Не до конкуренции: почему венчурные фонды будут чаще инвестировать вместе с ангелами
В начале 2024 году венчурные фонды США установили новый рекорд неинвестированных средств: накопленные резервы составили $311 млрд. Они стали осторожнее и теперь предпочитают рискованным вложениям в стартапы инвестирование более крупных компаний или поддержку портфельных проектов. И это небезосновательно: за 2022–2023 годы многие фонды столкнулись с нежеланием своих инвесторов исполнять обязательства, а также со сложностями в привлечении нового капитала для будущих вложений.
Одновременно с этим венчур становится все доступнее для малых вкладчиков — тех, у кого объем свободных денег на конкретном этапе слишком мал, чтобы привлечь внимание фондов. Роль Limited Partner (LP) — инвесторов, обеспечивающих фонды средствами, — для них пока закрыта. Но они активно пользуются услугами синдикатов, инвестируя вскладчину небольшими чеками. Сообщества инвесторов, или синдикаты, чаще начинают вкладывать вместе с небольшими фондами — это позволяет последним решить проблему доступности капитала. Такая модель вложений в стартапы ранних стадий в ближайшие несколько лет может стать популярной. Почему?
От закрытости до со-инвестиций
Уже давно глобальный венчурный рынок возглавляют фонды, которые были основаны в 80–90-х годах прошлого века, а знаменитый сделкой с компанией Apple фонд Sequoia Capital — аж в 1972-м. Они привлекают много денег от крупных инвесторов и в закрытом режиме инвестируют в стартапы. В их основе — классическая структура принятия решений командой управляющих партнеров и линейная управленческая модель. Этот подход не менялся уже 30 лет.
Тем временем на рынке становилось все больше частных инвесторов, которые тоже хотели участвовать в сложнодоступном процессе финансирования стартапов. Так в 2010 году в США появилась онлайн-платформа для венчурных со-инвестиций Angellist. Поначалу это был клуб бизнес-ангелов из 50 человек, потом он разросся до 1500 участников, а в конечном счете превратился в платформу, где можно объединяться и создавать свои фонды.
С развитием Angellist популярной стала модель синдикатов — объединений людей, которые вместе инвестируют небольшими чеками. Суть в том, что один инвестор приглашает других, как правило, частных лиц присоединиться к его сделке на тех же условиях, что и он сам. И со временем синдикаты ангелов все чаще стали инвестировать вместе с фондами.
К примеру, еще в 2013 году в Израиле заработала инвесткомпания OurCrowd. Поначалу она была синдикатом, но позже, с 2020-го начала делать свои фонды на деньги корпоративных и институциональных инвесторов. Сегодня примерно половину вложений OurCrowd делает по модели «фонд плюс синдикат», то есть часть капитала дает фонд, а часть — ангелы из своего же синдиката. Клуб бизнес-ангелов в 2021 году создал и Hustle Fund из Силиконовой долины. То, что начиналось как эксперимент, превратилось в крупнейший генератор дохода для фонда.
В русскоязычном пространстве тоже есть такие примеры, самый известный — Altair Capital. Он появился как фонд, который вкладывает в ранние стартапы. А в 2017 году запустил свой синдикат AltaClub, который с тех пор со-инвестирует почти каждую сделку фонда. Еще пример: венчурная фирма TMT Investments в 2023 году запустила TMT Club — он предлагает ангелам синдикатные сделки со стартапами, в которые инвестирует и сам фонд.
Венчурная демократия
Коллаборации фондов с синдикатами — очевидный тренд. Но это только начало: на фоне изменений в венчуре в ближайшие годы таких сделок будет все больше. Почему? У фондов традиционно два основных запроса — деньги и проекты: все они хотят привлечь больше инвестиций и получить доступ к большему числу сделок. Сейчас эти запросы стоят особенно остро. И работа в связке с синдикатом отвечает на них — фонд получает доступ к большому количеству ангелов с капиталом, через которых проходит много стартапов. Конечно, речь пока идет о закрытии таким образом сделок на ранней стадии. Но некоторые клубы ангелов способны собирать и по несколько миллионов долларов вскладчину и вместе с фондами финансировать более «взрослые» стартапы.
Мотивация фонда здесь может быть и другой. Кто-то использует сообщества частных инвесторов как PR-инструмент, чтобы аккумулировать вокруг себя потенциальных LP. Кто-то видит в коллаборации с синдикатами возможность компенсировать собственные затраты: нередко фонды берут с ангелов комиссию за присоединение к сделке или за успешный выход из проекта в будущем.
В чем же интерес синдиката? У отдельных ангелов меньше аналитического ресурса, поэтому нередко они приносят в ангельские сообщества более рискованные сделки. Из-за этого страдает риск-профиль всего синдиката. Бывают случаи, когда синдикатор — ангел, который предлагает инвестиционную возможность — вкладывает в проект небольшую сумму и стремится сразу отбить ее за счет комиссии, собираемой с присоединяющихся к сделке соинвесторов. Налицо конфликт интересов — такой синдикатор рискует меньше других и зачастую только чужими деньгами. И это тоже портит портфель проектов синдиката. Участие фонда в сделке решает эту проблему: он инвестирует в стартап куда больше того, сколько зарабатывает на комиссии, а значит и рискует больше других. Кроме того, у фонда есть аналитический ресурс, а значит он может принести менее рискованные сделки, прошедшие более глубокий due diligence (комплексную проверку рисков), чем может обеспечить синдикат.
Финалом развития совместных инвестиций станет децентрализованная финансовая система, где фонды и синдикаты связаны по принципу многие ко многим. Фонды в этой системе работают по модели Fund-as-a-Service (FaaS — фонд как сервис): взаимодействуют с синдикатами и привлекают через них деньги на проекты. Синдикаты же отдают на аутсорс фондам непрофильную для себя функцию анализа и оценки стартапов, а сами развивают модель Community-as-a-service (CaaS — сообщество как сервис) — строят комьюнити лояльных инвесторов. Все это еще больше демократизирует венчур — позволит большому числу людей с малыми чеками участвовать в качественных сделках. А это, в свою очередь, сыграет на руку стартапам: вместо одного инвестора-фонда они будут получать целую группу вкладчиков — иными словам, консультативный совет, который поддерживает и финансовым, и интеллектуальным, и социальным капиталом.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора