Как экс-продакт-менеджер «Яндекса» устроилась в аукционный дом Phillips за рубежом
Моя карьера началась в 2018 году с позиции продакт-менеджера в «Яндексе». Мне, в частности, доверили монетизацию геосервиса «Яндекс Карты». Спустя два года я перешла в холдинг VK. А в 2021 году устроилась в московский офис американского разработчика FunCorp. Его основные продукты — рекомендательные ленты с мемами iFunny и ABPV.
В начале 2022 года, в период неопределенности, я вернулась в «Яндекс» и занялась сервисом коротких роликов «Дзен Видео» (сейчас входит в VK). На этой позиции я отвечала за ключевые метрики, такие как DAU (Daily Active Users, ежедневно активные пользователи) и TimeSpend (время, проведенное пользователями в ленте с видео) и руководила командой из 30 человек.
Для успешного развития продукта требовалось постоянно изучать рынок и функционал конкурирующих платформ — в первую очередь Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) и TikTok. Со временем они стали недоступны в России. Тогда же я поняла, насколько важно для меня оставаться частью международного сообщества, свободно изучать контентные платформы, и решила найти работу за рубежом. Выбор пал на США, как один из крупнейших рынков для UGC-продуктов (с пользовательским контентом).
Трюки с резюме
Искать работу я начала в феврале 2023 года и уже спустя полтора месяца получила приглашение от аукционного дома Phillips с офисами в Нью-Йорке и Лондоне. Теперь я отвечаю за развитие веб- и мобильных платформ, которые позволяют участвовать в торгах онлайн.
Найти работу в короткий срок мне помогло несколько факторов. В первую очередь, я переписала трудовой опыт в резюме так, чтобы он был понятен зарубежному рекрутеру: добавила описания проектов, над которыми работала, ключевые метрики и пр. Например, строчку о «Яндекс Картах» я оформила так: Yandex.Maps | The biggest geoservice in Russia with more than 50 millions MAU (крупнейший геосервис в России с более чем 50 млн активных уникальных пользователей в месяц).
Я также проанализировала 10 вакансий старших продакт-менеджеров, выделила в них 50 ключевых слов и добавила их в резюме. Иначе оно не прошло бы первичный отбор — с помощью систем управления кандидатами (ATS). Они анализируют информацию о соискателе по ключевым словам (например, продакт-менеджер, инновации, креативность и пр.) и сообщают рекрутерам только о тех кандидатах, которые соответствуют требованиям работодателя. Чтобы не перегружать резюме, часть слов можно прописывать белым цветом. Они распознаются ATS, но не видны человеческому глазу.
Кроме того, я убрала из резюме дату окончания университета, чтобы избежать возрастной дискриминации, указала американский номер телефона, подчеркнув таким образом готовность к работе в США, и добавила фразу белым шрифтом о том, что моя кандидатура идеально подходит под требования вакансии. Последнее также считывается ATS. Получившийся документ я прогоняла через сервисы оценки, доступные в интернете, чтобы оценить свои шансы на успех.
Готовое резюме я отправляла в компании через знакомых, по реферальным программам, либо точечно менеджерам и рекрутерам, которых находила в деловой социальной сети Linkedin (заблокирована в России). Я также использовала WonsaltingAI. Это сервис на базе искусственного интеллекта, который автоматически откликается на десятки вакансий за соискателя.
Помимо резюме, я обновила профиль в Linkedin и в марте 2023 года стала регулярно публиковать там посты о технологиях и своей работе. Это привлекло внимание рекрутеров — на меня стали выходить представители TikTok, Microsoft, DoorDush в США. Но договориться с ними не удалось: у меня не было американской рабочей визы, и компании отдавали предпочтение кандидатам с разрешением на работу.
ИИ для соискателя
Одним из самых сложных этапов поиска работы оказалось собеседование. Во время бесед с рекрутерами важно рассказывать о своем опыте и достижениях структурно. Я использовала для этого модель STAR (Situation, Task, Action, Result — в переводе с английского: «ситуация», «задача», «действие», «результат») и отрабатывала навык с помощью онлайн-сервисов. Среди прочего использовала проект онлайн-школы Skyeng — чат-бот AI HR Interview, созданный на базе Chat GPT. Он симулирует интервью с HR-менеджером в международные IT-компании, включая «Яндекс», Google, Apple и другие. Одно из достоинств инструмента — он подмечает и исправляет речевые ошибки. Я также использовала Poised, интегрируемый в сервис видеозвонков Zoom. Приложение подсказывает, как звучать более уверенно и убедительно во время разговора, поправляет речевые ошибки и пр.
На основе этого опыта я вывела несколько рекомендаций для тех, кто готовится к собеседованию:
- Внимательно слушайте вопрос собеседника и фиксируйте детали. Старайтесь при этом сохранять с интервьюером зрительный контакт, чтобы показать ему свою заинтересованность;
- Не стесняйтесь уточнять детали, чтобы до конца понять вопрос и ожидания интервьюера;
- Прежде чем ответить, дайте себе время на размышление. Продуманный ответ ценится выше, чем поспешный;
- Если вы обнаружили, что ваши рассуждения неверны, или интервьюер кажется обеспокоенным, не стесняйтесь остановиться, взять паузу и, если нужно, скорректировать ответ;
- Продемонстрируйте во время разговора интерес к корпоративной культуре компании и готовность адаптироваться к ее ценностям;
- Не забудьте кратко подытожить сказанное во время беседы, чтобы подчеркнуть ключевые аспекты вашего ответа.
Какие выводы еще я сделала на основе своего опыта:
- Учите язык. Владение английским на высоком уровне — ключ к предложениям на зарубежном рынке. К тому же с ним легче адаптироваться в новой стране;
- Готовьтесь к собеседованиям и не пренебрегайте инструментами на основе искусственного интеллекта;
- Чем больше людей знает, что вы ищете работу, тем выше вероятность получить заветное предложение. Поэтому рассказывайте о себе в социальных сетях, участвуйте в профессиональных мероприятиях и конференциях;
- Не бойтесь ошибаться и выходить из зоны комфорта. Каждая ошибка — это ценный урок.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора