского института ADP, в 2023 году зумеров продвигали на руководящие должности в 1,2 раза чаще, чем в 2019-м. И тренд будет набирать обороты. На сегодня численность населения Земли составляет 8,1 млрд человек, и зумеров из них — больше 1,7 млрд человек. Это уже самое многочисленное поколение на планете, поэтому именно оно будет определять будущее человечества во всех его аспектах, включая экономику и бизнес. 

Что изменится в корпоративной культуре с массовым приходом зумеров на управляющие позиции? Ниже рассмотрим несколько основных трендов. 

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Человекоцентричный подход 

Зумеры чувствительны и эмоциональны. Согласно исследованию ВЦИОМ, они больше других поколений подвержены стрессу и к 18–24 годам часто становятся постоянными клиентами психологов. Так как они заботятся о своем ментальном здоровье, то бережно относятся и к чувствам других — об этом говорят исследования американских ученых. Для них токсичная атмосфера в компании — один из «красных флагов». Поэтому зумеры-управленцы будут продвигать человекоцентричный подход к корпоративной культуре: стараться создать дружелюбный микроклимат в коллективе. Так, для них будет нормой поинтересоваться у подчиненного, не слишком ли большая на нем лежит нагрузка, отпустить сотрудника на несколько дней посреди недели, даже если это может «подставить» коллег, и многое другое.

 

Встречи тет-а-тет 

Некоторые представители бизнеса замечали, что зумеры зачастую не выходят на работу после подписания офера или могут уволиться одним днем, отключив после этого телефон. Зумерам на руководящих позициях такое поведение несвойственно. Но, зная о подобной особенности поколения, они будут иначе выстраивать работу с подчиненными. Они будут делать больше для того, чтобы сотрудникам нравилось и хотелось работать в компании: например, регулярно встречаться с каждым сотрудником один на один, чтобы узнать, как он чувствует себя в компании, к чему стремится, соответствуют ли задачи его ожиданиям и пр. 

Социальная миссия 

Другая особенность зумеров — интерес к окружающей среде. Они хотят сделать мир лучше, а планету — чище. Поэтому им важно работать в компаниях с миссией и своим трудом приносить пользу обществу. Это резко контрастирует с ценностями предыдущих поколений, у которых в приоритете — зарплата и карьерный рост. 

 

С массовым приходом зумеров на руководящие позиции социально значимые проекты бизнеса станут неотъемлемой частью корпоративной культуры. Они будут переводить компании на возобновляемые источники энергии (к ним относятся, например, ветер и солнце), поощрять экоинициативы среди сотрудников: использование многоразовых пластиковых стаканов для кулеров, обучение практикам раздельного сбора мусора. Нормой станет премирование за подобные проекты. 

Акцент на технологиях

Как поколение, выросшее с гаджетами в руках, зумеры будут автоматизировать процессы с помощью технологий. Они же будут активно выступать за внедрение искусственного интеллекта, чтобы избавить подчиненных от рутинных процессов и высвободить время команды на творческие и стратегические задачи. 

Гибридный график 

Период взросления зумеров совпал с пандемией коронавируса, поэтому они не хотят ходить в офис и не требуют этого от других. Их приоритет — качественно и в срок выполненное задание, а не правила трудового распорядка. Они также ценят свою личную жизнь, поэтому сверхурочные с работой по выходным превратятся в дурной тон с приходом зумеров на руководящие позиции. 

 

Четырехдневная рабочая неделя

В фокусе зумеров — эффективность. Поэтому рабочая неделя станет более гибкой и короткой. Многие страны уже заигрывают с идеей четырехдневной недели. Такие эксперименты проводят Великобритания, Бельгия, Казахстан, ЮАР, Япония.  Благодаря такой трансформации сокращаются затраты на воду и электричество, а сотрудники реже сталкиваются с выгоранием и эффективнее сочетают рабочие обязанности и личные нужды. Как поколение, которое заботится об окружающей среде и своем ментальном здоровье, зумеры только ускорят этот переход. 

Основные риски

Приход поколения Z на топовые позиции может принести как положительные, так и негативные изменения в культуру компаний. Так, свойственная зумерам эмпатия может сыграть злую шутку с бизнесом. Такие руководители могут в разгар проекта отпустить сразу несколько ключевых сотрудников, которые выгорели или же столкнулись со сложными жизненными обстоятельствами. В результате сдача работы окажется под угрозой, а оставшимся сотрудникам придется взять на себя вдвое больше задач. 

На первых порах могут возникнуть и трения между руководителями разных поколений. Миллениалам и бумерам может показаться, что зумеры меньше вовлечены в работу, раз те не появляются в офисе и отказываются от работы на выходных. Решить эту проблему можно с помощью диалога. Поколению X придется понять, что не все живут работой так, как они, а поколению Z — с уважением относиться к желанию проводить важные встречи очно. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+